28 сентября в Государственном Кремлёвском дворце съездов состоялся Кремлин-Гала "Звёзды балета XXI века". Многие любители балета знают, что сам проект считает себя продолжателем Гала Stars of the 21st centure, который был создан в 90-е гг. в США супружеской парой Тенсер (муж-продюсер + жена-балерина и педагог = отличные проекты и их реализация). Этот американский проект имел большой успех во всём мире. И вот, как сказано в буклете, "фонд В. Винокура в поддержку культуры и искусства является достойным последователем четы Тенсер и успешно развивает идеи создателей Stars of the 21st centure на российской сцене". Винокуровское начинание было представлено российскому зрителю впервые в 2010 г.
Я же 28 сентября была на Кремлин первый раз. Прежде всего, как вы прекрасно понимаете, заинтересовала меня Диана Вишнёва, ради которой и был куплен билет. Впрочем, состав участников был интересен и другими именами: Андрей Меркурьев, Наталья Осипова, Иван Васильев, Дэвид Холберг, Дезмонд Ричардсон и др. Программа Гала была заявлена следующая:
http://balletstars.ru/index.php/programma-2013. Однако буквально накануне стало известно, что Эван Макки заболел и не сможет принять участие в Гала. Поэтому в программу были внесены изменения.
Я перечислю имена исполнителей в той последовательности, в которой они и выступали. А также оставлю свои комментарии, впечатления. Где-то их будет больше, где-то меньше, где вообще не будет)))
Евгения Образцова - Артём Овчаренко. Гранд па-де-де "Венецианский карнавал" из балета "Сатанилла". В целом ребята оставили хорошее впечатление, но может быть чуть-чуть не хватило "идеального партнёрства". Уже позже я прочитала, что Артём был простужен, но зрители этого и не заметили. А Образцова была прелесть, как хороша! Красивая, в настроении, от неё просто исходило чувство радости и праздника! Она - настоящая участница карнавала)))
Дэвид Холберг. Танец блаженных душ. Мне кажется, Дэвид относится к той категории артистов, которых танец делает красивыми, красивыми во всём (чтобы было понятно, к чему это я пишу: сам Дэвид как мужчина - не мой типаж, фото с каких-то фотосессий меня тоже оставляли равнодушной, но вот в танце он для меня преображается очень сильно). Я увидела красивого танцовщика, но самое главное - я увидела красивую душу.
Элиза Карийо Кабрера - Михаил Канискин. Jeunehomme па де-де. Имена двух танцовщиков из Берлина мне ни о чём не говорили, так что я с интересом наблюдала за новой для себя работой, новыми артистами, которые произвели очень благоприятное впечатление, они были музыкальны. А Моцарт, как прекрасен Моцарт!!!
Анастасия Матвиенко - Денис Матвиенко. Па-де-де из балета "Корсар". С этим всё сложно. С одной стороны, внешне всё казалось красивым, но, с другой стороны - не хватало какой-то лёгкости, может быть даже - молодости... Под конец всего гала от "Корсара" не осталось эмоций и воспоминаний.
Дезмонд Ричардсон - Анастасия Винокур. Мировая премьера "Apart Meant Two". Ах, где в моём словарном запасе найти приличные слова 0_0 Вместо музыки в самом начале раздавались очень странные вопли-стоны-подвывания, они были довольно громкие и заунывные, потом вроде появилась и музыка. Именно под такое сопровождение и началась сия премьера, во время которой меня не покидала мысль: КАК они могут танцевать вместе? На Дезмонде были только красные шорты, минимум одежды позволял видеть работу каждой частицы его почти голого тела. И эта работа тела была прекрасна!!! Он фантастический танцовщик. И рядом с таким артистом была.... Знаете, что мне пришло в голову... Иногда на улице танцовщики, владеющие техникой того или иного танца, выхватывают человека "из толпы" и пытаются научить танцевать. Вот примерно это мы видели на сцене: мастер и очень слабая ученица из толпы. Разница в уровне космическая, и она бросалась в глаза, я думаю, даже человеку, который первый раз видел балет как таковой... Хорошо хоть, что по задумке хореографа были эпизоды, когда на сцене оставался только он, и можно было насладиться его исполнением. Хореографией так насладиться не удалось, так как я не поняла, "о чём" танец, в конце которого стали звучать прекрасные строки Марины Цветаевой Уж сколько их упало в эту бездну, // Разверзтую вдали! // Настанет день, когда и я исчезну // С поверхности земли.
Наталья Осипова - Иван Васильев. Собор Парижской Богоматери. Васильев предложил зрителю своё прочтение роли Квазимодо (видела в записи Ле Риша в этой партии. Это два разных персонажа, хоть танцевали они и одну партию). При этом нужно понимать, что речь идёт не о спектакле, а только лишь об отдельном фрагменте балета для Гала. Но он уже вышел на сцену горбуном, при том неприятным не только внешне, но и внутренне.Замечу, что Васильев постарался использовать не только возможности своего тела, чтобы показать уродство несчастного звонаря Собора, но активно использовал мимические средства, которые зрителям были продемонстрированы во всех подробностях благодаря двум экранам по краям сцены. Замечу правда и то, что глубоко меня этот фрагмент не затронул. Возможно потому, что для меня Осипова и Васильев - артисты со стороны. Я признаю талант каждого из них, я вижу, что передо мной артисты высокого уровня, я способна оценить их по достоинству, но ... не прочувствовать, это не мои артисты. Мы с ними на разных волнах...
Завершилось первое отделение дуэтом из балета "Онегин" в исполнении Ольги Смирновой и Дэвида Холберга. Холберг произвёл очень хорошее впечатление, но, что самое интересное, перед нами был дуэт, была история. Они стали весьма интересным балетным дуэтом. На мой взгляд, Смирнова тоже доработала роль. Она стала мягче расставлять акценты, стала менее демонстративной в своих эмоциях. Но мы с ней пока тоже на разных волнах. Не знаю, как будет дальше, ведь Смирнова очень молодая, её ждёт большое балетное будущее...
Антракт.
Второе отделение открывали Алина Кожокару и Йохан Кобборг дуэтом из балета "Манон". Даже неловко писать, но мне чего-то не хватило. Плюс ко всему были и мешающие факторы: многим зрителям не хватило получасового перерыва, чтобы поговорить, а вип-партеру (маленькой его части) нужно было проходить прямо во время танца, а потом уже и по его завершении во время аплодисментов (всей остальной части и при этом весьма значительной. Какое бескультурье и неуважение!!!).
Дезмонд Ричардсон. Соло в лунном свете. Спасибо, что предоставили возможность посмотреть на Ричардсона без довеска. Дезмонд был прекрасен! Вновь минимум одежды. Вновь возможность увидеть каждое движение тела, каждый порыв, который был лёгок и естественен как дыхание. Мне кажется, он танцует так же естественно, как и дышит...
Элиза Карийо Кабрера - Михаил Канискин. Мне понравилась эта пара и в мировой премьере "Живи сейчас, думай позже". Есть в них какая-то лёгкость, обаяние. Здорово, открывать для себя новые имена!
Ольга Смирнова-Семён Чудин. Па-де-де из балета "Лебединое озеро". Я восприняла этот фрагмент балета спокойно. Может быть я ошибаюсь, но мне кажется, он не для Гала. Нужен весь антураж "чёрного акта", особое нагнетание атмосферы, ожидание... А здесь вышли, открутили, ушли. Чудин, как мне показалось, танцевал технически хорошо, но это не принц моей мечты)))
Анна Тихомирова - Артём Овчаренко. Колыбельная. Хм... Можно я оставлю это без комментариев. Мне этот танец не понравился ещё со времён "большого балета". Совсем не понравился.
Наталья Осипова - Иван Васильев. Сцена у балкона из балета "Ромео и Джульетта". Наталья была юной и чистой. Мне понравилось, как она обыграла сцену с поцелуем. Для неё все эти проявления чувств ещё не знакомы. Ваня был более напористым, я бы сказала нагловатым Ромео. До этого номера я не могла себе представить Ваню-Ромео. На сцену вышел не мой Ромео, но он очень старался. Я видела, что Васильев очень хотел быть драматически разным, он старался быть юным, влюблённым в свою Джульетту. Конечно, фактура вступала в противоречие, но что уж поделать, какой есть... Самое главное, что я бы хотела отметить: прыжковые элементы перестали быть самоцелью. Они были вплетены в образ, создаваемый Васильевым, они не выбивались из общей канвы прорабатываемой роли. Я думаю, нужно Васильева за это похвалить и пожелать ему двигаться именно в этом направлении.
Завершал вечер "Объект перемен" в исполнении Дианы Вишнёвой, Андрея Меркурьева и артистов Нидерландского театра танца.Почти всегда, когда я смотрю на работу первоклассных современных хореографов, у меня работает фантазия, мысли, вырисовывается история. Удивительно, но в этот вечер никакие мысли в голову не приходили. Иными словами, тем, кто не видел "Объект перемен", я не опишу, о чём это. Но я не могла оторваться!!!!! Я смотрела, как заворожённая. Лично для меня это был самый яркий, запоминающийся танец из всего Гала! Я потрясена!!! Диана - умница! Она всё время находится в поиске чего-то нового, интересного. Она делает нас свидетелями этого поиска и его результата. Очень хорош был и Андрей. Они были на равных. Они "говорили" на одном языке, он понимали друг друга с полувзгляда, с одного дыхания. Браво!!! Очень понравились и гости из Нидерландов (их было четверо). Все вместе - Диана, Андрей и нидерландские артисты - показали нам потрясающее мастерство и самоотдачу в танце. Я ещё не искала, есть ли запись этого номера, но уверена, что никакая запись не передаст того, что нам показали на сцене. Так как запись не сможет передать ДЫХАНИЕ... Это было удивительно прекрасно и для меня незабываемо!!!
Вот так-то...