Ангел с душой небесной чистоты, доверившийся простому смертному

Oct 21, 2013 15:07

20 октября Мариинский театр, стоя, устроил овацию Ульяне Лопаткиной. Одна из зрительниц сказала: техничных балерин много, А ОНА танцует душой... Это чистая правда.
Балет "Жизель" один из самых известных романтических балетов, в котором танцевали многие прекрасные балерины... Как трудно, найти в нём что-то своё, создать образ, ни на кого не похожий... Трудно, но возможно, что и воплотила на сцене Лопаткина, показав зрителям совсем другую Жизель и балет под другим углом зрения...

Как правило, мы воспринимаем "Жизель" так: сначала бытовой крестьянский акт, где перед нами чистая, крестьянская девочка, а второй - бестелесная душа, одна из виллис (и одна из задач - быть бесшумной)...С самого начала Лопаткина предложила нам другой взгляд на Жизель....
Перед спектаклем я почти весь день провела с Олей (bloha_v_svitere) и её детишками. Очаровательная Сашенька в Эрмитаже в каждом зале искала ангелов... И когда я смотрела спектакль, я подумала, что Сашенька (если бы была рядом) обязательно сказала: смотрите - ангел!!! Перед нами была ангельски чистая душа!!! Не девушка-крестьянка, а АНГЕЛ, волею неба оказавшийся на земле!!! Маленькая, хрупкая, худенькая, с потрясающе красивыми руками и всеми линиями и бесшумным "приземлением". Она уже была бесшумной и парила на сцене... Небесная чистота и красота... Её Жизель настолько чиста и прекрасна, что балерина расставила другие акценты в сцене появления невесты графа (когда она сидит у её ног и разглядывает красивое платье). Её Жизель не разглядывала чужое красивое платье, не задумывалась о разном социальном статусе и о том, что у неё такого не будет никогда, а хотелось бы... Её Жизель вообще роскошного платья не разглядывала, она его расправила... Потому что такая красота не должна быть помятой, её нужно расправить, аккуратненько так положить. А когда невеста это увидела и встала, то девушке стало так неудобно: я что-то не так сделала? У неё обострённое чувство красоты и чистоты, гармонии с природой и всем миром. И она ТАК доверилась Альберту... Я не знаю, есть ли разница в возрасте между Лопаткиной и Иванченко, но она была молодой и чистой, а он взрослым и опытным. Она ему доверилась ТАК, что я не могу передать никакими словами этот взгляд на Альберта... Я даже крестьянское па-де-де смотрела не очень внимательно, потому как на полном серьёзе стала переживать, КАК она переживёт такой обман (хотя Альберт был с нею таким любящим, что и обманом это не назовёшь, во всём виновато общество с его социальным неравенством). Причём я переживала не за Лопаткину-балерину и сложную сцену балета, а именно за её Жизель, которой я так прониклась...
Я не знала, какой Альберт может получиться у Евгения Иванченко, так как этот артист мне совсем не понравился в "Кармен", но понравился в "Корсаре". Его Альберт мне в целом понравился. Он был любящим мужчиной!  Очень интересно была обыграна знаменитая сцена с ромашкой, никакого расчёта, цинизма по отношению к девушке. Все эти гадания - это такая девичья глупость, он-то её любит, чего гадать-то? Жизель он любил искренне и пылко. У меня создалось впечатление, что он даже не задумывается (причём совершенно искренне), что у них с девушкой социальное происхождение, мягко говоря, разное... Но в какой-то момент у него на лице (когда он вспомнил, что он всё-таки граф) было написано: вот чёрт. Вот не повезло, так не повезло родиться графом.. А тут ведь такая любовь! Конечно, графов москвичи видели и более графистых))) Но этот тоже неплох. К тому же был потрясающий контраст с Гансом в исполнении Ильи Кузнецова. Этот Ганс - настоящий крестьянин, во всём: в происхождении, в манерах, в жёстких руках... Это был даже не дуэт, это было блистательное трио...
Правда во втором акте мне Альберт был уже менее ясен, что он испытал после встречи с её душой? Да и во втором действии всё-таки важнее всего была ОНА.
В этом же втором действии произвела благоприятное впечатление Мирта в исполнении Юлии Степановой. Технически есть над чем работать, хотелось бы, чтобы и Мирта была менее шумной при "приземлении". Но актёрски образ продуман очень интересно. Зачастую мы видим Мирту - простую виллису, бестелесную, бесшумную и лёгкую. Но возникает вопрос, почему эта виллиса (мне привычнее писать с двумя "л") является их повелительницей? Почему Мирта выделена в отдельную партию? Степанова задумалась над этими вопросами (думаю, её педагогам надо сказать "спасибо") и показала нам такую п о в е л и т е л ь н и ц у. Сколько командных ноток в движениях её рук, какое осознание своей миссии - миссии мстить за всех обманутых девушек. Какой она была беспощадной в сцене "издевательств" над несчастным Гансом... Это было здорово и ... страшно. Пожелаю балерине удачи и трудолюбия!

Поскольку Лопаткина в первом действии танцевала не просто крестьянскую девушку, а уже чистую душу, то, конечно, мне было безумно интересно, а что же тогда будет во втором действии? Из могилки появилась та же Душа, но что-то в ней было такое, что я не сразу смогла уловить... Потом мне даже показалось, что эта Душа более земная, чем мы привыкли видеть... И я подумала, что вот такое предательство пусть слегка, но отражается на Душах таких светлых ангелов, не просто опуская их на грешную землю, а больно ударяя по ним этой самой землёй и предательством простых смертных... Был и ещё один сильный контраст с первым действием, очевидный, но я не сразу его осознала, пока меня не прошибла мысль: РУКИ!!! Я не знаю, КАК балерина этого достигла, но в первом действии (платье было также открыто, т.е. дело не в костюме) руки были очень красивыми, женственными, плавными, мягкими, а сама она, я уже написала и выделила суффикс - худенькая и хрупкая. Во втором действии она была не худенькая, а худая, а руки были не плавными и женственными, а костлявыми (с ярко выраженными изгибами локтя и кисти). Это было феноменально!!! Изменить не просто движение, а сами руки (конечно, балерины владеют всеми техническими приёмами работы с собственным телом, но не все, а только самые-самые. И зритель видит только результат). А результат - ошеломительный. Вот это настоящий акт на деревенском кладбище с девушками-призраками....
НО своей чистоты Душа эта, став даже чуть "более земной", не растратила. Скорее её ЧИСТОТА побуждают её просить за Альберта... А ещё был пронзительный момент, когда на устах Лопаткиной обозначилось нечто вроде лёгкой улыбки. И я подумала: да она же Блаженная (в широком смысле слова, а не в сугубо русской традиции)...

Перед спектаклем я захотела купить ей цветы. Я сама люблю розы, в основном все, но всё-таки, наверное, преимущество отдам красным. Но "Жизель" и Лопаткина - это не красные розы, я как-то интуитивно почувствовала, что нужно что-то очень чистое и светлое, и купила белые. Интуиция меня не подвела. Мы увидели чистоту и душевный свет. Это незабываемый спектакль (про то, что я плакала, думаю, отдельно писать не стоит). Зал устроил овацию, партер стоял, артистов вызывали из-за кулис... Потом часть зрителей стала расходиться, и вот тут и наступает момент, который я очень люблю в театре - когда остаются самые-самые преданные поклонники. Сколько раз артисты выходили, я не скажу. Но в зале приглушили главную люстру, выключили светильники на ярусах и закрыли ещё одну кулисы (ту, что сверху) ... Полусвет никого не смутил, зрители продолжали хлопать, кричать браво и благодарить за то, что Ульяна подарила нам частичку своей души... Она уже была уставшей, но выходила и сама благодарила зрителей своей доброй улыбкой и "спасибо"...

Меня, бывает, посещают мысли: как повезло тем, кто видел на сцене великую Плисецкую, как повезло тем, кто видел фантастическую Гиллем... Конечно, я всегда понимала, что и в моё время есть роскошные балерины, но мысли эти были. НО после вчерашнего спектакля я ВООБЩЕ больше не буду задумываться о том, что я не застала в балете, потому как я своим внукам и (дай Бог увидеть) правнукам буду не с гордостью (гордыня и Ульяна-вещи не совместимые), а с БЛАГОДАРНОСТЬЮ к судьбе рассказывать, что Я ВИДЕЛА УЛЬЯНУ ЛОПАТКИНУ...





P.S. К сожалению (а может и к счастью), слова не способны передать все чувства человека, поэтому и я не смогла с вами поделиться всем-всем, что испытала вчера... Но это было необыкновенно прекрасно!!!

Лопаткина Ульяна, театр Мариинский, Кузнецов Илья, Иванченко Евгений, "Жизель", Степанова Юлия, балет, театральный сезон 2013-2014

Previous post Next post
Up