666

Jan 24, 2007 09:09




На пустынном плато Гиза около Каира вдоль западного берега Нила расположены самые известные из пирамид - Хеопса, Хефрена и Микерина. Рядом с ними - несколько маленьких пирамид, где погребены жены фараонов, гробницы жрецов и крупных чиновников. У подножия плато Гиза расположены погребальные храмы и Большой Сфинкс.
Большинство пирамид сосредоточено на центральном 20-ти километровом участке на краю высокого плато. Выбор места был не простым, поскольку перед архитекторами древнего Египта стояло две задачи: придать величественный вид пирамидам и не позволить периодическим наводнениям разрушить гробницы.
Египтологи до сих пор не могут указать точного числа пирамид. Некоторые считают, что их число не превышает 100, другие исследователи насчитывают более сотни только тех гробниц, которые они раскопали сами. Возможно, несогласованность в числе связано с тем, что до нашего времени многие пирамиды дошли в виде небольшой груды камней, ведь не все из них были столь же величественны, как знаменитая пирамида Хеопса.
Как правильно заметил один из русских путешественников, пирамида - это всего лишь распространенный во всем древнем мире способ захоронения - курган, только в силу природных условий, египтяне были вынуждены начать строить курганы не из земли, а из камня. Первые курганы представляли собой четырехугольные здания из необожженного кирпича, с плоской крышей и несколькими помещениями внутри. Сейчас этот вид захоронения получил название "мастабы". Мастабу правителя, как правило, окружали мастабы родственников, придворных и слуг, образуя единый заупокойный комплекс. Зачастую, каждый правитель имел две гробницы в Нижнем и Верхнем Египте.
Первая пирамида была построена для фараона Джосера зодчим Имхотепом и имела ступенчатую форму. Строительство длилось более двух десятилетий. Несколько следующих пирамид не были достроены. Возможно, фараоны, похороненные в этих гробницах, не дожили до конца строительства. В наше время уже трудно определить какой формы были первые пирамиды. Существует мнение, что вторая законченная пирамида Хуни в Мейдуне изначально имела такую же форму как сейчас - ступенчатую, но после смерти фараона следующий фараон приказал придать пирамиде правильную форму. Со временем, песок и гравий, которыми были заполнены промежутки между ступенями, осыпались.











Строительство пирамиды занимало не один десяток лет и начиналось сразу после того, как фараон начинал свое правление. Погребальный комплекс, в древнем Египте, самой значительной и последней частью которого являлась пирамида, начинался с нижнего храма, в котором тело фараона мумифицировали. Нижней храм был связан с пирамидой мощеной дорогой. Непосредственно около пирамиды возводился еще один храм, в котором совершались религиозные обряды.
Основным строительным материалом для пирамид был мягкий песчаник, который обычно добывался в непосредственной близости от пирамиды. Облицовывали пирамиду более твердым песчаником, который добывали в каменоломнях Тура. Самым дорогим и редким материалом был гранит, которым отделывали погребальную камеру. Гранит до пирамиды проделывал далекий путь из Асуаны. На отдельных плитах сохранились иероглифы, нанесенные красной охрой, - названия бригад каменотесов: "Сильная бригада", "Лодочная бригада". По Нилу камни транспортировали на баржах, после чего они перекладывались на салазки. В древнеегипетских гробницах сохранились рельефы, доказывающие такой способ транспортировки: рабочие тянут на салазках огромный камень или статую, дорогу перед салазками поливали водой.
Технологию строительства пирамид подробно описал еще Геродот. Многолетние исследования подтвердили достоверность его слов. Первоначально строители расчищали плато от песка и камней до почвенного слоя, затем выравнивали поверхность. На расчищенный почвенный слой укладывались прямоугольные плиты белого известняка, ставшие фундаментом, на котором укреплялся первый ряд облицовочных камней. Камни для следующих слоев затаскивали наверх по наклонной рампе, которая наращивалась вместе с пирамидой. Могилы строителей расположены рядом с пирамидами, и судя по тому, что эти могилы, несмотря на их скромность, выдержаны в рамках древнегреческих традиций, строителями были наемные строители, а не рабы, как это предполагалось раньше.





Уже в древности пирамиды Гизы считались одним из семи "чудес света". Самая большая из пирамид была построена фараоном Хуфу (2590 - 2568 до н.э.), по-гречески его имя звучало - Хеопс. В настоящее время высота пирамиды 138 м, хотя первоначально она составляла 147 м.: верх¬ние камни упали во время землетрясений. Пирамида составлена из 2,3 млн. известняковых блоков разных размеров весом в среднем по 2,5 т. Первоначально она была облицована более твердым, чем основные блоки, белым песча¬ником, но облицовка не сохранилась, потому что были использованы на строительство дворцов мамлюкских султанов и сооружение домов в Каире местными житлями.
Об объеме использованного при строительстве пирамиды материала можно судить по такому факту: согласно подсчетам английских ученых, на строительство всех христианских церквей в Англии ушло меньше материала, чем на одну пирамиду Хеопса.

В основании пирамиды лежит квадрат со стороной 230 м с ориентировкой по сторонам света. По некоторым легендам углы квадрата символизируют Истину, Разум, Молчание и Глубину, по другим, пирамида основана четырьмя материальными субстанциями, из которых создано человеческое тело.
Внутри пирамиды Хеопса нет ни надписей, ни украшений, за исключением небольшого портрета в проходе, ведущем в камеру Царицы. Это изображение напоминает фотографию на камне. На внешних стенах пирамиды расположены многочисленные криволинейные бороздки больших и малых размеров, в которых при определенном угле освещения можно различить изображение высотой 150 метров - портрет мужчины, по всей видимости, одного из божества Древнего Египта. Это изображение окружено другими изображениями (трезубец атлантов и скифов, птица-самолёт, планы каменных строений, помещений пирамиды), текстами, отдельными буквами, большими знаками, напоминающие бутон цветка и т.п. На северной стороне пирамиды размещен портрет мужчины и женщины с наклонёнными головами друг к другу. Эти огромные изображения были нанесены всего за несколько лет до завершения строительства основной пирамиды и установки в 2630 г. до н.э. верхнего камня.
Внутри пирамиды Хеопса находятся три погребальные камеры, расположенные одна над другой. Строительство первой камеры не было закончено. Она вырублена в скальном основании. Чтобы попасть в нее, надо преодолеть 120 м узкого спускающегося коридора. Первая погребальная камера связана со второй горизонтальным коридором длиной 35 м и высотой 1,75 м. Вторую камеру называют «камерой царицы», хотя по обряду жен фараонов хоронили в отдельных маленьких пирамидах.
Камера царицы обросла легендами. С ней связано придание, по которому пирамида являлась главным храмом некоего Верховного Божества, местом, где проводились древние тайные религиозные обряды. Где-то в глубине пирамиды обитает неведомое существо с лицом льва, которое держит в руках семь ключей Вечности. Никто не может его увидеть, кроме тех, кто прошел специальные обряды подготовки и очищения. Только им Великий жрец открывал тайное Божественное Имя. Человек, владеющий тайной имени, становился, равен по своей магической силе самой пирамиде. Основное таинство посвящения разворачивалось в царской камере. Там кандидата привязанного к специальному кресту, помещали в огромный саркофаг. Человек, принимающий посвящение, находился как бы в промежутке между миром материальным и миром божественным, недоступным человеческому сознанию.
От начала горизонтального коридора вверх идет еще один, длиной около 50 м и высотой более 8. В конце его - горизонтальный проход, ведущий в погребальную камеру фараона, отделанную гранитом, в котором размещен саркофаг. Кроме погребальных камер, в пирамиде обнаружены пустоты и вентиляционные шахты. Однако назначение многих помещений и различных пустотных каналов до конца не разгадано. Одним из таких помещений является комната, где на столике лежит открытая книга об истории и достижениях страны на период завершения строительства пирамиды.
Непонятно назначение и подземных сооружений у подножия пирамиды Хеопса. Часть из них вскрыта в разное время. В одном из подземных сооружений в 1954 году археологи нашли самый древний корабль на Земле - деревянную ладью, названную солнечной, длиной 43,6 м, разобранную на 1224 части. Она построена из кедра без единого гвоздя и, как свидетельствуют сохранившиеся на ней следы ила, перед смертью Хеопса еще плавала по Нилу.




Вторая по величине пирамида Гизы принадлежит фараону Хефрену. Как и пирамида Хеопса, пирамида Хефрена причислена к семи чудесам света. Высота пирамиды -136,5 м (изначально пирамида была выше) и это единственное из строений, на вершине которого сохранилась часть первоначальной облицовки. Визуально пирамида Хефрена выглядит больше, чем пирамида Хеопса, однако это лишь обман зрения, возникающий из-за того, что её основание находится на более высокой отметке.
Пирамида Хефрена в свое время представляла собой единый комплекс, включавший гранитный храм, руины которого находятся около Большого Сфинкса. Одним из сохранившихся сооружений является Нижний храм, в котором, по-видимому, была произведена мумификация Хефрена. Храм построен из больших блоков гранита и в основе имеет форму квадрата со стороной 4,5 м. Храм стоит около пристани, куда причаливали ладьи, плывущие по каналу со стороны Нила. Около входа, вероятно, стояли четыре сфинкса, высеченные из гранита, которые охраняли храм. Посередине храма помещалось нечто вроде помоста, где возможно находилась статуя фараона. От обоих входов отходили узкие коридоры, которые вели в гипос с шестнадцатью монолитными столбами из гранита. В этом зале, имеющем форму перевернутой буквы Т, стояли двадцать пять статуи сидящего фараона, выполненные из алебастра, сланца и диорита. Каждая статуя освещалась отдельно через небольшие отверстия в потолке.
Внутренняя структура пирамиды Хафра относительно проста. Две камеры и два входа на северной стороне, один - примерно на высоте 15 метров, другой - под ним, на уровне основания. Сейчас внутрь пирамиды попадают из верхнего входа по коридору, который под самым основанием выравнивается и приводит к погребальной камере. Коридор, ведущий от нижнего входа, сначала опускается на десятиметровую глубину, а после небольшого ровного отрезка снова поднимается и приводит к верхнему коридору; сбоку у него имеется отвод в небольшую камеру, оставшуюся незавершенной.
Погребальная камера находится примерно на оси пирамиды, она вытянута с востока на запад на 14,2 метра, с севера на юг - на 5 метров, высота ее - 6,8 метра. Камера вытесана в скале, только сводчатый потолок уходит в каменную массу пирамиды. В этой камере до сих пор стоит пустой саркофаг с разбитой крышкой.

Третьей величественной пирамидой в некрополе Гизы является пирамида Микерена, сына Хефрена и внука Хеопса. Разумеется, пирамида Микерена не могла быть выше пирамид предков, поскольку это было бы явным непочтением. Небольшая пирамида Микерена со стороной основания всего лишь 108 м и высотой 66 м лишь подчеркивает величественность всего комплекса. Единственное отличие - в строительстве были использованы наиболее крупные по величине блоки. Судя по тому, что в пирамиде нашли две погребальные камеры, в ходе строительства план неоднократно изменялся. Строительство было закончено после смерти фараона его преемником - Шепсескафом, который решил сэкономить, и окончательная часть пирамиды построена из другого материала: стены, возведенные из известняковых блоков, были облицованы кирпичем-сырцом и покрыты белым раствором. Гранитная облицовка пирамиды, к сожалению, до нашего времени не сохранилась: блоки из крас¬ного гранита и сейчас разбросаны возле ее подножия, хотя в планах египтян и есть восстановление облицовки. Недалеко от пирамиды Микерена были найдены три небольшие гробницы, в которых, как принято считать, похоронены жены фараона.




Около нижнего храма пирамиды Хефрена расположена самая большая вырубленная из единого камня скульптура в мире длиной в 80 м и высотой в 20 метров - Сфинкс - лежащий лев с головой человека и лицом фараона Хефрена, в чье время и была построена эта скульптура. Хотя последний факт оспорим. Существуют теории, по которым сфинкс был вырублен задолго до построения пирамид. Точное время появления сфинкса очень трудно выявить, потому что во всех древних источниках статуя сфинкса не упоминается! Даже Геродот, который в мельчайших подробностях описывал пирамиды, не упоминал Сфинкса. Подобное безразличие древних летописцев к столь величественному изображению священного животного возможно объяснить только тем, что сфинкс постоянно заносится песком. Существуют сведенья, что сфинкса откапывали из песка при воцарении в Египте династии Птоломеев, при римских императорах и арабских правителях в долине Нила. В наши дни, хотя песка сейчас меньше, после продолжительных песчаных бурь тоже приходится очищать памятник.




Все свое время существования сфинкс был окружен легендами. Одна из легенд говорит о том, что этот громадный зверь никогда не спит, и поэтому он поставлен охранять пирамиды. Свою энергию он черпает из космоса. Второй миф утверждает, что Сфинкс следит за восходом Солнца и обращением планет, эта легенда имеет под собой реальное основание, в период реконструирования сфинкса было обнаружено, что в дни весеннего и осеннего солнцестояний - 21 мар¬та и 21 сентября лучи восходящего солнца падают перпендикулярно лицу Сфинкса, т.е. сфинкс ориенти¬рован точно на восток. В третьей легенде сфинкс - живое существо, полубог, страж порядка, чтобы не видеть раздоров, войн, грабительских набегов он спрыгивает с пьедестала, уходит ночью в Ливийскую пустыню и там зарывается глубоко в песок. И люди остаются абсолютно беззащитны.




Вершины своего культа сфинкс достиг в 150 году до н.э. И с этого времени начинается целая эпоха в искусстве Древнего Египта, связанная с изготовлением тысяч и тысяч каменных львов с головой человека - от талисманов до размеров живого африканского льва. У храма царицы Хатшепсут египтяне возвели целую аллею гранитных сфинксов. И такие аллеи затем устраивались у заупокойных храмов всех последующих фараонов. Но больших сфинксов больше не возводили.
К сожалению, сфинкс, несмотря на свое величие, все же подвержен влиянию времени, людей и природы. И, пожалуй, наиболее безжалостными оказались люди, которые не только не смогли уберечь сфинкса, но и помогли ускорить процесс разрушения. Первым пострадал нос сфинкса, который был разрушен еще в средние века, когда сфинкс еще являлся для египтян не источником дохода от туристического бизнеса, а идолом для поклонения. Именно это поклонение привело к тому, что средневековый шейх Мухаммед ад-Да-хер приказал разрушить памятник, к счастью, все, что он смог разрушить был нос. В начале девятнадцатого века сфинкс лишился бороды, выполненной в виде косички. Она не выдержала испытания временем и отвалилась. Возможно, бороду можно было бы реставрировать, но ее вывезли из Египта и сейчас она хранится в Британском музее. Солдаты Наполеона навсегда оставили вмятины на глазах Сфинкса, обстреляв его из пушек.




Наверное, до наших времен Сфинкс дожил лишь благодаря тому, что его постоянно заносило песком. Хотя первая реконструкция сфинкса была предпринята еще до нашей эры, когда выбоины в теле и лапах сфинкса заложили каменными блоками. В 19-20 веке сфинкс стал национальным памятником Египта и его визиткой. Поэтому египтяне стали «заботится» о сохранности сфинкса, однако, капитальный ремонт в шестидесятые года, когда трещины были замазаны цементом, привел к еще большей эрозии и разрушению сфинкса. В 1988 году от сфинкса отвалился очередной кусок весом в 350 кг. Это заставило ученых всех стран во главе с Юнеско задуматься. Следующий ремонт опирался на все известные факты о строительных материалах, эрозии и т.д. Только исследования заняли около года. Оказалось, что за двадцатый век сфинкс был разрушен больше, чем за предыдущие 4000 тыс. лет. Денег на реставрацию зарубежные страны дать не захотели, и египтяне взялись за реставрацию самостоятельно. Она заняла около девяти лет: были удалены остатки цемента, нашли камень из такого же состава, что и сам сфинкс, более 12 тыс. блоков были встроены в тело сфинкса при помощи специального скрепляющего раствора. Нос не трогали, новую бороду сделать не пытались. Ученые наде¬ются, что скульптура не потребует реставрации, по крайней мере, десятки лет.




mafia world tour

Previous post Next post
Up