Есть такой любопытный жанр еврейской миниатюры: определить суть Торы одной фразой.
При решении головоломок можно искать "точки входа": часто, распутывать головоломку с некоторого места заметно проще, чем со случайного. Так вот, такое утверждение может быть аксиомой, дополняющей принятую картину мира, либо подобной "точкой входа", облегчающей лучшее понимание Торы. К ним относятся, например, утверждения
1. Гиллеля, "Что неприятно тебе, не делай своему ближнему; в этом вся Тора, и все остальное - комментарий; иди и изучай это."
(Шабат 31а)
2. Рамбама: "создание из ничего, и ... существование, единство и бестелесность Б-га." (
МН 1:76)
3. Рашбаца: "Тора - с Небес" (
пост)
4. Заповедь тефиллин: "И да будет это тебе знаком на руке твоей и напоминанием над глазами, дабы было учение Б-га на устах твоих." (Шмот 3:9,
рус/
ивр-англ)
Метафора головоломки уместна и тем, что они говорят об одном и том же, а значит, при правильном понимании, начиная с каждой из этих фраз, должен получаться один и тот же иудаизм.