Feb 11, 2015 13:42
Итак, либерализм с учётом опыта на Западе и в других частях света, а также опираясь на раскрытый в первой части статьи путь этой терминологии от самых истоков, есть некое определительное позиционирование членов общества относительно институтов власти, существующих в этом обществе. А на практике получается, что одновременно как бы провозглашается, что человек - это человек, но при этом всё делается для того, чтобы людей в полном смысле слова становилось всё меньше, а свобода понимается лишь как система управления рабами (в прямом и переносном смыслах), которым в большей или меньшей степени ослабляют ошейник, чтобы они даже не догадались взбунтоваться. Вот так от великого смысла слова "СВОБОДА" можно прийти к полицейскому государству. При всём при том, что в экономике либеральные модели действительно могут дать свободу просто невиданную, да и в остальных отраслях жизни "свободы" становятся просто вседозволенностями (пока не затрагивают саму власть), освобождая человека даже от самого понятия и статуса человека в смысле духовного развития. По принципу : хочешь быть человеком - будь им, а не хочешь - так нам и обезьяна сойдёт, мы найдём, чем тебе в жизни заняться. Это тупиковые модели, в чём многие из нас уже убеждаются на практике жизни.
Теперь перейдём к слову ВОЛЯ. Это наше словечко, восточное. Не буду сильно загружать историю, упомяну лишь, что мы с вами являемся наследниками двух смешавшихся культур, мы - индоарийцы. Т. е. была Индия (дравидийцы,тамилы и т. д.) пришедшие с юга, осколки предыдущего типа человеческих цивилизаций, обладавших Знанием, не разбитым на части и отрасли наук и религий. А также арии, пришедшие чуть позднее с севера. Две эти ветви весьма органично смешались, хотя и военным путём, но сохранили традиции в гораздо более подробном виде, благодаря тому, что тексты священных писаний многие тысячи лет передавались в устной форме, прежде чем были записаны, а занимались этим люди, специально подготовленные.И хотя у нас в России вообще почти ничего не сохранилось, мы смело можем изучать прошлое своих предков по хорошо сохранившейся Ведической литературе наших очень близких родственников в Индии. Я пропущу санскритические исследования, их можно найти в сети, и их много и разных, перейду к сути вопроса о ВОЛЕ.
Те, кто хоть раз сталкивался с Ведической культурой, знают, что значений и смыслов одного лишь слова или звука на востоке может быть столько, что одно лишь перечисление может занять страницу. Упрощу до уровня плинтуса, чтобы желающие начать познание могли хоть к чему-то понятному и простому прислониться. ВОЛЯ - есть сложнейший многоуровневый набор кнопок, тумблеров и переключателей, с помощью которых запитываются цепи управления человеком. Эти тумблеры могут находиться и внутри самого человека и снаружи. Отсюда и традиция действий по своей воле и по чужой в самых разных вариантах и сочетаниях одного с другим. В глубинном смысле ВОЛЯ близка по смыслу термина к тому, что есть ЧЕЛОВЕК в сочетании понимания эволюционного и духовного развития, с учётом первоисточника. Но она означает не ЕГО самого, а то, как он проходит свою телесную жизнь, каким образом происходит управление желаниями, выбор самих желаний, а также целей и способов их достижения.
Надо признать, что наши цивилизационные предшественники не обладали инструментом микробиологии и генетики, однако прекрасно знали, как работает этот механизм, как правильно его использовать и запитывать. Они прекрасно понимали, что цепей управления несколько, они разные, и то, какие из них будут работать, а какие не будут(из того, что изначально заложено в геноме, передано предками на "материальных носителях"), зависит от того, кто, когда и как будет включать, соединять, запитывать все эти "проводники", "резисторы" и "лампочки" нашей личности, мозга и организма. Отсюда в нашем языке есть слово ВОСПИТАНИЕ, у которого тоже очень много смыслов и трактовок. Воля передаётся от предков в потенциале, но воспитывается в течение жизни и в процессе духовного развития. Она же во многом и определяет само духовное развитие и степень свободы, которую может достичь человек в конкретном теле конкретной жизни, в рамках конкретного общества и эпохи.
Применительно к политике и политической практике ВОЛЯ в смысле СВОБОДА достигается человеком тогда, когда внутренние и внешние (свои и чужие) волевые изъявления находятся в гармонии, динамическом равновесии. При этом древние индусы специально разделили людей на варны в зависимости от того, какой процент воли оставить самому человеку, а какой ему навязать сверху, чтобы при этом он оставался в "рамках" приемлемого для общества поведения. Т. е. то, что для одного - Воля (свобода), то для другого вообще отстой, неприемлемое рабство и безобразие, либо неприемлемая вседозволенность. Так брахман и кшатрий били настолько хорошо ВОСПИТАНЫ по образу и подобию ЧЕЛОВЕКА, что могли быть людьми самостоятельно (в идеале, принципиально). При этом кшатрий мог и должен был обращаться к брахману за недостающими знаниями в случае необходимости, возникающей в процессе практической политики. У шудр и вайшъев были более ограниченные возможности с точки зрения своей ВОЛИ, ну и так далее. Понятно, что в современном мире эта схема давно уже не работает, хотя бы потому, что подавляющее большинство тех, кто пытается называть сегодня себя Элитой и управлять другими людьми, на самом деле не дотягивают даже до уровня шудр в древних схемах управления. О том, как это всё исправить, не убив в очередной раз всё человечество, я уже много писал, повторяться пока не буду.
(Продолжение следует).
либерализм,
свобода,
про истину,
воля,
политика