а вы когда-нибудь думали о том,

Jun 29, 2019 19:46

что традиционное обращение ребёнка к взрослым мужчинам и женщинам "дядя" и "тётя" есть ничто иное, как пережиток экзогамного группового брака, когда каждая встреченная взрослая женщина была сестрой твоей матери, а каждый встреченный взрослый мужчина - братом твоего отца?

вопрос друзьям, социум

Leave a comment

Comments 31

lj_frank_bot June 29 2019, 16:52:31 UTC
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Общество.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Reply

nektosteen June 29 2019, 17:27:17 UTC
Угадал.

Reply

lj_frank_bot June 29 2019, 17:29:26 UTC
Замечательно

Reply


proseka199 June 29 2019, 17:26:15 UTC
Может, да. А может, и нет.

С. Г. Кара-Мурза (написано в 90-е):
"Я в 1989-1990 гг. был в Испании, работал в университете. Тогда тема России была в моде, и у меня как-то взяли большое интервью для журнала. Под конец спросили, не хотел бы я остаться жить в Испании. Я люблю Испанию, но признался: нет, не хотел бы. Как так, почему же? Я подумал и ответил попроще, чтобы было понятно: "Качество жизни здесь низкое". Еще больше удивились и даже заинтересовались. Как объяснить, не обижая хозяев? Говорю: "Я привык, чтобы ребенок на улице называл меня дядя , а не господин ". Не поверили: какая, мол, разница?! Пришлось сказать вещь более наглядную: "Выхожу из дома, а в закутке около подъезда на улице старик ночует, зимой. И качество моей жизни от этого низкое". Мне говорят: "Ладно, оставим это. Мы не сможем это объяснить читателю ( ... )

Reply


alex_dragon June 29 2019, 17:28:49 UTC
> а каждый встреченный взрослый мужчина - братом твоего отца?

Скорее тоже братом матери - отца они могли вообще не знать.

Reply

nektosteen June 29 2019, 17:34:56 UTC
Да, скорее всего знали, но взрослая женщина и взрослый мужчина в роду не могли принадлежать к этому роду оба.

Reply

alex_dragon June 29 2019, 17:48:47 UTC
Насколько я знаю, системы родства существовали и существуют самые замысловатые. Если смена партнёра - норма, то могли и не знать. К тому же вообще взаимосвязь между сексом и деторождением далеко не очевидна.

Кроме того, "взрослая женщина и взрослый мужчина в роду не могли принадлежать к этому роду оба" - смотря какой мужчина и какой женщина. Братья и сёстры - вполне. Если в данной системе ребёнок оставался в семье женщины - то чаще всего он видел дядьёв именно братьев матери, которые и выполняли социальную функцию отцовства.

Reply

nektosteen June 29 2019, 20:58:49 UTC
Ну, тут, чтобы не запутаться, надо ещё определить: жили ли супруги вместе, и переходила ли женщина к мужу или мужчина к жене. Если переходил мужчина, то другие мужчины были именно братьями отца, а не матери, ибо они уходили в род жены. Если переходила женщина - та же фигня. Неполовозрелые и неженатые это всё-таки неполноценные мужчины.

Reply


obrkot June 29 2019, 17:43:52 UTC
Крайне сомнительный тезис. Даже неверный, по-моему. Обосновывать, начиная с лингвистики, даже не хочется. Да и исходя из антропологических изысканий - ну не было уж таких близкородственных отношений в племени.

Reply

nektosteen June 29 2019, 20:59:33 UTC
Как раз исходя их них, причём, списанных с натуры.
Это классика антропологии - Морган.

Reply

obrkot June 30 2019, 05:59:02 UTC
Да, с точки зрения антропологии я неправ, лоханулся - ну, я человек далёкий от биологии (очень далёкий):)) Дробышевского, что-ли послушать надо? Его ролик про гребцов Боспора впечатлил.

Но вот чувствуется, что-то в этом тезисе не так, а обосновать не могу. Допустим, дяди и тёти в России. Разве в какой-нибудь Англии или каком-нибудь Вьетнаме также?

Reply

nektosteen June 30 2019, 06:04:52 UTC
В Англии община исторически давно разрушена, а про Вьетнам интересно было бы узнать. Хотя у них был очень долгий период средневековья, куда длиннее, чем у нас. Но общинные связи в средневековье как раз сохраняются.

Reply


domesticis_cat June 29 2019, 18:37:06 UTC
теория имеет место быть:) скорее всего ,а точнее наверняка это привезено деревенскими переселенцами в города во времена индустриализации и в после военное время ,у городских это не прилично (это я еще по детству слышала от коренных в третьем поколении ,что надо по имени -отчеству а не "тетя") - а вот в деревне там и правда через дом тетя ,дядя,бабушка -по моему детству у меня на малой родине в деревне 13 домов ,было 4 бабушки --родная , двоюродная и две троюродные :)и тети ,дяди тож :)

Reply

nektosteen June 29 2019, 21:00:05 UTC
Да, откуда-то явно из общины.

Reply


Leave a comment

Up