Чередование: Как не'он разрушал Храм

Jan 30, 2013 00:17

Следующий грамматический метод, широко используемый в Талмуде и Танахе, это чередование как метод связи предложений в тексте. В этом случае обсуждаются параллельно две (обычно) темы, но их обсуждение переплетено между собой.

Для двух линий повествования А и Б, это может выглядеть как АББААБ, или АБАБ, или БАБББББАБ итд. При этом иногда, как в последнем случае, мы видим лишь эпизодические вкрапления второй темы на фоне текстуально доминирущей. Этот прием широко используется в современном кино и литературе, но дробление действия редко совершается на уровне единичного предложения. В свою очередь, это прекрасно сочетается с двусмысленным использованием третьего лица ( М3Л).

Ваня проснулся в своей московской квартире. Джон в Бостоне вышел на улицу. Ваня позвонил по телефону другу. Джон выпил чашечку кофе. Он сказал ему, что надо заплатить. Наконец добрался до работы. Он очень обрадовался. Вечером он вернулся домой.

Рассмотрим пример из Гиттин 56а (история с Бар Камца начинается чуть раньше в конце 55б). Желающие в качестве упражнения могут по мере чтения (или по-крайней мере, до дальнейшего чтения моего и прочих комментариев) расставить какое "he" из помеченных к кому относится (а еще лучше, и расскажите в комментах :) ). :

He [Бар Камца - NS] went and said to the Emperor, The Jews are rebelling against you. He said, How can I tell? He1 said to him2: Send them an offering and see whether they will offer it [on the altar]. So he sent with him a fine calf. While on the way he made a blemish on its upper lip, or as some say on the white of its eye, in a place where we [Jews] count it a blemish but they do not. The Rabbis were inclined to offer it in order not to offend the Government. Said R. Zechariah b. Abkulas to them: People will say that blemished animals are offered on the altar. They then proposed to kill Bar Kamza so that he should not go and inform against them, but R. Zechariah b. Abkulas said to them, Is one who makes a blemish on consecrated animals to be put to death? R. Johanan thereupon remarked: Through the scrupulousness of R. Zechariah b. Abkulas our House has been destroyed, our Temple burnt and we ourselves exiled from our land.

He3 sent against them Nero the Caesar. As he4 was coming he5 shot an arrow towards the east, and it fell in Jerusalem. He then shot one towards the west, and it again fell in Jerusalem. He shot towards all four points of the compass, and each time it fell in Jerusalem. He6 said to a certain boy: Repeat to me [the last] verse of Scripture you have learnt. He7 said: And I will lay my vengeance upon Edom by the hand of my people Israel. He8 said: The Holy One, blessed be He9, desires to lay waste his10 House and to lay the blame on me. So he11 ran away and became a proselyte, and R. Meir was descended from him12.

He13 then sent against them Vespasian the Caesar who came and besieged Jerusalem for three years.

Напомним, что Нерон был императором в 54-68, Веспасиан в 69-79, 1 Иудейская война 66-73, Веспасиан был послан Нероном в Иудею в 66/67, Иерусалим был захвачен в 70. Согласно традиционной версии (напр. в комментариях Сончино, даф-йоми, био р. Меира 2п.) героем второго параграфа является Нерон. Это естественное прочтение, следующее М3Л-п1; так эта история превращается в миф, под тяжестью возникающих при этом многочисленных смысловых сложностей.

Как обычно, пшат Гемары реалистичнее, драматичнее и интереснее мифа. Учитывая первую часть поста, можно заметить, что у нас переплетение двух сюжетных линий, о Нероне и р. Зехарии б. Абкуласе, предке р. Меира. Бар Камца разговаривает с самим Нероном; и не было человека, который бы мог Нерона послать.

Что и указывает на религиозную значимость этой Гемары. Эти истории переплетены не только синтаксически рассказчиком; действия Нерона, и р. Зехария в первом параграфе - выглядят звеньями одного плана. Мнение р. Зехарии во втором параграфе разъясняет р. Йоханана в первом ("через него"). Однако если Нерон отведенную ему роль разрушителя выполнил, посредством Веспасиана и далее Тита, то р.Зехария - не стал. Осознание себя частью Плана дает свободу воли от такой роли отказаться; эта мысль Хазаль контрастирует с псевдодогмой идеала слепого послушания. Надо ли считать, что осознав отведенную ему роль таким образом, р. Зехарии следовало и далее способствовать в меру сил разрушению Дома Израиля?

----
Еще пару интересных мест в этой Гемаре. Прозелитом куда стал р. Зехария? В реплике р. Йоханана он говорит о сожженном Храме, разрушении Дома Израиля, и галуте из Земли - с одной стороны, как о трех событиях, но с другой - как об одном и том же; из чего следует их полу-синонимичность.

талмуд, смыслы, иудаизм, р.Меир

Previous post Next post
Up