Одна из причин, по которой мы часть отпуска провели на западе Австрии, в Форальберге - Брегенцский фестиваль с его самой большой в мире сценой на озере. Первый раз мы попытались напасть на него еще в 2003 году, но купить билеты (оччень недешевые) перед началом нереально, билеты начинают заказывать на сайте фестиваля за год вперед. В амфитеатре перед сценой - порядка семи тысяч мест, каждую оперу ставят два года, по месяцу в год. В этом году, как только взяли билеты на самолет, озаботились и билетами на "Аиду".
Мы стояли в живописной деревушке Бецау (о ней будет отдельный пост), километрах в тридцати от Брегенца. В день спектакля с утра шел проливной дождь. Позвонили в справочную фестиваля - не отменят ли сегодня. Узнали, что решение об отмене спекталя принимают в 9 вечера, за минуту до начала. Дождь то утихал, то снова срывался. "Не догоню, так согреюсь". Поехали.
Как грелись и прятались от дождя перед началом - в предыдущем посте. В девять - объявление по громкой связи: "задержка 15 минут". Дождь ослаб до водяной пыли в воздухе, и - "дамы и господа приглашаются занимать места". И семь тыщ дам и господ быстро, но без толчеи рассредоточились по местам. Мальчики/девочки в униформе в проходах раздавали салфетки, протирки/просушки сидений для. Орднунг, однако. Забегая вперед: за полчаса до конца дождь усилился - ни один из семи тыщ (амфитеатр был полон) не удрал.
Пора и до оперы добраться. Я такого в жизни не видел; женушка, прослушавшая когда-то почти весь репертуар "Ла Скала" - тоже. Дам слово профессионалам.
Летний фестиваль в Брегенце, на берегу Боденского озера - всегда увлекательное мероприятие с оттенком шика и приключения. ... Спектакли на озерной сцене, под открытым небом и при непосредственном “участии” самого озера и потрясающей красоты закатов солнца делаются с использованием сложнейших и дорогостоящих технологий, и каждое название прокатывается в течение двух сезонов. В 2007-08-ом годах много шуму наделала "Тоска", а блокбастер нынешего года - "Аида" в постановке известного английского тандема в лице Грэма Вика и Пола Брауна. ...от спектаклей Брегенцского фестиваля легко ожидать чего-то необыкновенного, но то, что “нагородили” Грэм и Браун, и вовсе провоцирует остановку дыхания...Сложнейшая конструкция по ходу действия усложняется еще более, обрастая все новыми и новыми деталями. Древний Египет оперы Верди трансформирован в современную Америку, этакую “империю зла”, одержимую ненавистью к той части мира, что придерживается иного образа мыслей. Две огромные ступни - только одна из частей поверженной статуи Свободы, остальные ее обломки скрыты под водой и извлекаются на поверхность при помощи подъемных кранов ...
В концепции Вика-Брауна любовь занимает последнее место: они слишком озабочены как тем, чтобы подверстать к Аиде современные параллели, так и созданием уникального и грандиозного зрелища.
Охи и ахи слышатся непрерывно на протяжении всего спектакля, а гибкость шеи обязательна, если вы хотите уследить за одновременным использованием или сменой эффектов. Их бесчисленное множество: в посвящении Радамеса в военачальники задействован ларец, в котором находится нечто очень похожее на крылатую ракету, а поющая молитву жрица разодета под католическую мадонну и поет, летая на внушающей страх высоте, сцену объяснения соперниц предваряет нечто вроде оргии одетых в ядовито-малиновые наряды девиц, для сцены триумфа и вовсе заготовлено нечто вроде “бомбы”: Радамес появляется, стоя на позолоченном слоне, который “поставлен” на скоростную моторную лодку, задняя часть слона представляет из себя клетку, в которой сидят эфиопские пленники...
Музыкальная сторона оперы в подобном проекте неизбежно оказывается на последнем месте Для европейских либералов не лягнуть Америку, даже в опере Верди - жизнь прожита зря.
О музыкальном (и не только) аспектах постановки -
здесь . Несколько кликабельных картинок -
на сайте фестиваля.
А я покажу что-то, что в первой рецензии упомянули, но не объяснили.
Вот ларец, возле которого Радамеса производят в военачальники
Снимки плохие, не обессудьте - для такой съемки нужна другая техника и другое мастерство, но отчетливо видны два херувима, сомкнувшие крылья на крышке, и шесты для переноски. Ларец сверкает золотом,а, когда снимают крышку, из него исходит яркое сияние (а не бредовая "крылатая ракета"). Это же Ковчег Завета , строго по описанию Пятикнижия, именно таким его реконструируют.
Ну и кто такой, после этого, Радамес, что молится возле Ковчега Завета? Правильный заголовок поста был бы - Аиды на Бодензее . Или "Аида" и аид.
Из снимков, что я нащелкал (снимать там, вааще-то, нельзя, но, если очень хочется, то можно) минимально пристойные:
Золотой слон и фрагменты Статуи Свободы
и еще пара сцен.
Для меня кульминацией вечера было не утопление Радамеса и не вознесение его и Аиды в ладье на небеса, а обратная дорога. Мне случалось ездить по серпантину, в т.ч. и в этом отпуске, но - днем и посуху. В кромешной тьме, под проливным дождем, влетая каждые две минуты в полосы густого тумана - куда там золотым слонам...