Схема отражает антропологическую характеристику коренного населения Эфиопии первой половины 20 века. С запада на восток у жителей волосы становятся менее курчавыми, кожа чуть светлее, лицо и нос длиннее. С севера на юг рост становится выше, голова длиннее и чуть ниже, нос короче. Волосы и глаза почти у всех темные. У людей чаще бывает прямой или выпуклый нос, грацильное телосложение. По мнению Н.Чебоксарова, коренное население Эфиопии принадлежит к эфиопской расе, западных районов - негрской, одного северо-западного района - смешанным группам Судана. Эфиопская раса по физическим признакам очень похожа на переходные группы Западного Судана. Она отличается от них главным образом тем, что голова чуть шире и короче, нос немного длиннее, частота выпуклых и крючковатых носов выше, нижняя челюсть уже. Это может быть связано с наличием небольшой доли арменоидного элемента, попавшего на восток Африки с Аравийского полуострова. Основные мужские гаплогруппы:
E, J, A. Основные женские гаплогруппы:
L3, M*, L2, R. Согласно таблице из Википедии эфиопы генетически ближе к беджа, суданским арабам и нубийцам, а дальше от лухья из Кении (LWK) и йоруба из Нигерии (YRI).
Коренные народы Эфиопии: оромо (34,4% населения в 2007 году), амхара (27%), сомалийцы (6,2%), тиграи (6,1%), сидамо (4%), гураге (2,5%), воламо (2,3%), хадия (1,7%), афар (1,7%), гамо (1,5%) и др. Из них гураге представляют собой совокупность нескольких эфиосемитских этносов. Самоназвание оромо - Oromoo. Раньше они были известны как галла. Этноним оромо, вероятно, переводится с амхарского как «бродячие искатели земли». Родным языком оромо является оромо, который вместе с афар-сахо и сомали относится к восточной подгруппе кушитской группы афразийской семьи. Он подразделяется на две группы диалектов: северную (тулама, борана и др.), южную (бараретта, уата и др.). Письменность была создана в 1977 году на основе эфиопского письма, а с 1991 года стал использоваться латинский алфавит. Верующие оромо преимущественно мусульмане-сунниты, часть - христиане (монофиситы, лютеране, католики).
Самоназвание амхара - Āmara. Они произошли от средневековой народности геэз, составлявшей привилегированную этническую группу в Эфиопской империи. Этноним, возможно, восходит к слову «amari» (приятный, красивый), «mehare» (изящный) или к Химьяритскому царству на территории древнего Йемена. А название Эфиопии восходит к сочетанию древнегреческих слов «αἴθω» (обгорать) и «ὤψ» (лицо) или к древнеегипетскому термину «athtiu-abu» (грабитель сердец). В античную эпоху греки и римляне использовали топоним «Aethiopia» только для обозначения исторической Нубии (африканского Куша) в пределах юга современного Египта и севера Судана. Родным языком амхара является амхарский, который относится к эфиосемитской подгруппе семитской группы афразийской семьи. Он известен с 14 века. Сейчас амхарский язык подразделятся на три слабо различающихся диалекта: шоанский, годжамский и гондарский. Современный литературный вариант сложился в конце 19 века на базе шоанского диалекта. Для него применяется слоговое эфиопское письмо, возникшее в 4-5 веках н.э. из южноаравийского варианта древнесемитского консонантного письма. Верующие амхара преимущественно христиане-монофиситы. В Эфиопии численно лидирует эфиопский морфологический тип. Из остальных типов негрский чаще встречается на западе, индо-средиземноморский - в северных районах. Очень редким типом является балкано-кавказский (у эфиосемитских народов). На юге рядом с озером Рудольф наличествует негрилльское влияние.
Отрывок из книги К.Куна «Расы Европы»: «По цвету глаз очевидны смеси между несколькими темными типами. Амхара имеют 47% темно-карих и 11% светло-карих радужных оболочек и 39% смешанного типа, со светло-карим радужным фоном, перекрываемым лучами зон темно-карего. Среди галла обнаружены те же пропорции тех же типов. Среди сидамо начинают появляться черные глаза, и преобладает темно-карий оттенок, в то время как у сомалийцев 32% глаз черные, а 56% - темно-карие. Во всех группах иногда встречаются смешанные светлые глаза, с зелено-карей или серо-карей смесью, но они составляют не более чем 2% от целого. Они указывают скорее на сохранение тенденции меньшинства к светлым глазам, свойственной только средиземноморскому расовому типу, нежели какую-либо северную примесь. [...]
Во всех группах, включая сомалийцев, толстые губы более многочисленны, чем тонкие, как по высоте, так и по толщине; выворот губ также среди них обычно большой, как и выступающий стык губ. Действительно тонкие губы превышают 10% только у амхара. Все группы демонстрируют некоторую степень прогнатизма: лицевой прогнатизм составляет приблизительно 10% у всех, кроме сидамо, среди которых он выше. Альвеолярный прогнатизм присутствует у всех, кроме сомалийцев, среди которых он обычно падает. Фронтальное выступание скул во всех группах слабое: боковая проекция часто выступает среди галла и сидамо, редко у амхара и сомалийцев. Выступание углов нижней челюсти наиболее часто выражено у амхара и никогда у сомалийцев. [...]
За исключением особого поведения завитой формы волос среди амхара, белые расовые черты в целом кажутся связанными друг с другом. Среди сомалийцев прямые или волнистые волосы обычно тонкие, склонные к выпадению на голове при облысении, от умеренных до сильных на бороде и присутствуют на теле; кудрявые или курчавые имеют среднюю структуру и скудны на бороде и теле; вьющиеся волосы хадрамаутского типа часто жесткие, но по количеству и распределению промежуточны между европеоидными и негроидными. Как среди горных хамитов, так и среди сомалийцев более светлая кожа обычно соответствует более узким носам и более прямым волосам; темно-карие глаза сильно связаны с узкими носами, а черные глаза - с широкими носами.
На основе этих корреляций, очевидно, что частично негроидная внешность эфиопов и сомалийцев обусловлена смешением белых и негров, и что эфиопов нельзя рассматривать как представителей не дифференцированной стадии в развитии, как белых, так и черных, как хотелось бы думать некоторым антропологам. В целом белый тип гораздо более многочисленный и намного более значим метрически, а негроидное влияние можно ясно видеть по пигментации и форме волос. Это исследование эфиопов и сомалийцев помогло вывести тот принцип, что метрические сходства расового порядка слабо связаны с мягкими тканями, так как сомалийцы, галла, арабы, берберы, норвежцы и англичане тесно связаны по размерам, хотя по пигментации и форме волос они находятся на противоположных мировых полюсах. Внутри средиземноморской расовой семьи любая вариация этих внешних признаков находится между крайними позициями скандинава с одной стороны и сомалийца с другой».