К ним относятся фильмы Леонида Гайдая, которые я люблю и готова пересматривать всякий раз, когда их показывают. Хочется поговорить именно о его работах и уловках, которые он придумывал, чтобы обойти цензуру худсоветов.
В этом году картине "Бриллиантовая рука" исполнилось 45 лет!
В ней было много моментов, к которым придиралась советская цензура: две проститутки, сцена пьянства главного положительного героя, безалаберность таможенников и многое другое. Гайдай пошёл на хитрость: приклеил в конце фильма ядерный взрыв и заявил комиссии Госкино, что они могут вырезать что угодно, кроме взрыва. Комиссия ответила наоборот: взрыв придётся удалить, а остальное пусть остаётся как есть, чего режиссёр и добивался. Хотя, слова Мордюковой: "Я не удивлюсь, когда узнаю, что ваш муж тайно посещает синагогу" всё же пришлось заменить на "любовницу".
Говорят, что в комедии "Кавказская пленница" по замыслу Гайдая предполагалась совсем другая заставка. Выглядела она так. На экране появляется Трус, пишет, оглядываясь по сторонам букву "х" и быстро убегает. Вразвалочку подходит Бывалый, размашисто пишет "у" и с достоинством уходит. Насвистывая "рисуется" Балбес и пишет... Нет, не то, что вы, быть может, подумали. Он пишет: "дожественный". Говорят, заставка тогда не прошла по этическим соображениям. Жаль, упустили воспитательный момент. Посему и живем до сих пор с эстетством на всех заборах. Комедии Гайдая в ту пору "резали", но, к счастью, цензорская "резня" так и не смогла их испортить, и мы до сих пор испытываем почти детский восторг от гайдаевских лент.