Пономарь: Путинские войска в Сирии - не более, чем телесюжет для российской аудитории

Sep 23, 2015 11:43



Политический обозреватель Олег Пономарь в интервью Newsader выразил мнение, согласно которому сирийская история Путина - это не столько военная операция по защите официального правительства в Дамаске, сколько телесюжет для российской аудитории в целях поддержания рейтинга российского президента. Аналитик не сомневается, что мягкая сила Обамы в очередной раз направлена не на внешний эффект, а на достижение реального результата - смещения сирийского диктатора, при котором уже погибли порядка 250 тысяч человек.

А.К.: Олег, международное сообщество обеспокоено наращиванием российских войск в Сирии, а также готовностью США идти на переговоры с Россией по судьбе Асада. Поговаривают об утрате американцами влияния в качестве супердержавы. Каково Ваше мнение?



О.П.: Скандал вокруг наращивания военного присутствия РФ в Сирии напоминает мне эпизод, произошедший в финале военной операции НАТО против преступного режима Милошевича в 1999 году. Я говорю о знаменитом марш-броске двух сотен российских десантников из Боснии и Герцеговины на югославский аэродром около Приштины, которые на несколько часов опередили войска НАТО. Москва в те дни проиграла Косово также, как она сейчас проиграла Сирию, а затем столь же дерзко и безуспешно намеревалась отыграть этот проигрыш. Оба раза Кремль поддерживал диктаторские режимы, и в обеих случаях результат был удручающий для Москвы. Одинаково блекло и неубедительно звучит воинственная риторика России в обеих ситуациях: как и 15 лет назад, Кремль сейчас тщетно пытается навязать коалиции свою "незаменимую" роль в разрешении кризиса, убеждая Асада, как и прежде Милошевича, что Россия, конечно же, не предаст его, а Вашингтону, мол, следует "считаться" с Москвой.

Осознав, что Штаты не согласятся на компромисс по Асаду, кремлевское руководство решило пойти по проторенной тропе: представить свое поражение таким образом, чтобы оно выглядело как победа.

В действительности переброска небольшой группы войск на никому не нужные аэродромы - когда-то югославский, а теперь сирийский - выглядит как очередная масштабная пропагандистская акция, рассчитанная главным образом на российскую аудиторию. Именно в этом состоит цель Путина, а вовсе в проведении реальной военной операции: Кремлю во что бы то ни стало необходимо отвлечь внимание населения от проигранной войны на Донбассе, а также доказать своим подведомственным крепостным важность их родины как геополитического игрока, способного действовать вопреки воле Запада.

Что происходит в реальности, далекой от телекартинки, транслируемой с утра до вечера по российским каналам? Путин обещает не сдавать Асада. США продолжают настаивать на том, что этот военный преступник должен покинуть президентское кресло. В ответ РФ отправляет в Сирию небольшое количество войск. Вашингтон реагирует достаточно вяло, рекомендуя Москве не вовлекаться в конфликт. Кремль, в свою очередь, выразил готовность обсуждать дальнейшую судьбу сирийского диктатора. Внимательное наблюдение выявит здесь заретушированную пропагандой простую истину: Москва, судя по этому заявлению, УЖЕ отказалась от Асада, которого еще недавно обещала защищать всеми возможными способами.

Осознав, что Штаты не согласятся на компромисс по Асаду, кремлевское руководство решило пойти по проторенной тропе: представить свое поражение таким образом, чтобы оно выглядело как победа. В результате в Сирию направляются несколько сотен морпехов, несколько единиц бронетехники и авиации, при этом конкретные цифры по личному составу и вооружению прячутся в пропагандистском тумане: мол, "пусть думают, что нас много". Намеренно создается иллюзия, будто эта горстка людей в состоянии изменить геополитический расклад, и будто Москву теперь приглашают к участию в переговорах по Сирии на равных со Штатами!

Разумеется, для российского обывателя происходящее выглядит как то, что "Россия встала с колен", "дожала Запад", "с Россией считаются", "Россия поучаствовала в решении судьбы Асада" и "Россия важный игрок" - все, что необходимо для поддержания высокого рейтинга Путина и ложного самоуважения жителей страны. На самом же деле Асад как был для Америки списанным игроком, так и остался им, только теперь ситуация выглядит так, будто с Россией посоветовались.

Американские дипломаты намерены добиться от Путина уступок в иных, более значимых для них аспектах геополитики, заодно сохранив лицо российскому президенту

Конечно, нынешняя война против Асада еще не завершена, и о конечных итогах сегодняшних событий говорить пока рано, но фактически сирийский диктатор уже потерпел поражение от оппозиции, поддерживаемой американцами: правительственные войска массово дезертируют и переходят на сторону противников официальных властей.

А.К.: Тем не менее, Госдеп выразил надежду, что именно Россия и Иран убедят Асада покинуть свой пост. Разве Вашингтон тем самым не признает в Путине равноправного переговорщика, каковым он в принципе не может являться?

О.П.: Это означает всего лишь то, что американские дипломаты намерены добиться от Путина уступок в иных, более значимых для них аспектах геополитики, заодно сохранив лицо российскому президенту. В сухом же остатке закрыты оба гнилых проекта Кремля: как "Новороссия", так и "Асад". Важно то, что Вашингтон достигает своих реальных целей, остальное - дипломатические игры и пропагандистское прикрытие.




А.К.: Согласен, но эксперты критикуют Обаму и Керри именно за их соглашательскую риторику вне зависимости от их действий, хотя и действия эти зачастую являются весьма неуверенными в том, что касается применения жесткой военной силы тогда, когда это необходимо.

О.П.: Не спорю, однако данный дипломатический стиль всегда был характерен для нынешней американской администрации. Можем ли мы упрекнуть ее за нерешительность? Не думаю, потому что мягкость риторики Обамы сочетается с сокрушительными мерами экономического воздействия. Буш размахивал шашкой и не ввел ни одной санкции против Кремля за войну против Грузии, а нынешний американский президент поставил РФ в положение международного изгоя и ввел четыре санкционных пакета, которые за полтора года лишили российскую экономику более $300 млрд., если считать вместе с утекшим капиталом и растраченными ЗВР. Сделка с Ираном - из этой же области: приоритет политики договоренностей и экономического давления над военными решениями. Санкции вынудили Тегеран согласиться на требования Вашингтона. Результат был достигнут без единого выстрела. Именно поэтому я убежден, что Керри - хороший дипломат, вопреки мнениям ряда политических наблюдателей.

Мера по сохранению лица Путина, к которой США периодически прибегают - лишь промежуточный, тактический шаг, обеспечивающий для США долгосрочную стратегию по демонтажу преступного российского политического строя

Более того, нельзя сказать, что действующая администрация Белого дома отказывается от военных методов. Напротив, сегодня американская армия со своими новейшими военными разработками во много раз превосходит армии геополитических неудачников вроде Путина. НАТО проводит регулярные военные учения, в том числе совместно с Украиной, которые уже успели остудить воинственный пыл кремлевских вояк. Продолжается воздушная операция против ИГИЛ, благодаря которой уничтожена значительная часть этой террористической группировки, включая ее лидеров. Таким образом, Белый дом активно использует милитаристский инструмент. Просто он не афишируется Соединенными Штатами и не выставляется как решающий аргумент.

А.К.: Из Ваших слов следует, что нынешняя американская администрация нацелена на достижение практически результатов и игнорирует имиджевый аспект, не стремясь выглядеть на мировой арене "брутальным жандармом".

О.П.: Вы совершенно правы. Американцы прекрасно понимают, что: а) Россия находится под четвертым пакетом санкций и не имеет шанса выбраться из экономического капкана, б) нефть вместо $115 за баррель стоит $48, в) следовательно, рано или поздно путинский режим рухнет под этим давлением.

А.К.: Да, но Вы сами часто указываете на попытки Вашингтона сохранить лицо Путину.

О.П.: Мера по сохранению лица Путина, к которой США периодически прибегают - лишь промежуточный, тактический шаг, обеспечивающий для США долгосрочную стратегию по демонтажу преступного российского политического строя. Потеря Россией статуса крупного международного игрока вкупе с санкциями - тяжелая психологическая травма для кремлевских боссов. Данный факт усугубляется тем, что нынешнее заседание Генассамблеи не несет лично Путину ничего хорошего: около 70 стран мира выступают за ограничение права вето постоянных членов Совбеза (понятно, что имеется в виду Россия) в случаях, когда ООН решает вопросы, связанные с массовой гибелью людей. Это предложение было внесено Украиной и теперь будет рассматриваться на Генассамблее. Не сомневаюсь, что рано или поздно оно будет реализовано: преступники не должны иметь контроля над правосудием.

Беседовал Александр Кушнарь

Олег Пономарь

Previous post Next post
Up