Четвёртая поездка в Китай оказалась зимой с 2012 на 2013 год. Соответсвенно, это была вторая зимняя поездка.
Летели мы вместе, Аэрофлотом, причём накануне я умудрился заболеть: в декабре 2012 года пришли в Москву морозы под 30 градусов и ниже, так что летел я с температурой. Один из самых неудобных перелётом получился, потому как у меня ломило тело, а спать нормально в кресле не мог.
Это был дневной перелёт, так что прилетели мы в Шанхай в 23:30 примерно. Предстояло преодолеть ещё более 200 км по земле, но поезда в это время не ходят. Хорошо, что за нами приехали на машине. В машине я принял лекарство и быстро заснул. Когда пролетали уже в Ханчжоу площадь Wulin, я увидел манящий свет выхода из метро. Решил как можно быстрее поправиться, чтобы посмотреть метро "Рая на Земле".
27 декабря 2012 года мне стало немного получше, я во что бы то ни стало решил посмотреть метро, которое открылось 24 ноября - то есть за месяц до моего приезда. Никогда ранее я ещё не посещал свежеоткрытые участки метро за границей, да ещё и в таких количествах. Нужно сказать, что первый пусковой участок Ханчжоу уже побил все рекорды, став самым большим: 31 станция, 48 км, причём лишь три станции надземные.
Стоит сказать несколько слов о том, что это за событие. Во-первых, ханчжоуский метрополитен, если не ошибаюсь, единственный в стране, построенный на деньги самого города и провинции (Чжэцзян). Центральная власть не выделила ни копейки. Более того, долгое время КПК запрещала строить метро в Ханчжоу с целью недопущения экономического взлёта и так удачного и успешного города. Город рос и развивался, уплотнялся (хотя небоскрёбов в Ханчжоу и нет), поэтому даже когда метро начали строить, строили его очень долго и с большим трудом - в городе очень плохие, обводнённые грунты из-за близости огромного озера Сиху, в связи с чем плывуны были обычным явлением. Наконец, 24 ноября 2012 года метро открылось, дав надежду сотням тысяч людей возможность добираться без пробок - а надо сказать, что пробки в Ханчжоу сравнимы с московскими, а кое-где и хуже. Я регулярно смотрел на SSC тему о метро Ханчжоу, и мне не терпелось посмотреть всё вживую. Вспоминал, что как раз на центральной станции Wulin Square были подтёки в переходе перед выходом в город, причём на форуме это активно критиковалось, мол, китайцы строить не умеют. При этом мне сразу вспоминаются лужи от капель с потолка в метрополитенах Брюсселя, Парижа, Стокгольма...
Итак, ближе к 14 часам по местному времени мы с женой решили метро посмотреть. Благо живём мы практически в центре города, и до метро минут 20 пешком.
1. Вот тот самый вход, который я видел накануне вечером из машины и который много раз видел на форуме. Мне он показался очень похожим на новые "собянинские" типовые выходы, но более стильным что ли. Он значительно ниже и немного шире московских, но при этом с уровня земли сразу идёт вниз эскалатор.
2. Прямо при входе висит электронное табло. Показана дата, день недели, время, далее название станции и официальный номер входа/выхода со станции - В (в Ханчжоу они буквами обозначаются). На последней строчке указано время последнего поезда в сторону конечной Xiang Hu.
3. Вход на станцию весьма глубок, и естественно, это ещё не спуск на платформу. Китайский тип станции всегда двухэтажный. Спуск ведёт к кассово-торговому залу, а платформа всегда под ним. Таким образом станция "Площадь Улинь" весьма глубокая, порядка 30 - 35 м.
4. Где-то здесь должны быть те самые протечки, о которых кричали на форуме.
5. Вот и они. Я думал, дело будет гораздо хуже, учитывая, что на улице дожди идут не прекращаясь.
6. На станции имеется туалет. Очень чистый, как в ТЦ. Но это пока новый. :)
7. Одна из причин, по которой я так люблю Китай - бесконечно человечные правила пользования метрополитеном в картинках. Нам очень не хватает этой детской, чистой наивности.
8. Под новый год станцию украсили золотыми обоями.
9. В Китае популярно европейское Рождество, метро не стало исключением: на многих станциях были замечены инсталляции с ёлочкой и подарками. Невольно вспомнил Италию на Рождество и сценки с рождением Христа.
10. Турникеты очень стильные.
11. Стена с объёмным рисунком. Сначала я просто её снял и забыл о ней. Оказалось, у каждой станции стена своя. Можно сказать, что ханчжоуский метрополитен стал первым в Китае, где станции стали украшать и индвидуализировать.
12.
13.
14. Время отправления первых и последних поездов. Не густо, даже несмотря на то, что метрополитену едва месяц исполнился.
15. Так как я перидромофил :D, то не мог не просто купить билет, а сфотографировать его, а потом ещё с десяток купить в коллекцию - и друзьям в подарок. Билеты были замечены трёх типов, синие и изумрудно-зелёные. Никаких проездных в ханчжоуском метро нет, каждый раз нужно платить за поездку, причём в зависимости от расстояния, максимум 8 юаней, что совершенно немало.
16. Очень стильные турникеты, смарт-карту просто прикладываешь и проходишь. Можно платить и мобильным телефоном с чипом NFC.
Надо сказать, что на станции были десятки волонтёров и охранников. Все были очень любезны и каждый пытался помочь, чем может, при этом сервис был ненавязчивый. Такое дружелюбие располагает.
17. Решаем ехать до Сянху - Озера Сян, на самый юг. Туда метро уже выходит за пределы городской зоны, в пригорода и уезды. Сделано это для стимулирования их развития. И это при том, что город тонет в пробках сам.
18. Спускаемся на саму платформу. Кстати, платформ тут две, а путей - четыре, причём одна платформа значительно ниже другой. Через несколько лет здесь будут кросс-платформенные пересадки между первой и ещё какой-то линией.
19. Стена на платформе отделана в шанхайском стиле 2007 - 2010 годов, когда название станции повторяли каллиграфическим шрифтом.
20. Остальные вещи для неопытного глаза идентичны шанхайскому метрополитену. Но не для меня. :) Есть несколько отличий. Про дизайн стены в верхнем зале я уже сказал. В Шанхае такого нет.
21. Ещё одно отличие видно уже здесь.
22.
23. Это роспись скамеек по типу старинной росписи фарфора. Одинаковых в этом плане скамеек не нашли. На Wulin Square это подсолнухи...
24. Реклама делового района Цяньтан. Тогда я вживую его ещё не видел, поэтому поразился масштабу на рендере - зная, что в Китае редко что-то упрощают или уменьшают...
25. Интервалы, конечно, пока зверские - 10 минут. До ближайшего поезда 4 минуты, до следующего 14.
26. Ещё, что отличает Ханчжоу от других городов Китая в плане метро, это дизайн стрелок, показывающих, где нужно ждать поезда. Очень утончённый классический дизайн в стиле самого города и его нежной природы. Это не Мегаполис Шанхай с его металлическими стрелками. И не имитация следов босой ноги в Шэньчжэне. И не кривые разноцветные стрелки Гуанчжоу.
27. Эмблема ханчжоуского метро. У каждого города эмблема своя, и мне хочется увидеть все китайские метрополитены вживую.
28. Приезжает поезд. Я опять ликую, поскольку поезд такого типа вижу впервые: в Шанхае таких нет. Впрочем, тогда, в 2012 году, я ещё не знал, что в Китае под сотню моделей наберётся... Это не цвет пластика искать в "номерных", как любят делать отечественные метрофанаты.
Поезд имеет габарит В (длина вагона 19 метров, ширина 2,8м), в составе 6 вагонов, по всему поезду сквозной проход.
29. Схема ханчжоуского метро. Линия пока одна. На севере и северо-востоке вилка. Навигация очень удобна, и жаль, что нечто подобное не появилось в наших 760-х.
30. Салон. Очень ярко в поезде, практически, как днём на улице в солнечный день. Судя по звуку привода, система привода Альстомовская, его же черты угадываются в плафонах освещения, вентиляционных кожухах, высоте оконной линии (окна огромные!) и дизайне дверей.
31. Все сделано ровно, двери прислонно-сдвижные, при закрытии наглухо отсекают внешний шум. Двери в 760-х после таких кажутся сделанными в кустарных условиях на коленке: они даже не совсем ровные порой. Впрочем, 760-е я тоже люблю и очень.
32. Бегущая строка над узлом сочленения.
33. А мы едем туда, налево. Точнее, на юг. Красным цветом показана часть линии, которую поезд уже проехал. Зелёным - оставшийся путь.
Информатор объявляет остановки намного медленнее и слаще, чем в Шанхае, словно кошечка какая-то. Очень нежный женский голос, который даже убаюкивает. :)