19 марта я своей собственной персоной оказалась на генеральной репетиции "Дамы с камелиями" в Большом театре)) Отмечу сразу, что я не считаю эту работу Ноймайера "затянутой", "скучной", "неинтересной" (далее по списку нелицеприятных эпитетов). Ноймайер мне всегда нравился как хореограф, мне очень понравилась встреча с ним в Бахрушинке, где он проявил себя как необыкновенно умный человек, удивительно цельная личность. История несчастной куртизанки мне тоже нравится (и в оперном, и в балетном исполнении), мне её так жалко всегда...
И вот генрепа... Отзыва с описанием хореографии и всех "па" не будет, я скорее хочу поразмышлять о спектакле, пофилософствовать (иногда сумбурно), поделиться своими чувствами.
***
Аукцион в квартире Маргариты. И мне сразу стало невыносимо грустно... Жил себе человек, его окружали определённые вещи. Человек умер, его больше нет, а вещи остались, правда они тоже становятся какими-то "полумёртвыми", "безжизненными". Но они были частью её бурной жизни, а сейчас в её доме ходят совершенно чужие ей люди, трогают всё, разглядывают, не задумываясь, что прикасаются к чужой жизни...
Арман испытывает ужас от того, что он видит мёртвый дом, мёртвые вещи, а ЕЁ он вообще больше не увидит... Нахлынувшие воспоминания заставят эти вещи и дом ожить, пусть и на весьма короткое время его полу-сна...
Воспоминания увлекают его далеко, во времена их первой встречи. Она покорила его сразу.
Все смотрят балет "Манон Леско". Ноймайер сознательно проводит параллели между двумя куртизанками - Манон, жившей в XVIII веке, и Маргаритой из века XIX. Если Маргарита всё-таки способна на глубокие, настоящие чувства, то Манон хореограф "показывает" более легкомысленной, неглубокой, готовой предать возвышенные чувства. В исполнении Тихомировой Манон предстала вульгарной, дешёвой потаскухой, лихо вскидывающей по сторонам ноги и развязно дёргающей плечиками. Противопоставление получилось сильное))) Маргарите неприятна эта история, она испытывает ужас. Эта история, действительно, является очень важной для понимания характера и трагедии Маргариты.
Совершенно роскошной была сцена в спальне Маргариты. Арман был таким любящим и нежным. Он заботливо хочет её обнять, пожалеть, когда Маргарита сильно закашлялась, ему неважно, как она выглядит в этот момент, а она по привычке пытается быть кокетливой и улыбчивой. Но его любовь делает ненужной кого-то из себя изображать, когда можно быть естественной и просто любить. Дуэт был наполнен любовью, нежностью (с точки зрения исполнения - технической безупречностью и кажущейся лёгкостью). Очень понравилась одна из поддержек. Я не знаю, есть ли у неё профессиональное название - Маргарита "лежит" на шее Армана, полностью вытянувшись, перпендикулярно его телу. Она словно его крест, который он будет нести всю свою жизнь (а эта поддержка будет несколько раз повторяться в их последующих дуэтах)
Но ПОКА она ещё не готова полностью отказаться от прошлой жизни, их связь остаётся тайной, она веселится вместе со своими друзьями и наслаждается богатой и беспечной жизнью. И вот здесь нужно несколько слов сказать о Гастоне. Эту партию исполнил Михаил Лобухин, и это было невообразимо шикарно!!! По-мужски развязно, с бьющей наповал мужской силой Гастон наслаждался жизнью, женщинами и бездельем...
Но быть и с богатым спонсором, и с любимым мужчиной одновременно нельзя. Она должна сделать выбор. Она снимает с себя украшение, подаренное Герцогом, и выбирает не расчёт и богатство, а любовь и нежность...
Но счастье их было недолгим... Папаша Армана не может вынести такого пятна на репутации сына, своей и всей семьи. Партия Месье Дюваля в основном "сидячая", но когда наконец-то Дювалю нужно был танцевать, Андрей Меркурьев раскрыл перед нами все грани своего таланта танцовщика и драматического артиста. В самом начале папаша даже не подходит Маргарите, брезгует поцеловать ей руку, упрекает, но когда Маргарита готова принести себя в жертву, он видит не падшую женщину, а женщину любящую, ВЕДЬ ТОЛЬКО ТОТ, КТО ЛЮБИТ, ГОТОВ ПРИНЕСТИ СЕБЯ В ЖЕРТВУ. На прощание Дюваль уже целует ей лоб и руку.
Сама сцена объяснения Дюваля и Маргариты решена, на мой взгляд, очень интересно. Маргарита разговаривает с ним, но ей вновь мерещится Манон, Герцог и весь тот грязный и продажный мир, который она оставила ради ПОДЛИННОГО, но который тянет её назад к мужчинам и украшениям (именно это ей сулит окружение, завлекательно тряся всякими поблёскивающими побрекушками). Но этот мир вызывает уже у Маргариты отвращение, а судьба Манон вновь надвигается на неё...
Ей предстоит прощание с Арманом. Они ещё увидятся, но всё-таки этот дуэт можно назвать прощальным. Это было прощание с былым счастьем, которое приносит только взаимная и чистая любовь.
И здесь я отмечу исполнителей главных партий - Захарову и Ревазова. Горячей поклонницей Светланы я не являюсь, я признаю её достоинства балерины, но она для меня всегда как бы наблюдение за красивыми линиями со стороны. Но эта роль, как мне кажется, ей очень подходит. Здесь я увидела её драматический талант и умение показать самые разные чувства своей героини. Эдвин Ревазов мне тоже понравился. Не знаю, каким он был на премьере, но на генрепе он был интересен. Он не переигрывал лицом, у него очень говорящее тело, я ему верила. А ещё у них был красивый дуэт, Ревазов, на мой взгляд, очень надёжный партнёр для Светланы. Так что главная пара этого балета оставила сильное впечатление...
Очень сильной была сцена, когда Арман читал письмо Маргариты и "видел" свою любимую в постели с другим. Я испытала отвращение, а несчастный Арман теряет сознание...
Ещё одно интересное наблюдение. После ночи любви, когда Арманом движет желание сделать больно Маргарите, он должен "швырнуть"/ "дать" / "бросить" деньги. В опере очень часто эмоциональные, заигравшиеся тенора швыряют эти деньги Виолетте в лицо, а иногда пытаются засунуть их в рот, в декольте и т.д., пытаясь ну уж совсем унизить женщину... Ноймайер, наверное, пожалел Маргариту, и ноймайеровский Арман не может так резко и грубо это сделать. Он ей просто отдаёт конверт, и уже сама Маргарита, открывает его, а на неё сыпятся эти деньги. Конечно, Маргарита унижена, но это "более гуманно", если можно так выразиться, чем швыряние денег в лицо.
Конец этой истории печален. Больная, одинокая женщина умирает в одиночестве, её преследуют Манон и Де Грие. Она так боялась этой героини, но она во многом повторяет её несчастную судьбу... Её жизнь была недолгой и несчастной, но "падшая женщина" оказалась способна испытать настоящую любовь и жертвенность. Не потому ли Художников всегда так привлекала и привлекает история куртизанки Маргариты Готье?
***
Я поздравляю труппу Большого театра с премьерой. Огромное спасибо Джону Ноймайеру за такой роскошный спектакль! Счастливой жизни ему в стенах Большого театра!