Всегда приятно узнавать что-то новое, связанное с родным городом. Узнавать в киноленте родные места, или явно представлять улицы и дома, читая книги.
То, что Алексей Николаевич Толстой тесно связан с Самарой, это общеизвестный факт. Родился в губернии, раннее детство жил в пригороде, учился в школе, в реальном училище и жил в городе на различных улицах, в различных домах, работал, печатался в местной газете
http://litmuseumsamara.narod.ru/tols.htm, его имя носит одна из городских улиц, а музей-усадьба хранит первозданность и дух «того» времени. Но сейчас не об этом.
Старший научный сотрудник Самарского литературного музея, Стрелкова З.В. провела интересное расследование. Вот о нём то и расскажу.
Над романом «Хождение по мукам» («Сёстры») Толстой начал работать в эмиграции, а после посещения Самары в 1942 году, им были сделаны уточнения в тексте. Прообразами сестёр Булавиных послужили московские барышни Наталья и Надежда Крандиевские - его жена и свояченица, но писатель предпочёл сюжетно поселить девушек в Самару. Также Алексей Николаевич использовал и биографию своей первой жены - Юлии Васильевны Рожанской, дочери самарского врача.
Жителям нашего города несомненно знаком дом на ул.Куйбышева, где находится часовой магазин «Секунда». Когда-то этот дом принадлежал самарскому купцу Боберману, а вместо часов, на первом этаже дома продавали книги в магазине «Польза». (Поиски в инете фотографий с вывеской "Польза" так и не нашла. А в книге есть. Так же не нашла ни одного упоминания об этом магазине, зато нашла, что Боберман и сыновья занимались торговлей керосина, но никак не книг. Если у кого-то есть информация, прошу поделиться.) Весь второй этаж занимали жильцы.
В одну из квартир именно этого здания, Алексей Толстой «поселит» доктора Дмитрия Степановича Булавина. И в эту же квартиру к отцу приедет Даша на каникулы из Петербурга. Здесь же проявятся признаки отчуждения между Рощиным и Катей.
И хоть автор не называет точного адреса, тем не менее, в романе «Восемнадцатый год» несколько раз обозначит приметы этого дома, которые однозначно указывают на его точное местонахождение: «второй дом от угла» Алексеевской площади (площадь Революции), фасадные окна, обращённые на восток, смотрят на Дворянскую улицу (улица Куйбышева), доктор Булавин, выглядывает из окна на улицу, справа видит памятник Александру-II (сейчас на этом месте установлен памятник Ленину), из окон, выходящих во двор, различаются «тени и крыши сбегающих к реке построек, внизу - огни пристаней».
Всё это вычитала в сборнике статей городской научной конференции 15 марта 2007 года о «неизвестной Самаре».
Если войти в арку этого дома, пройти по мрачноватому кирпичному коридору, свернуть направо, то окажитесь в заброшенном дворике-колодце. Это и есть «старая Самара».
Видите открытую дверь? Сейчас там делают ксерокопии, а раньше, наверно, жил дворник.
«Все стёкла во втором этаже квартиры доктора Булавина были выбиты…»
Интересно, из какого окна выглядывал Булавин?