Всё что сейчас покажу и расскажу, было увидено и прочитано на выставке акварелей японского художника Бёзана Хирасавы, который несколько лет прожил на острове Хоккайдо среди айнов. Айны это небольшой (16 тысяч) народ аборигенов крайнего севера Японии. Бёзан Хирасава жил в 19 веке. Все его работы сделаны в 50-х - 60-х годах. Художник рисовал тушью, акварелью, гуашью, серебром, бронзой и в основном продавал свою графику иностранным туристам. В Японии, в настоящее время, всего 4 его рисунка. Вообще пока найдено только 60 работ. Расшифровкой сюжетов занимались этнографы, историки университета Чиба и Токийского национального музея. На выставке было представлено 12.
Тапкал - церемония поклонения богам.
Тапкал - ритуальный танец по окончании пиршества. Мужчины и женщины водят хоровод, хлопают в ладоши в такт танцорам и поют. Этот обряд айнов и некоторых народностей Сибири.
А вот резные палочки икупасюй/икунись выполняли разную роль. При питье саке мужчины приподнимали ими усы, что бы не замочить. Другая их роль воплотилась в религиозно-магическое освещение праздничных возлияний и защиты уст от вредносных сил.
Многие икунись являются настоящими шедеврами художественно-орнаментальной резьбы по дереву.
Ловля рыбы с зажённым факелом.
Основой жизни у айнов была рыба. Кета, горбуша и сельдевые. Рыбу ловили с помощью поворотного крюка-марека и складывали в заплечные корзины из виноградной лозы или японской липы, ночью освещая дно факелами из скрученной коры дерева.
Ловля трубача в Хироо.
Трубач - съедобный моллюск, раковина которого использовалась в качестве сигнальных труб, добывался на мелководье с помощью вильчатой остроги. Дары моря - в основном на продажу. Лодки долбились из цельного ствола, а морепродукты сушились в специальных сушильнях. Жилище айнов, это каркасный деревянный дом без свай, обшитый камышом, вместо крыши - соломенные снопики. Интересная деталь - каждый житель посёлка имел в пользование определённое место - участок на реке и прилегающей территории, где и добывал всё необходимое.
Ожидание прибытия лодки с японцами.
Айны встречали поклонялись японцам и выполняли все их требования. Согласно ритуалу, встречали гостей, провожали к старейшинам посёлка, которые, в свою очередь, демонстрировали покорность и преданность.
Охота на оленя.
Основной объект охоты был японский олень - сика. Охотились, непременно, с собаками.
Вытаскивание из берлоги убитого медведя.
Чёрный дальневосточный медведь - кума, на которого у айнов был обряд охоты. Медведя будили, старались разъярить, расталкивая длинными жердями, а потом убивали из лука. Главным трофеем был медвежонок, которого селили в одной из семей, и женщина вскармливала его своим молоком. Подросший медведь ел одинаковую с людьми пищу. Через три года его с извинениями приносили в жертву на медвежьем празднике. Мясо съедали, кости торжественно хоронили, ну а душу отправляли к горным духам.
Медвежий праздник.
В верованиях айнов, как и во многих других народностях Евразии, было почитание медведя. Медвежий праздник занимал особое ритуальное значение. Церемония проводов медведя проходила торжественно - медведя славили, показывали свою преданность, просили прощения и защиты для себя. Иоманте, так назывался этот ритуал медвежьих проводов к горным духам - хозяевам всех зверей. По традиции, хозяин, у которого воспитывалось убиенное животное, выставлял на показ всё своё богатство - посуду, гербовые узорчатые кимоно, узорчатые ткани, мечи, колчаны и угощал всех саке. Элементы медвежьего праздника сохранились у айнов по сей день. Но больше для привлечения туристов.
Охота на медведя, который задрал потерявшуюся лошадь.
Уимаму - ритуальная встреча с князем.
Слово "уимаму" произошло от "уимамие" (аудиенция) - ритуальная встреча или аудиенция.
Омуся.
Считается, что слово "омуся" (омуша) произошло от "умуса" - приветствие на языке айнов.
По мнению японских учёных, данный сюжет впервые зафиксирован в изобразительном искусстве. Это своеобразный ритуал - церемония вручения подарков и угощения саке. (японцы дарят айнам связки табака и куски тканей).
Прививка от оспы.
Из-за оспы, порой вымирали целые посёлки острова. Японские власти стали принимать меры и делать айнам прививки.
Вакцинация.
Казнь.
Эта акварель единственная из 12 представленных работ не имеет отношение к жизни айнов. В том числе, художник поставил именно на не только свою печать (красный штампик на всех картинках), но и собственноручно расписался - эти иероглифы расположены на трёх столбах графики.
Японцы любого сословия подчинялись строгим ритуалам, а закон сурово карал за преступления. Казнь самурая показана со всей театральностью действа.
Все мелкие детали, орнаменты национальной одежды и прочие прелести, фотографиями передать не удалось. Всё выписано очень тонко и искусно. Так что если есть желание посмотреть воочию, спешите. Выставка продлиться до 27 апреля в самарском художественном музее. Вход 100 рублей.