30 января я была на своём 9 "Майерлинге" (2 - с Зеленским, 2 - со Смилевски, 5 - с Полуниным из 6 возможных. Осенний спектакль я пропустила по причине, имя которой Лопаткина). Причём нынешний спектакль был после довольно большого перерыва (театр в июле закрывал им сезон). И вот я дождалась...
Этот спектакль запомнится не только новыми трактовками знакомых образов, но очередными сюрпризами: не выстрелило ружье и не был убит один из придворных (что весьма существенно исказило сцену королевской охоты), что-то отлетало от костюмов (это уже добрая традиция театра)))), и что очень обидно - не самым лучшим образом играл оркестр... Опытные зрительские уши много раз слышали, что Лист - это напряжение и трагедия, это нарастающая энергия, но при этом это должна быть энергия оркестра-единого организма, а не отдельные бряцающие музыканты, выбивающиеся из канвы спектакля... Получилось, что Лист не ошеломил, но дело не в прекрасном композиторе, конечно, а в исполнении...
Но давайте обсудим всё-таки артистов))))
5 спектаклей Артист поражал зрителей новыми нюансами, новыми штрихами этого очень сложного, но почему-то такого притягательного образа кронпринца Рудольфа. Каким он был на этот раз?
Как мне показалось, на этот раз Рудольф был более взрослым. Если раньше, сравнивая спектакли со Смилевски, Зеленским и Полуниным, зритель видел молодого-молодого кронпринца в исполнении последнего, то сейчас кронпринц повзрослел. Взрослым и "более опытным" был Рудольф и "в таверне с сомнительной репутацией". Там был не мальчик, не всё ещё познавший, но уже взрослеющий мужчина, испытавший страдание и пытающийся его заглушить, что-то подавить или наоборот вырвать из себя, чтобы полегчало...
Обратило на себя внимание иное - более радостное - настроение на свадьбе. Мы имели возможность видеть злого Рудольфа, которого заставляют против его воли жениться, мы видели хмурого и обречённого Рудольфа, мы видели почти пробежку, т.к. кронпринц хотел, чтобы это поскорее закончилось... Но 30 не было ни первого, ни второго, ни третьего... Вышел себе спокойно человек жениться, даже как-то радостно... Правда вскоре он так же как и раньше оставит жену, чтобы быть с другими женщинами. Может тому и радовался, что свадьба - это праздник, на котором всегда присутствуют очень красивые женщины, да ещё и в большом количестве?)))
Очень часто предметом обсуждения среди зрителей становится венгерская тема. Помните, мы рассуждали, зачем нужно кронпринцу заламывать руки и т.д. Я как всегда включала свою историческую шарманку и размышляла о судьбе освободительного движения несчастных венгров... Во время этого спектакля мне пришла в голову новая мысль о смыслах этих заламываний: они (офицеры) как будто дают ему понять - а у тебя нет другого выхода... Ты должен вникнуть в венгерские дела, на кону судьба империи, её будущее, а будущее - это ты... При этом отмечу, что венгры понравились не все. Понравились А. Любимов и Д. Дмитриев; как мне кажется, С. Величко не хватало осанки (я с большой симпатией отношусь к этому артисту, и очень хотела бы видеть профессиональный рост в этой партии, но пока, к сожалению, ему не хватает яркости, энергетики для того, чтобы выделяться среди других офицеров), также пока не вижу я офицера в А. Омельченко...
Любовалась я своей любимой Анастасией Першенковой. Какая же она красавица!!! Мне показалось, что в спектакле 30 была добавлена иная краска: Лариш любила Рудольфа, это было очевидным, но если раньше в первом дуэте (свадебные торжества) она хотела ЕГО любить, то сейчас она хотела, чтобы он ЕЁ любил. Не знаю, насколько Вы меня понимаете, но... Она хотела близости с ним, чтобы самой испытать удовольствие. Она предлагала себя ему. Это особенно бросилось в глаза, когда Лариш очень сильно выгнула руки назад, выпячивая грудь... Более чем красноречивое движение... И вообще весь спектакль она была очень сексуальной, даже больше обычного... Этот спектакль прошёл для меня при двух главных героях - Полунина и Першенковой, которые всегда создают особую ауру и задают нерв...
Партию Императрицы танцевала Ю. Белова. Не могу сказать, что она покорила своей трактовкой, так как образ был более одномерным (сравниваю с Крапивиной, чья Елизавета всегда многосмысленна). Но в целом её прочтение роли было интересным. Она выбрала холодность как главную черту Елизаветы. В спальне я даже подумала о её фригидности))) Замечу также, что эта ледяная императрица очень хорошо дополняла пылкость сЫночки))) Сцена в спальне была оставила очень краснеющие воспоминания! Рудольф пришёл не к маме в спальню, он пришёл к женщине и пришёл он за тем, что может дать ему женщина... Но Елизавета была не готова к такому пылкому припаданию к своими коленям и животу не из-за моральных принципов, а скорее из-за своей холодности... Хотя Рудольфа это остановило не сразу, даже её ледяной поцелуй не убил в нём надежду на... что-то. Он ведь оглянулся(видимо, надежда была до последнего), но увидел застывшее лицо матери... Пришлось ему идти к жене)))
Анастасия Лименько мне нравилась с самого начала. Понравилась мне она и сейчас, она стала более окрепшей, а главное - готовой к импровизации.
Сложное чувство оставила Анна Оль. Когда она пришла к Рудольфу в спальню, она была очень сексуальной. Как никогда ранее эффектно гладила своё тело. И даже пресловутый череп заиграл новыми красками: она на этот раз взяла его не для того, чтобы Рудольф увидел родственную душу (больную), а скорее, чтобы показать ему: эту штуку можно использовать в наших играх))) Но то, что предшествовало этой эротической сцене: первая встреча, гадание и т.д. было для меня менее убедительным. Я не поняла, увлёк он её или нет, как сильно он её заинтересовал, я не увидела развития чувств и перерастания влюблённости в сметающую страсть...
И вот дошла я до главного вопроса - Рудольф и его самоубийство... Почему? В
июльском спектакле я тоже задавалась этим вопросом. Ведь Полунин часто не предлагает нам однозначных ответов, зритель видит, что герой - другой, но какой? Сформулировать трудно. Это просто чувствуешь на уровне интуиции, что что-то изменилось... Сейчас я подумала о депрессии. Может быть это была долгая, мучающая его депрессия, выходом из которой стал пистолет?