Гудковая Симфония. Русский авангард - эксперименты со звуком.

Nov 15, 2010 21:57


Отличный пост от snowman_john* ! Вот это я понимаю - купил диск, выложил в общий доступ, написал познавательную статью! В статье много полезной инфы, сдобренной множеством ссылок. Отлично!
Оригинальный пост в двух частях, но я объединил в одну. Перепощу себе полностью, а то мало ли что...
Первая часть
Вторая часть


Держу в руках компакт-диск.  «Гудковая»…

Когда я пытаюсь представить себе это действо, почему-то всплывают из глубин памяти детские ощущения праздника первомайских демонстраций. Солнечно, тёплый весенний ветерок, откуда-то доносится бравурная музыка, улыбающиеся лица взрослых вокруг и красный галстук на шее придаёт мне ощущение собственной значимости и неотразимости.

А в 1923 году шли толпы полуголодных людей по улицам, кричали «Ура-а!», запевали по сигналу невидимого дирижёра революционные песни, а в отбиваемых выстрелами тяжёлой артиллерии началах тактов этой симфонии, рисуемых крупнокалиберными пулемётами мелизмах и кружащих над головой аэропланах видели подтверждение величия своей страны и ощущали собственное могущество.





Действующие лица и исполнители
Кто ничего не понял, почитайте вот здесь theremin.ru/archive/gudkovaya.htm Данное творение  («Гудковая» или «Симфония Гудков») исполнялось дважды в Баку и в  Москве, а муз. инструментами являлись подстроенные фабричные гудки и сирены кораблей Бакинского порта (в Баку), тяжёлая артиллерия и крупнокалиберные пулемёты, многотысячные хоры и всё, что способно создавать звуковые волны в масштабах крупного промышленного города. Автор Арсений Авраамов. И было это в тот период, когда страна начала подниматься после разрухи первой мировой, потрясений революции и ужасов гражданской войны. Свежий, тёплый ветер надежды …


«от классических аллегорий в духе празднеств Великой французской революции постановщики постепенно подошли к художественной реконструкции реального исторического события …  разнообразные реально-звуковые средства, наряду с музыкой («Интернационал» и «Марсельеза», вступительные фанфары и «Симфония» Гуго Варлиха, «иллюстрирующая переживания Временного правительства и пролетариата», военные марши), выполняли уже не просто иллюстративно-фоновые функции, но и благодаря режиссерскому распределению их в форме целого складывались в некую первично организованную художественную композицию.»

Стоп. А откуда запись ?!
Да не записывали ничего такого ни в 1922, ни в 1923, а вот люди, что взялись за дело издания этих записей, попытались «реконструировать» Симфонию. «Ноты»-то кое-какие остались. «… По пятой пушке вступают гудки Товароуправления Азнефти и доков …»… Ну и ну!  И что поражает, эти диски изданы не «Российским государственным архивом исторических аудиоматериалов» (не знаю, существует ли такой) в рамках какой-нибудь гос. программы «Возрождения исторического наследия» (о такой тоже не слышал), а руководимой легендарным Крисом Катлером (Chris Cutler) английской звукозаписывающей компанией, подготовкой же записей занимались почему-то в Испании.  Зачем это Катлеру ? Кому всё это потребовалось в Испании ?! Может, люди осознают историческую ценность материалов такого рода ? Уж точно не собрались они на этом озолотиться. Также как очевидно, что данная запись не из разряда рекомендованных для прослушивания в Рождественский вечер.


Однако два диска, о которых идёт речь, не ограничиваются только «Гудковой» - основным представленным  на них монументальным произведением. Видно, что создатели дисков не просто так понадёргали фрагментов. На дисках - панорама культурной жизни периода становления Страны Советов или  чуть шире. Причём по малым фрагментам, большей частью не реставрированным, а реконструированным, можно и нужно изучать тему глубже. Лично и я невольно полез шарить по книжным полкам. Судите сами:
  • «Энтузиазм! Симфония Донбасса» Дзиги Вертова (звуковая дорожка)-  «одна из самых впечатляющих звукозрительных симфоний», как сказал об этом фильме Чаплин.  Использованы реальные записи шумов заводов и шахт, сделанные  специально подготовленной, весом в тонну, студией.
  • Фрагменты оперы «Победа над солнцем» Михаила Матюшина (тексты А.Кручёных, знаменитые декорации и костюмы Малевича)
  • Прокофьев, фрагменты музыки балета «Стальной Скок» (как убог перевод на английский - «Steel Step»)
  • Александр Мосолов, фрагмент «Завод, Симфония машин» считающегося (считавшегося?) утерянным балета «Сталь».
  • «Оркестр Шумов» Николая Форрегера
  • «Сонная соната»  К.Мельникова
  • «Радио Будущего» Велимира Хлебникова. Не гениальное ли предвосхищение сегодняшнего (или даже будущего) информационного пространства планеты !
  • «Радио Правда» Дзиги Вертова.

А также другие исторические, реконструированные и подлинные реставрированные записи кубо- эго- футуристов и других, дающие представление об истории развития авангарда и футуризма в Европе и России от манифеста итальянца Маринетти (1909) и «Искушения грешника» Хлебникова (1908) через публикации «Садка судей» (1910) и «Пощёчины общественному вкусу» (1912), к возникновению Кубофутуризма, Нео-футуризма, Супрематизма, Имажинизма, Психофутуризма,  через Комфут (Коммунист-футурист) , конструктивизм и Продуктивизм к апофеозу соцреализма, сопровождаемые деятельностью таких групп  как «Треугольник», «Союз Молодёжи», «Гилея», «Мезонин поэзии», «Центрифуга»,  «H2so4», «Ничевоки», «Всечество», ЛЕФ и другие.

От Зауми Кручёных до предвосхитившей современный минимализм «поэмы Конца» Василиска Гнедова.

Вот конкретно о каких действующих лицах русской культуры напоминают нам эти диски (перечисляю по алфавиту):  А.Авраамов, А.Ахматова, Л.Брик, Д.Бурлюк, Д.Вертов, Н.Габо, В.Гнедов, Е.Гуро, С. Есенин, И.Игнатьев, В.Каменский, В.Кандинский, В.Касьянов, А.Крученых, Э.Лисицкий,  М.Лорионов, К.Малевич, О.Мандельштам,  М.Матюшин , В.Маяковский,  К.Мельников,  А.Мосолов, Б.Пастернак, Н.Певзнер. С.Прокофьев, О.Розанова, И.Северянин, В.Степанова, И.Терентьев, Н.Фореггер, Д.Хармс, В.Хлебников, М.Цветаева, С.Чиковани, Д.Шостакович, Р.Якобсон.

Помимо голосов реставраторов (увы, порой это голоса с акцентом), мы слышим реальные голоса Л.Брик, Д.Бурлюка, В.Каменского, С.Кирсанова, А.Кручёных, О.Мандельштама, В.Маяковского, А.Ахматовой, Б.Пастернака, Д.Шостаковича, И.Эренбурга, Р.Якобсона.

Гм … а к какой же группе футуристов отнести вот этих деятелей: В.Ленин, А.Луначарский, А.Коллонтай. Л.Троцкий  ?! Их голоса звучат на втором диске аккурат между стихами Хлебникова и Пастернака. Но составители не без оснований посчитали и их неотъемлемой частью русской культуры первой половины 20-го века. Разве визит Ленина на курсы ВХУТЕМАС не сыграл свою роль в культурных процессах в стране ? С этим трудно не согласиться.

Заканчивается великолепный 72 страничный буклет  подробной хронологией развития европейского авангарда и другой дополнительной справочной информацией. Низкий поклон руководителю проекта и автору комментариев Мигуэлю Молине и главному редактору и издателю Крису Катлеру.

Поскольку буклет является на мой взглад значительным документом, я собрался-таки, отсканировал его и сделал pdf. Говоря словами самого Мигуэля Молины - “in the interests of Art History”

             



Вот перечислил я кучу фамилий. Много ли знаю я о них? Кое что. Учился в школе. Есть пара книг по футуризму, брошюрка статей Кручёных («Кукиш ПРОшлякам» - какое название, а!). А записи ? «А записи в интернете можно найти!» Так-то оно так, кое-что  найдёшь, но напиши в инете, что Кручёных известный советский военачальник или агроном - половина мира, нет, почти весь мир поверит.

Что и говорить, Крис Катлер меня снова поразил. Снимаю шляпу.

Я давно, уж года два тому, собирался рассказать об этих дисках, поскольку имею их с момента выпуска. Но последним стимулом стала вот эта замечательная книга «Русский футуризм. Стихи, статьи, воспоминания» Полиграф, 2009 г. Огромное спасибо её создателям, многим она откроет глаза на не так-то уж изученный и знакомый мир культуры Советской России периода становления государства.

Я убеждён, что нельзя, неправильно просто слушать эти записи вне культурно-исторического контекста того времени. Это не просто музыка, стихи, голоса. Это пласт культуры и истории нашей страны.

Справедливости ради стоит добавить, что 12 мая 2009 года «Симфония гудков» прозвучала в Питере в реставрационном варианте композитора и звукорежиссера Сергея Хисматова. Есть ещё оказывается «Энтузиазм» и в наших краях.


Вместо эпилога

Хотя круг читателей моего журнала крайне ограничен, я буду признателен за дополнительные источники информации. Собранные здесь или в другом месте, возможно они окажутся кому-то полезными. Кроме того известно, что описанными дисками дискография «Гудковой» не исчерпывается. Интересно было бы найти информацию и о других реконструкциях.

Первоисточники и другие ссылки

О дисках. Прежде всего следует сказать, что же это за диски такие. Вот  ссылка - как было уже сказано,  прекрасное издание с 72-страничным буклетом  -

BAKU: SYMPHONY OF SIRENS - SOUND EXPERIMENTS IN THE SOVIET AVANT GARDE. ORIGINAL DOCUMENTS and RECONSTRUCTIONS of 72 KEY WORKS of MUSIC. POETRY and AGITPROP from the RUSSIAN AVANTGARDES (1908-1942).
CD1: Reconstructions. CD2: Original recordings. BOOK.
Investigation, texts and reconstructions by Miguel Molina Alarcon, Laboratorio de Creaciones Intermedia, Dpt. of Sculpture-Faculty de Fine Arts of Valencia, Spain.
General Editor: Chris Cutler
Published by ReR Megacorp, London 2008.
ISBN: 978-0-9560184-0-3
ReR RAG1 &2

Сначала я написал то, что написал, а потом, с некоторым опозданием начал рыться в интернете, и обнаружил, в частности, что до меня уже проделана работа по оцифровке и размещению этих дисков в интернете. Вот здесь есть ссылка для скачивания спасибо за это автору сообщения Алексею Михайлову.

Интернет.
Некоторые другие результаты копания в интернете. 
Гудковая симфония
Симфония ДонбассаСонная соната
К сожалению очень обрывочные сведения.

Стальной Скок
http://www.pasdacier.co.uk/

Победа над Солнцем
Аудио записи
Литературные чтения  Некоммерческой электронной библиотеки «ImWerden»
  • «Говорят писатели» - так называлась пластинка 1959 года с воспроизведением записей русских и советских писателей и с обширными комментариями Ираклия Андроникова. Эта пластинка - своеобразный памятник советской эпохи. Авторы пластинки: Л. Толстой, А. Куприн, В. Вересаев, В. Брюсов, В. Маяковский, С. Есенин, Э. Багрицкий, А. Серафимович, А. Луначарский, М. Горький, П. Павленко, Н. Островский, В. Вишневский, А. Толстой, А. Фадеев и А. Довженко.
  • Блок, Александр Александрович "Шаги командора". Читает Эдуард Багрицкий»
  • Ремизов, Алексей Михайлович читает из "Вия" Гоголя
  • Шаляпин, Федор Иванович декламирует стихотворение Семена Надсона "Грёзы"
  • Ахматова, Анна Андреевна «Поэма без героя»
  • Ахматова, Анна Андреевна «Реквием»
  • Ахматова, Анна Андреевна  «Стихотворения и проза. Собрание № 1» -  Мелхола; А за проволокой колючей; Он женщиною был; Из пьесы "Пролог, или Сон во сне"; В зазеркалье; Читая Гамлета 1; Читая Гамлета 2; Эпиграмма; Эпилог "Поэмы без героя"; Муза; Муза; Есть три эпохи у воспоминаний; Мне ни к чему одические рати...; Музыка; О, как пряно дыханье гвоздики...; Одни глядятся в ласковые взоры...; Разрыв; Песенка слепого; Песенки; Последнее стихотворение
  • Ахматова, Анна Андреевна «Стихотворения и проза. Собрание № 2» -  27 стихотворений: Последний тост; Про стихи; Вместо мудрости; Смуглый отрок бродил по аллеям...; Двадцать первое; Ведь где-то есть...; Здесь всё меня переживёт...; Пушкин; Сжала руки под тёмной вуальюй...; Маяковский в 1913 году; Тайны ремесла: Творчество; Муза (Как и жить...); Тайны ремесла: Читатель; Тайны ремесла: Поэт; Клеопатра; Северные элегии. Шестая. Есть три эпохи у воспоминаний...; Песенка прохожего; Ленинград 1941 года; Летний сад; При непосылке поэмы; Не тайны и не печали...; Так раненого журавля...; Небывалая осень; Третий Зачатьевский; Новогодняя баллада; Последний тост; Рыбак.
  • Ахматова, Анна Андреевна «Стихотворения и проза. Собрание № 3» - Стихотворения: Слаб голос мой, но воля не слабеет...; Ветер войны; Но я предупреждаю вас (шестая часть из стиха "В 40-м году"); Полночные стихи; Привольем пахнет дикий мед...; Мне голос был, он звал утешно...; Вот она, продоносная осень; Родная земля. Проза: Об Александре Блоке; Из очерка "Амадео Модильяни".
  • Багрицкий, Эдуард Георгиевич читает отрывок из «Думы про Опанаса»
  • Белый, Андрей читает стихотворение "Голос прошлого"
  • Блок, Александр Александрович читает три стихотворения - "О доблестях, о подвигах, о славе...", "На поле Куликовом" и "В ресторане".



Прочее

А вот и ссылки:
Буклет (56 М)  - ifolder, depositfiles
Диск 1 (102 М) - ifolder, narod.ru
Диск 2 (98 М)   - ifolder, rapidshare

Магазин издателя дисков - ReR Megacorp

ретрозвук

Previous post Next post
Up