Маки я уже показала, сегодня будут ирисы)
Но не просто ирисы!
А ирисы в одном дивном месте.
Дивном по красоте. И очень волнующем...
Место это - бывший монастырь, ставший потом лечебницей для душевнобольных.
Именно там родились самые известные «Ирисы».
И ещё множество знакомых всем нам шедевров.
Вы много раз видели это место - на картинах Ван Гога.
Монастырь находится на окраине города Сен-Реми-де-Прованс.
Мы подъехали туда утром, как только кончился очередной ливень.
Поставили машину у монастырской стены.
Вокруг красиво.
«Вообще же ландшафт в С.-Реми очень хорош, и я, вероятно, сделаю успехи...».
Встречаемся взглядом с художником.
И вспоминаем его картины.
Они в обрамлении цветов.
Ван Гог идёт навстречу с увядающими подсолнухами в руках.
У входа в монастырскую церковь.
В церкви.
А вот и ирисы!
Цветущие ирисы, 1889. Гетти-музей, Калифорния, США
«Я работаю над двумя другими вещами: над фиолетовым ирисом и над кустом бузины, двумя мотивами, найденными здесь в саду».
Где-то здесь, наверное,есть и бузина.
«Вчера я рисовал большую, довольно редкую ночную бабочку, называемую "мертвой головой". У нее были удивительно благородные цвета - черный, зеленый, белый с карминовыми рефлексами, отсвечивающими слегка зелено-оливковым».
Мне казалось, что вот-вот появится бабочка! Увы...
Но зато вышло солнце!
На шестой день дожди прекратились, с этого момента их больше не было)))
Копии картин Ван Гога.
Лаванда зацветёт летом.
В монастырском дворе чудесно.
Но нужно идти внутрь здания лечебницы…
«Когда я вижу вблизи охваченных безумием людей, я, в конце концов, умею легко оставаться с ними. Раньше у меня был страх перед ними, и он доводил меня до отчаяния, когда я вынужден был думать о том, какая масса живописцев - Тройон, Маршаль, Мэрион, Юндт, М.Марис, Монтичелли, - равно как и множество других, кончали таким же образом. При самом сильном желании я не мог себе представить их в таком состоянии».
«Ты знаешь, я страшно страдаю от повторяющихся припадков, и притом - как раз тогда, когда я уже начал надеяться, что их больше не будет...».
«Во время этих припадков мне приходят в голову такие сумасшедшие религиозные идеи, каких я не чувствовал в моем мозгу на севере. Поскольку я так чувствителен по отношению к окружающему, эти припадки можно объяснить только непрестанным моим пребыванием в монастыре, - как, например, здесь и в Арле».
Это ванная комната.
«Так как более тридцати комнат свободно, что у меня есть и рабочая комната».
Ван Гог очень много работал.
Доктор разрешил ему.
«Господин доктор Пейрон очень хорош со мной и терпелив».
«У меня маленькая комната с серо-зелеными обоями, занавесками цвета морской воды с узорами из бледных роз, оживленных узкими кроваво-красными полосками. Рисунок этих занавесок очень хорош. Возможно, что их происхождение из какой-нибудь богатой разорившейся фамилии».
«Оттуда же - истертое кресло, у которого ткань напоминает по пятнам Диаза или Монтичелли. Коричневое, красное, розовое, кремовое, черное, синее, цвет незабудок и бутылочный тон».
«Через окно, забранное решеткой, я вижу за забором четырехугольное хлебное поле, пейзаж в духе Ван Гойена, и над ним каждое утро поднимается во всей своей славе солнце».
«Я работаю над двумя пейзажами; на одном - местность, которую я вижу через окно спальни. На переднем плане поле с пшеницей, рядом - кусок земли, опустошенной бурей, стена загона и за ней серая листва нескольких оливковых деревьев, хижины и холм».
Узнаёте пейзаж за окном?
Пейзаж с домом и пахарем. Октябрь 1889. Зрмитаж
«... У меня теперь есть пейзаж с оливковыми деревьями и новый этюд звездного неба».
Очень хотелось посмотреть на кипарисы и оливковые деревья, растущие вокруг монастыря, которые с натуры писал Ван Гог.
Но мы долго не могли уйти. Читали написанное на стендах в коридоре и комнате Ван Гога.
(Если нажать на фотографии и попасть на яндекс-фотки, там можно увеличить их.)
Выходим из монастыря.
Последний взгляд на художника с подсолнухами…
И на ворота.
Погода разгулялась.
Первый раз за шесть дней показалось голубое небо!
Как ярко вокруг!
Всё будто расцветилось красками гениального художника!
Пшеничное поле со жнецом на закате солнца. Сен-Реми, сентябрь 1889. Амстердам, Музей Винсента Ван Гога.
А вот и вангоговские оливковые деревья.
Узнаваемы!
Каменная скамья в больничном саду. Сен-Реми, 1889
Те самые, «оливковые деревья, с белым облаком и гористым задним планом».
"Оливковое дерево изменчиво, как ветла на севере. Ветлы чрезвычайно живописны, но вместе с тем несколько однотонны. Дерево в совершенстве отображает характер страны. То значение, которое у нас имеют ветлы, здесь имеют кипарисы и оливки. То, что я сделал, выглядит рядом с их абстракциями несколько жестко и грубо реалистично. Зато, может быть, это передает характер страны, и в этом чувствуется земля".
И горы видно - это Альпий, Малые Альпы.
Оливковые деревья с желтым небом и солнцем, 1889. США
«Совсем близко отсюда есть маленькие горы, серые или голубые, - у них подножья полны хлебных нив и совершенно, совершенно зеленых пиний...».
Горный пейзаж за больницей Сент-Пола. Сен-Реми, июнь 1889.Копенгаген.
Автопортрет с кистями и палитрой. Сен-Реми, август 1889. Музей д'Орсэ, Париж
***
На сегодня у меня всё.
Но про монастырь будет продолжение)
Я утаила от вас самую красивую его часть! Вы, конечно, поняли, какую)) Ту, к которой я совершенно неравнодушна))
Вот здесь много картин Ван Гога.
http://vangogh-world.ru/vangogh-landscapes.php.
Те, что написаны с мая 1889 по май 1890 - написаны в этой лечебнице.
http://en.wikipedia.org/wiki/Saint-Paul_Asylum,_Saint-R%C3%A9my_(Van_Gogh_series)
Письма из лечебницы:
http://impressionnisme.narod.ru/VAN_GOG/letter_van_gog7.htm