Как взглянуть на молодое поколение?

Jun 03, 2007 02:10



* * *

Если был бы я дебил,
Я бы в школу не ходил,
А валялся  б на диване,
Пил бы водку и курил.

А ребята во дворе
Все б завидовали мне
Потому, что быть придурком
Хорошо в родной стране.

Можно в зеркало плевать,
Можно писаться в кровать,
Можно маминой помадой
На обоях рисовать.

До утра смотреть кино,
Бить бутылки, пить вино.
И поверьте, что всё это
Будет Вам разрешено.

Чтоб скорей узнал народ,
Что в семье живёт урод,
Я нашёл на кухне кактус
И засунул его в рот.

Извиваясь и рыча,
Ел я кактус хохоча.
Мама в обморок упала,
Дед сказал: - Зови врача!

Лишь папаша был суров.
Не дождавшись докторов,
Он достал ремень солдатский,
И я сразу стал здоров.

Третий день в углу торчу!
Попу грелочкой лечу.
Только вот теперь придурком
Быть, чего-то, не хочу!

Так вот, с помощью ремня,
Папа вылечил меня.

* * *

Взгляд на молодое поколение

В рассуждениях о молодёжи есть пошлый шаблон в виде утверждения, будто молодёжь постоянно устремлена к прогрессу, будто именно молодёжь обновляет бытие, в отличие от консервативно настроенного поколения отцов, отживающего своё. Только для внесения в жизнь чего-то истинно нового следует основательно познать уже существующее, иметь богатый интеллектуальный опыт.

Молодёжь опыта не имеет, поэтому именно она весьма консервативна в своих воззрениях и действиях. Иллюзия «новизны» нередко создаётся тем, что молодые в порыве самоутверждения руководствуются принципом «противоположного общего места»  (Тургенев), то есть просто меняют знаки оценок в устоявшихся мнениях. Когда взрослые говорят «белое», недоростки непременно скажут «чёрное». И кому-то это представляется весьма оригинальным.

С этим связаны и иллюзии о бунтарском, революционном настрое в молодёжной среде. Но это ведь просто следствие молодой незрелости и переизбытка возрастной энергии, требующей выплеска, куда и с какой целью - всё равно. Молодые лишь вступают в жизнь и особенно обострённо ощущают потребность заявить о себе, что выливается в гипертрофированное стремление к самоутверждению. Всё трагически усугубляется несоответствием уровня претензий уровню возможностей.

Вдобавок молодой человек всегда особенно нетерпелив (и тут опыта не достаёт), ему нужно всего как можно скорее и как можно больше - а необходимых качеств для того маловато. Поэтому нередко для самоутверждения избираются методы примитивные, а то и вовсе дикие: тупая агрессивность, попытка вывернуть прежние ценности наизнанку и на том основывать мировоззренческую позицию и поведение. Те, кто при этом лишены подлинного нравственного начала, идут в террор. Наиболее бездарные и страдающие от бессознательного ощущения своей неполноценности прибегают к способам вовсе экзотическим: прокалывают тело во всех мыслимых и немыслимых местах, вставляя туда кольца, шпильки (пирсинг), делают немыслимые прически, раскрашивают физиономии... Не стоит смеяться или осуждать, увидев такое: молодой человек страдает, вымещая свою тайную муку в пассивную или активную агрессию против всех и вся.

Молодой человек вступает в конфликт с миром - прежде всего со старшим поколением: начинает казаться, что оно слишком много берёт себе, не желая уступать места, хотя давно отстало в понимании жизни, что его принципы и ценности давно устарели. Старому хочется противопоставить новое: так легче утвердить себя, да и некогда осваивать это старое, и сил на то недостаточно. На том и взращивается стереотип молодёжного обновления жизни, хотя на поверку вместо «старого» предлагается нередко и вовсе древнее, хотя и подзабытое: современная молодежная эстетика, музыка, пирсинг, раскрашивание лиц и тому подобное - не более, чем эстетика первобытных дикарей. Проблема отцов и детей стара как мир.

Тщеславие и самоуверенность молодых людей парадоксально подогреваются их невежеством. Они многого не знают - это естественно. Но им кажется, будто они знают достаточно для того, чтобы навязывать свои представления о мире окружающим. Человеку хочется заявить о себе, сказать что-то, а сказать-то пока нечего. Он начинает порою изрекать сущий вздор, но нередко не сознаёт того. А внутреннее чувство подтачивает, не позволяет вовсе не ощущать правду, и правда та о себе подчас страшна. Всё это совершается на фоне известных возрастных физиологических изменений -  и оттого ещё мучительнее.

Выразить в полноте подобное состояние доступно только гениально одарённому человеку, поэту, другие лишь смутно терзаются. Достаточно прочитать стихи шестнадцатилетнего Михаила Лермонтова, чтобы увидеть: тут ад в душе. Поэт гениально выразил внутренний конфликт молодого человека с окружающим миром. В таком состоянии жизнь нередко обессмысливается, человек впадает в жестокое уныние, ощущает пустоту в душе. Через это едва ли не все проходят, разница лишь в остроте ощущений.

Многие молодые находят выход из создавшегося кризиса, прячась в мире виртуальных ценностей, в игровой стихии, хотя бы на время в неё погружаясь, ибо она помогает забыться, ощутить себя хотя бы в мечтах самым умным, талантливым, всепобеждающим. Наиболее слабые убегают просто в наркотическое опьянение, - статистика здесь показывает угрозу для здоровья любой нации. Бегство от реального мира куда бы то ни было - своего рода самоубийство. Самоубийство же подлинное - ещё один выход из душевного ада; статистика и в этом неумолима.

В нынешнем либеральном сознании взращивается понимание свободы как вседозволенности, - мол, если чего-то нельзя, то какая же свобода (?). Всех несогласных с этим немедленно обвиняют в сталинской (ежовской, бериевской) деспотии. Трюк - дешёвый, но срабатывает безукоризненно. Однако, как-то странно, что свободолюбие молодых проявляется лишь в противостоянии старшим, тогда как в самой молодёжной среде царствует жёсткий конформизм и то, что Достоевский называл «рабством у передовых идеек». Под идейками же этими прячется чаще всего обыкновенная мерзость.

- Что же ныне вбивается в сознание как смысл пребывания человека в подлунном мире? Этот смысл сведён к незамысловатым слоганам: жить надо в кайф - и бери от жизни всё.

А подлинное воспитание должно строиться на укоренении в душе понятий надо и нельзя. Нынешняя же система (по доктору Споку) основывается на слове хочу.

Толстой называл когда-то музыку стенограммою души. Кто хочет узнать душевные движения нынешних молодых людей? Послушайте ту музыку, которая заставляет их зомбированно дёргаться и извиваться с поднятыми руками и бессмысленными улыбками. Не страшно?

Ныне внутренняя ущербность, порождаемая вечными возрастными комплексами, соединяется в молодежной среде с навязываемой извне ущербностью мировосприятия - и небезуспешно. Ущербность вообще всегда агрессивна и постоянно пытается навязать себя как норму.

Чехов заметил однажды: студенты бунтуют, чтобы барышням нравиться. Вот это причина поважнее, чем разного рода политические соображения. Худо то, что это используется закулисными манипуляторами, о чём сама молодёжь не догадывается по возрастному недомыслию.

Порою охватывает ощущение: человечество вступает в состояние агонии. Так ли это? Сегодня насущнейший вопрос: кто мы, Содом или Ниневия? Вопрос не риторический: я не знаю ответа на него.

(с) стихотворение В. Колбасова (http://www.kolbassov.ru/rus/stixall.htm)

(с) «Взгляд на молодое поколение». 
Кому нужно узнать автора и место распечатки статьи, как источника этого адаптированного к ЖЖ материала, оставьте, пожалуйста, адрес своей почты здесь же в комментариях, и я с Вами свяжусь обязательно.

спам вводится после и тайком, хотят быть услышанными, стадии развития, хорошо-плохо-невыносимо, эмоция нежелательная, МА, иллюзия новизны, чувства разные, взросление без отцов, страхи

Previous post Next post
Up