Leave a comment

Comments 6

brotherinlaw March 13 2017, 16:22:05 UTC
+1

Я утверждаю, что она есть; я могу быть неправ (и более того, я уверен, что Авраам понимал это иначе от Вас и от меня); но даже в этом случае такое мнение - хотя ничего не доказывает, но является свидетельством такой вариативности.

+1

Reply

nedosionist March 13 2017, 17:05:21 UTC
"могу быть неправ" - в интерпретации, а не в утверждении вариативности.

Это дожодчиво в такой форме?

Сослаться на мидраш, как я добавил уже в пост - просто. Тут сложность, как обычно, в том, что хочется как-то донести эту мысль до собеседника через пшат.

Reply

brotherinlaw March 13 2017, 18:43:00 UTC
Так вроде и с первого раза дошло.

Все это кажется методологически правильным. Действительно, мидраш своим существованием указывает на возможность данной (в мидраше) интерпретации. Т. е. на невозмозможность исключения этой интерпретации. Т. е. [за вычетом "необходимых" мидрашей (если таковые существуют), т. е. таких, без которых проблемы с пшатом] - на вариативность.

Reply

nedosionist March 13 2017, 20:32:47 UTC
Да. Соответственно, при обсуждении мотивов действий там где а) такое наличие вариативности и б) действия персонажа-цадика, которое выглядит нерационально, бессмысленно, или аморально (в Акеде - псевдо-намерение коварано убить Ицхака) - при простом понимании, имеет смысл искать иное. Это как слабая форма.

Я упоминал нечто родственное в Сефер Тора: " поскольку на вопрос «сделал ли Моше Х?», где Х - это чудо/действие в традиционном понимании, рутинно ответ отрицательный, просто исходя из текста" (упомянутый Крипке, кстати, весьма полезен для анализа такой вариативности); и в "Антиматериальность иудаизма": "Несколько иной аспект этой вирусности /антиматериальности/ - в применении к действиям".

Другой вопрос в том, можно ли получить такую вариативность без опоры на мидраш.

Reply


Leave a comment

Up