Ужель тот самый Пушкин?

Jul 13, 2013 14:28

12 июля состоялась премьера балета "Онегина" хореографа Джона Крэнко (Кранко) на музыку П.И. Чайковского (использованы разные произведения композитора). Премьера балета состоялась ещё в 1965 с труппой Stuttgart Ballet. В России балет видели ещё в советское во время гастролей зарубежной труппы, но сами не исполняли. И вот с 12 июля балет стал частью Большого театра.
Как всем известно, премьера готовилась в напряжённой атмосфере, полной скандалов, неожиданных поворотов, ультиматумов, отказов и увольнений. И вот, наконец, этот день настал.
Что я увидела? Сразу бросился в глаза довольно бедный хореографический язык. Хореография, на мой взгляд, мало способствовала раскрытию образов, она была пустая.
Музыка тоже была "нарезана" весьма своеобразно. Местами я отводила глаза от сцены, чтобы послушать прекрасную музыку Петра Ильича, но и музыка (точнее её использование) вызывала вопросы, так как мешала эта смесь столь РАЗНЫХ произведений (цикл «Времена года», несколько инструментальных номеров из опер «Черевички», «Франческа да Римини», увертюры к «Ромео и Джульетта» и др.). Эта мешанина совершенно не способствовала пониманию героев, их чувств и поступков!!!
Татьяна (Ольга Смирнова) оставила какое-то сложное впечатление. Танцевала хорошо, технично. Но драматически не тронула. Лично я не прочувствовала эту Татьяну. Балерина СТАРАЛАСЬ ИЗОБРАЗИТЬ мечтательность, затем вспыхнувшее чувство к Онегину и всю сложную гамму чувств девушки своего времени, которая решается написать письмо. НО увиденное не взволновало. Я видела "играть", "стараться", но не "быть".
Интересной показалась идея с ложным зеркалом, в котором Татьяна видит себя, а потом оттуда появляется Онегин. Но их дуэт затем вызвал вопросы: а зачем так закидывать ноги? Речь идёт о мечтательной невинной душе, которая нашла в себе смелость признаться в своих чувствах, а тут такой дуэт...?!
Пожалуй, в конце спектакля я увидела некий намёк на развитие образа: Татьяна стала взрослее и серьёзнее, но финальные страдания Татьяны тоже не вызвали во мне ответного сочувствия.
Онегин (Владислав Лантратов). Когда он только появился на сцене, мне даже показалось, что он попытался что-то в своём герое ухватить: самовлюблённость, томность, столичность (помните Пушкина, Острижен по последней моде, как dandy лондонский одет <...> Свет решил, что он умён и очень мил <...> Онегин был по мненью многих Судей решительных и строгих, Учёный малый, но педант<...>). НО образ всё-таки развивается, танцевать весь спектакль одномерно нельзя, и кроме маски должны исходить чувства. Хотя он тоже попытался измениться в конце спектакля, но это было лишь попыткой изобразить.
Ленский (Семён Чудин) лично мне увиделся деревенским романтиком. Ольга (Анна Тихомирова) тоже старалась изобразить "я беззаботна и шаловлива, меня ребёнком все зовут". НО эту радость, улыбку, широко распахнутые глаза и всё выражение лица я уже видела в Большом балете. А вот чего я не увидела, так это индивидуальности, яркости и энергетики.

Если вернуться к хореографии и всему действу, то было очень много моментов, которые у меня вызывали недоумение. Танцы крестьян выглядели как пародия, я не поняла, что означали прыжки в шпагате из кулисы в кулисы (по диагонали) всех крестьян и Ольги с Ленским?! Ну сделали один раз (символизируя что-то вроде деревенской идиллии, но таких прыжков было, по-моему,  три серии)... Недоумении вызвал бал. Это был не день рождения Татьяны, это бы праздник в доме для престарелых... Что означало такое количество старичков с радикулитом и трясущимися руками?! Нет, ну конечно, можно было и их показать, НО их было несколько и на них был сделан сильный акцент. Зачем?! Потом конфликт Онегина и Ленского. Весьма странным выглядело набрасывание Ольги и Татьяны на Ленского (что, видимо,  символизировало попытку сестёр остановить его от столь опасной затеи), но как это было станцовано?! Они набрасывались на него, он обеих повалил на пол, а потом.... переступил через них!!! Моё историческое сердце было готово к тому, что на дуэли будут женщины, я об этой "находке" уже читала. Но я не ожидала, что это ТАК будет выглядеть... Появляются сёстры Ларины, которые, видимо, не просто продолжают уговоры Ленского, а они угрожают, что в противном случае уйдут в монастырь))) Иначе как ещё объяснить длинющие платья в пол и чёрные косынки на головах?! Это было просто нелепо.
Потом бал, когда мы видим повзрослевшего Онегина (правда, он успел и слегка поседеть). Что означало много танцующих девушек вокруг него? Непонятно...
Не всегда нравились костюмы.
Я не знаю, как будет складываться развитие образов у артистов в дальнейшем. Если технически они были достаточно хорошо подготовлены, выучены, то драматически работа впереди колоссальная. Судить строго за то, что артисты изображали, но не были, наверное, не стоит, ведь это первое исполнение в день премьеры. Так что пожелаем им успехов.

Подводя итог, отмечу:  когда речь идёт о "Лебедином", "Спящей красавице",  2 действии "Жизели"  и т.д. и т.п., то мы говорим о полном абстрагировании. Но "Ромео и Джульетта", "Онегин", тот же "Майерлинг" не о чёрных и белых  лебедях, спящей 100 лет красавице и виллисах, а о человеке, его чувствах, отношениях, о жизни (будь то реальной или литературной). Да, там, несомненно, есть у с л о  в н о с т ь,  как и в любом балете, но там должен быть образ, п с и х о л о  г и з м,  некая и с т о р и ч н о с т ь,  и раскрывается это помимо драматической игры актёра посредством хореографии. В этом балете я не увидела психологизма, а историчность была весьма слабая...
Но хорошо, даже если полностью настаивать на условности балета как особого искусства, то  разве это было хореографически интересно и глубоко?! Для меня это было пусто..

До вчерашнего дня я строила планы на 19, ведь танцевать будет моя любимая Диана. Но во время премьеры я очень засомневалась, что захочу смотреть этот балет второй раз. Посмотрим одержит ли любовь к Диане и интерес к дуэту Вишнёва-Гомес победу или нет.

Послесловие 1. Глядя на это действо, я подумала, всё-таки Макмиллан - умница))). Да, не всем его хореография по душе, НО у хореографа есть раскрытие внутреннего мира героев (будь то Рудольф с хватанием своей больной головы, или венгерские офицеры со своими требованиями, или несчастная Манон и т.д.).  Хореографу интересно, что чувствуют герои, а здесь пустота... Они просто делают движения (довольно однотипные)

Послесловие 2. После балета я планировала посмотреть по телевизору запись концерта Кайли Миноуг в Лондоне в 2011 (по первому каналу). Я очень люблю Кайли. Но при этом я понимаю, что Пушкин, Чайковский, Онегин и вообще БАЛЕТ - это одно, а поп-концерт - совершенно другое. Но так случилось, что поп-концерт впечатлил сильнее, чем балет))) Забавно, не правда ли?!

Лантратов Владислав, Смирнова Ольга, театральный сезон 2012-2013, Крэнко Джон, балет, театр Большой, "Онегин"

Previous post Next post
Up