Раскопки самаритянской синагоги в эль-Хирбе, Самария

Mar 30, 2010 22:42


Исследование древнееврейских синагог является одной из наиболее популярных тем современной иудаики. На данный момент мы располагаем огромным количеством литературных, эпиграфических и археологических свидетельств касательно развития, устройства, искусства и функций еврейских синагог в периоды Второго Храма и Поздней Античности. Я немного писал о ранних синагогах здесь. Что же касается самаритянских синагог, то о них мы знаем намного меньше - в отличие от евреев, самаритяне не создали ничего подобного талмудическому корпусу и литературе мидраша. Язычники, а впоследствии и христиане, не выражали особенного интереса по отношению к самаритянам, и не оставили подробных описаний их религиозных церемоний и обычаев. Однако в ходе археологических исследований последних десятилетий ученые обнаружили несколько самаритянских поселений периода Второго Храма и Поздней Античности, а также самаритянских синагог. Сегодня я расскажу об одной из наиболее интересных из них - самаритянской синагоге в эль-Хирбе, расположенной в северо-западной Самарии, в нескольких метрах от дороги между Шхемом и Туль-Каремом, южнее поселения Шавей Шомрон и чуть западнее арабской деревни Дир Шараф (н.ц. 16709/18459).

Северная стена самаритянской синагоги в эль-Хирбе ("эль-Хирбе" в переводе с арабского означает просто "развалины"):



Общий вид синагоги с востока:





Реконструкция синагоги (из книги Магена):



Карта, на которой обозначены обнаруженные до сих пор самаритянские синагоги:



Самаритянское поселение в Эль-Хирбе было раскопано Офицером Археологической Ставки в Иудее и Самарии, доктором Ициком Магеном. Скажу вам честно, изначально я не очень уважал этого человека, как ученого. Однако со временем я начинаю все больше и больше ценить его за количество проделанных исследований и качество публикаций (а также скорость, с которой он умудряется их делать). В добавок к собственно археологическим исследованиям, Маген также создал новый Музей Мозаик в т. н. "Гостинице Доброго Самаритянина" (Хан эль-Хатрура), н. ц. 1841/1360, на полпути из Иерусалима к Мертвому Морю. Все фотографии в этом посте - мои, а иллюстрации и чертежи взяты из книги Магена, The Samaritans and the Good Samaritan (JSP7; Jerusalem: Staff Officer of Archaeology - Civil Administration of Judea and Samaria - Israel Antiquities Authority, 2008). О самаритянах можно почитать мой креатиф здесь.

Развалины сельскохозяйственного поселения в эль-Хирбе:









Маслодавильня:



Арабская деревня Дир Шараф:



Раскоп эль-Хирбе занимает территорию в 10 дунамов и включает останки сельскохозяйственного поселения, масличный пресс, шесть бассейнов для ритуального омовения (микваот), монументальную синагогу и мавзолей. Поселение возникло во II в. н. э., когда были созданы сельскохозяйственная усадьба и мавзолей. Синагога была воздвигнута в IV-V вв. н. э. При ее строительстве были использованы часть камней из мавзолея. В VI в. н. э. синагога была обновлена, поселение расширилось, а также были построены ритуальные бассейны. Поселение было оставлено в конце ранне-исламского периода. Подобно большинству других самаритянских синагог, найденных археологами, синагога в эль-Хирбе ориентирована в сторону святой для самаритян горы Геризим. Вход в нее находился в восточной, не сохранившейся, стене здания.



Западная стена (хорошо видны каменные сидения):



Северная стена синагоги, вид на восток:





Внутренние размеры центрального зала синагоги 12 на 8.30 метров, а внешние - 14 на 12 (разница происходит из-за толщины стен.) Стены здания выложены из гладко обтесанных камней. По периметру стен расположены каменные сидения, а к северной стене синагоги примыкала дополнительная комната, в которую можно было поспасть через дверь в стене. К востоку от синагоги, перед входом, находился двор, пол которого был вымощен камнем, и по периметру которого находились колонны. Часть этих колонн до сих пор валяется на территории раскопа.

Одна из колонн и микве:









Наиболее интересной находкой в этой синагоге является красивейшая мозаика, размером 9 на 5 метров. Кроме изображений она также содержит 6 надписей на греческом. Наиболее интересная часть сохранившейся мозаики находится в центре композиции: на ней изображены менора, два шофара (или трубы), стол хлебопредложений и фасад Храма (или Скинии Завета).

Фото центральной части мозаики (фото кликабельно):




Чертеж всей мозаики:



Еще фото с чертежом:



Рисунок центральной части мозаики из книги Магена (художник Анна Цыпин):



Еще один фрагмент мозаики с надписью ("Единый Бог, помоги Атему (?)"):



Размер меноры - 1.80 м. на 1 м.; на каждом из стволов меноры изображены горящие масличные светильники. Несмотря на то, что основание меноры сохранилось лишь частично, можно предположить, что оно было треугольным. Фасад Храма является довольно распространенным мотивом в древнееврейском искусстве, и известен из изображений на монетах Бар-Кохвы, а также из мозаик и фресок синагог в Бейт-Альфа, Циппори, Хаммат-Тверия, Дура Европос и т. д. Стол хлебопредложений также был известным мотивом в древнееврейском искусстве. По большому счету, можно сказать, что все вышеупомянутые мотивы были общими и для евреев, и для самаритян. Также интересны надписи, найденные в синагоге - некоторые из них содержат известную самаритянскую формулу, также встречающуюся среди евреев и христиан: "Единый Бог, помоги такому-то".

Вот одна из них: "Единый Бог, помоги Софронию, сыну Фронтина":



Одним из интересных вопросов, встающим в связи с открытием самаритянских синагог и их декораций, является следующий: насколько автономным было зарождение синагог в среде самаритян, и насколько аутентичным было развитие их искусства и символики? Другими словами, придумали ли они это сами, или попросту переняли у евреев? На данный момент мыасполагаем точными сведениями насчет того, когда самаритяне впервые стали строить синагоги, и мы не знаем, где и как они отправляли свой культ после разрушения их Храма на горе Геризим хасмонейским првосвященником Йохананом Гирканом в конце II в. до н. э. Единственные свидетельства сообщают о том, что они продолжали совершать паломничество на свою священную гору. Остается надеяться, что будущие археологичские свидетельства помогут нам найти ответы и на эти вопросы.

Мозаику из самаритянской синагоги в эль-Хирбе, также как и многие другие мозаики и экспонаты, найденные в ходе археологических раскопок в Иудее, Самарии и Газе, можно увидеть в замечательном музее мозаик "Гостиница Доброго Самаритянина", упомянутом выше.





Недалеко от эль-Хирбе находятся развалины еще более монументальной самаритянской синагоги, Хирбет ас-Самара. О ней - в другой раз.

археология, экскурсии, синагоги, Самария, самаритяне

Previous post Next post
Up