В детстве я очень любила рисовать. Потом рисовать перестала. Сейчас, с Никитой, я вернулась к этому кайфу рисовать то, что тебе хочется, как хочется, выплескивать себя на бумагу, рисовать с закрытыми глазами, разными предметами, как Бог на душу положит. Это так же круто, как кричать в лесу. Рисование нужно людям - и взрослым, и малышам. Но как мало взрослых рисует, просто так, для себя.
Основную причину этого я вижу в обязаловке, которая сопутствует всей нашей творческой жизни: рисовать нужно в заданных кем-то рамках, не выступая за контур. Может быть, абстрактная живопись (или, словами педантичных родителей - непонятная мазня, не имеющая ценности) и не приучит ребенка к аккуратности и умению следовать образцам (а попросту - выполнять чьи-то инструкции вместо того, чтобы придумывать свои), но ребенок научится открываться, выражать себя. Для меня это намного важнее.
Я никогда не исправляю и не критикую Никитины рисунки, не трогаю их вообще. Мне очень нравится подход методики "Умницы" в этом плане: маме и ребенку даются отдельные листы для рисования. Хочется маме, чтобы все было по контуру и реалистично - пожалуйста. Но у ребенка - свое пространство. Он видит, как делает мама, слышит ее объяснения и, если захочет, повторит. А захочет - сделает свое. Как это психологически тонко! Этой идеей я теперь пользуюсь в любом нашем деле: определяю пространство для каждого, творю и объясняю в своем и радуюсь Никитным результатам.
Итак, выразив эту, важнейшую для меня мысль, я попытаюсь перечислить все пункты, которые могут вам пригодиться в вашем стремлении рисовать: как оборудовать мастерскую, как выбрать книжки и раскраски для разных возрастов, к каким источникам обратиться за новыми идеями. Приятного вам чтения!
1) оборудуем художественную студию
- определяем место, где будем рисовать. Мы долгое время рисовали на полу в гостиной, освободив ее от мебели, насколько это было возможно. Наши друзья рисуют прямо на стене. Когда малыш начнет сидеть, ему будет удобно рисовать за специально купленным ради такого случая столом. Стол должен находиться на уровне талии ребенка, ноги малыша должны твердо стоять на земле, а локти спокойно помещаться на стол. Мы как раз пока ищем такой, а пока рисуем на подносе для завтраков.
...Может быть, у вас даже появится мольберт, но мы, побродив по художественным отделам, хорошенько все покрутив и на себя опрокинув, сочли его небезопасным.
- Собираем нашу будущую гордость художника:
На чем рисовать: холсты, рулоны, альбомы для пастели и акварели, кусочки ткани, деревянные заготовки.
чем рисовать: пальчиковые краски, пальчиковая гуашь, акварель, масляная пастель, художественная пастель, акриловые краски, восковые мелки, дизайнерские карандаши, аквагрим
с помощью чего рисовать: кисти всех размеров, штампики, валики для краски, ватные диски, ушные палочки, воздушные шарики, помпоны, ершики для мытья посуды, нити, теннисные шарики, зубные щетки, - список почти бесконечен!
Нам нравились такие пальчиковые краски в виде паззла, они яркие, сочные и не слишком жидкие. Краски этой же фирмы, но в другой упаковке нам не нравятся - странная у них консистенция.
Компания Djeco предлагает много штампиков, как обычных деревянных, так и вместе с раскрасками:
http://www.toyzez.ru/product/raskraska-so-shtampami-kruglye-formy-djeco/ В этом уютном магазинчике (
http://www.poppenhouse.ru/shop/iskusstvo_i_tvorchestvo/) - кисти, альбомы, восковые мелки, пастель, шелковая японская бумага, воск для моделирования и многое другое.
Нравится мне и вот такой гигантский набор для творчества, хотя в нем и содержатся фломастеры (их малышам давать не советуют, потому что они неправильно ставят руку)
http://www.toyzez.ru/product/gigantskiy-nabor-dlya-detskogo-tvorchestva-199-predmetov-five-stars/ 2) начинаем рисовать как можно раньше
На раннее рисование нас вдохновила австралийская художница Аэлита Андре, самая малюсенькая художница, которую мне удавалось видеть. Вот ее сайт -
http://www.aelitaandre.com, обязательно посмотрите видео о том, как она творит. Я под впечатлением до сих пор, а уж прошло три года с момента просмотра) Это видео буквально толкает вас на то, чтобы взять огромные холсты, краски и - рисовать, рисовать!
А вот и наш малышок пробует себя в абстрактной живописи)
3) раскрашиваем разные объекты. Нам очень нравятся деревянные заготовки, которые можно купить в художественном отделе, и резиновые игрушки для раскрашивания. На прошлой неделе мы с упоением раскрасили комодик для бусин и домик-копилку для монет (вдвойне драгоценное приобретение-)
Очень мне нравятся картонные дома вдоме дом, давно посматриваю на такой (
http://vdomedom.com/). Сколько возможностей для юного дизайнера интерьера!
4) осваиваем новые техники:
- рисунки пальчиками, кулачками
В этом вам может помочь книга М. Дешара "Рисуем пальчиками". Чего в ней только нет! Мне больше всего нравятся эксцентричные птицы, выполненные в каком-то газетном стиле
- рисование горизонтальных и вертикальных линий
Вообще-то в комплекте, о котором я сейчас расскажу, представлены все техники, и много чего помимо. Есть там и обрывная аппликация, аппликация из крупы и чая и т.д. Есть восковые мелки, пластилин, акварель, гуашь. Я этими комплектами довольна безумно: именно в них соблюдается принцип неприкасания к творчеству ребенка. Готовые же рисунки вполне могут рассматриваться как полноценный шедевр.
www.umnitsa.ru/cat/moi-pervye-shedevry-7v1/
5) находим различные мастер-классы по рисованию
- Здесь находится множество статей по работе с восковыми мелками и акварелью:
www.poppenhouse.ru/poleznosti/tvorim_sami/
- на http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0260.shtml вы найдете несколько вдохновляющих статей по нетрадиционным техникам рисования (граттаж, фроттаж и другие), с подробными инструкциями, как создать подобные этим шедевры:
- Далее следует несколько уже проверенных мной книг. На каждой странице - новая идея, подробное объяснение того, чем вы сегодня будете с малышом заниматься, и - что очень и очень круто - пример известной картины современного художника, небольшая информация о нем и ссылка на его сайт.
- Недавнее мое приобретение - сборник карточек "КАРТы" с работами современных русских художников и скульпторов. На оборотной стороне карточки - рубрика "сделай сам" с описанием идеи для детского творчества и способом ее воплощения.
6) знакомимся с креативными раскрасками
Их я выделила по принципу наличия шаблона, с которым ребенок что-то должен сотворить.
- Самые ранние из них - художественные альбомы типа "Тяпы и Ляпы" ( www.labirint.ru/books/270955/), в которых нужно украсить рыб, нарисовать лучики солнышку или капельки для тучки. Мы эти альбомы очень полюбили, и часто что-нибудь фантазируем, а не просто выполняем задание, например, дождик у нас получается банановый, морковный и шоколадный - для папы.
Следующая раскраска, которой у нас пока нет, - "Большая калякалка", рисовка которой мне очень и очень нравится. Уютная она такая.
- Раскраски с развитием сюжета
Что-то в них намечено легкими и не очень аккуратными штрихами - пара ног, корзинка или замочная скважина, - ребенок сам решит, как дальше продолжить историю. Весомое достоинство этих раскрасок - нарочитая неаккуратность рисунка, которая снимает страх нарисовать что-то не так, некрасиво. На мой взгляд, Таро Гоми - для тех, кто помладше, а Мария Грачёва - для тех, кто постарше.
- раскраски, в которые можно играть
К ним относятся многие раскраски Эрве Тюлле, который мне очень нравится. Опять-таки он достаточно небрежен, чтобы ребенок начал рисовать, и очень расслаблен, что ли, - рисовать в его калякалках - одно удовольствие.
Более "сурьезная" раскраска - "Вокруг света за 80 штрихов" А. Голубева. Ее я, в отличие от Эрве Тюлле, в руках не держала, но внимание на нее обратила. Это и гляделка, и логические задачки, и разные географические особенности. Не знаю правда, на первом ли месте в ней рисование)
Книга М. Дешара "Давайте создадим шедевр", на мой взгляд, уже сосредоточена собственно на рисовании. Как же я хочу эту книгу! В ней можно найти шедевры живописи, особенности и тонкости, связанные с творчеством какого-либо художника, а также попробовать что-то нарисовать в этой манере самому.
Следующая книга - скорее, не для рисования. Она держится немного особняком, но юному художнику, действительно, может быть интересна. Взгляните на задания, которые в ней предлагаются:
Лучшими я считаю сборник карикатур Жана Эффеля "Сотворение мира" и "Сказки для тех, кому еще нет трех лет" Э. Ионеско. Тут вам не просто раскраска, а целое мировоззрение, стиль, особенное чувство юмора. Эти книги запомнятся ребенку на всю жизнь.
Это, прежде всего, разного рода мандалы. Поначалу очень неловко как-то было мне от всех этих мандал - и слово дикое, хотя и знакомо мне лет с пяти, и занятие сомнительное. Как-то я прочитала статью Елены Даниловой об играх с мандалой (
http://blog.danilova.ru/moya-semya/chto-takoe-mandala..), затем заказала "Орнамент" Зайцева и вся моя неловкость пропала. Это прекрасное, медитативное, освобождающее и очень творческое занятие. Иногда я обвожу детали из "Орнамента" и делаю раскраски так. Иногда скачиваю черно-белые здесь:
http://www.pinterest.com/jvallmitjana/mandalas/.
Можно попросить малыша раскрасить мандалу по образцу, заботливо вами разрисованному и предложенному, а можно дать ему выбрать те цвета, какие он захочет.
Мандала на фото - драгоценная вещь, созданная и подаренная Никите нашим очень хорошим другом.
Также я недавно набрела на мандалы, раскрашивая которые, ребенок не выйдет за контур, чему способствует строение изображения.
http://www.toyzez.ru/product/akvarel-naya-raskraska-mandala-afrikanskie-uzory-sentosphere/ Еще одна раскраска в этом ряду - "Узоры. Орнаменты" (синяя и красная тетрадь). Счастливые обладатели этой раскраски утверждают, что детям она очень нравится, и они, дети, много чего придумывают. Хотя я, глядя на эти бесконечные кружочки, испытываю крайне неприятное чувство пустоты в голове)
- раскраски для дизайнеров одежды и обуви
Эти раскраски я неоднократно держала в руках, так как девочек в нашей семье немало)
На мой взгляд, лучшая в серии - эта. В ней представлены ведущие современные дизайнеры, даны ссылки на их сайты и образцы их работ, а также творческие задания для ребенка.
Хуже по полиграфии, но очень информативные - следующие три раскраски. В них можно узнать о том, что носили в 50е, 60е, 70е и т.д. годы, обратить внимание на сочетание различных аксессуаров, подобрать подходящие друг другу комплекты, разработать свой бренд и многое, многое другое.
- Ну, и напоследок - раскраски особой сложности, уже скорее, для юных создателей репродукций. Мне кажется, возможность поработать с цветом и техникой, не говоря уже о знакомстве с творчеством великих живописцев, весьма заманчива. Также держала я эти раскраски в руках, и также хотела себе таковую. Они, кстати, довольно крупных размеров, хотя по фотографиям этого и не скажешь.
http://www.labirint.ru/books/393049/ 7) выбираем самоучители по рисованию
Этот, конечно, самый-пресамый крутой, легендарный:
А этот подходит для любителей народной культуры:
Лыкова И.А. Издательство "Цветной мир"
7) читаем литературу для родителей
Ф. Барб- Галль. Как говорить с детьми об искусстве. Очень хочу добраться до этой книги. Говорят, она хороша. В ней рассказывается, в каком возрасте какие картины показывать, как отвечать на самые разнообразные вопросы ребенка, касающиеся искусства, на что обращать внимание при просмотре картины. Из всех опусов, посвященных данной теме, этот многими отмечается как лучший. Так что я его уже добавила в корзину)
2. Путь художника. Д. Кэмерон. Эту книгу я начала читать. В ней много размышлений и творческих заданий для взрослых. Она призвана раскрепостить ваше сознание и дать вам возможность творить все, что вам вздумается. На холсте, разумеется)