О чем?
Действие происходит в 1920-1930-е годы в сталинской Москве и в годы жизни
Иисуса Христа в Ершалаиме. Мастер с гениальным озарением описал последние дни
жизни Спасителя в своем романе о Понтии Пилате, за который поплатился свободой.
Его тайная возлюбленная Маргарита готова на сделку с дьяволом, лишь бы спасти
Мастера. В это время некто Воланд, посетивший Москву со своей свитой, наводит
ужас на обывателей. Но в мире, где укоренилось зло, и засела нечистая сила,
проделки сатаны, окрашенные искрометным юмором, оборачиваются возмездием за
людские грехи и пороки.
В главных ролях:
Михаил Ульянов - Понтий Пилат
Валентин Гафт - Воланд
Анастасия Вертинская - Маргарита
Виктор Раков - Мастер
Александр Филиппенко - Коровьев-Фагот
Сергей Гармаш - Иван Бездомный
Лев Дуров - Левий Матвей
Сергей Никоненко - Лиходеев
Николай Бурляев - Иешуа Га-Ноцри
Леонид Куравлёв - Никанор Босой
Владимир Стеклов - Азазелло
Виктор Павлов - Кот Бегемот
Вячеслав Шалевич - Иосиф Каифа
Александра Захарова - Гелла
Спартак Мишулин - Арчибальд Арчибальдович
......................................................................................................................
Что сказать?
Фильм полностью оправдал ожидания, представ очень
качественным и графически привлекательным проектом, который возвращает зрителя
в те времена, когда в нашей стране еще умели делать качественное игровое кино!
После просмотра не приходится краснеть и плеваться, критикуя безобразные
составляющие.
А теперь обо всем по
порядку.
Очень понравился ремастеринг изображения, несмотря на то,
что некоторые кадры чуть-чуть подкачивают и пестрят зерном, в целом впечатления
от просмотра остались самые положительные. Также отдельное спасибо хочется
сказать за то, что фильм не стали резать и подгонять под формат кинотеатра
2.40:1, а оставили так, как задумал режиссер, то есть полноэкранное и
квадратное 4:3, а потому для просмотра нужно выбирать узкое помещение, типа
зала №2 в кинотеатре «Люксор-Центр».
Что касается монтажа,
то конструктивно тут говорить не получится, так как я не видел копию, которая
гуляет по сети в безобразном качестве. Стоит
отметить лишь то, что в фильме есть две чуть рваные склейки. Одна
проявилась в выступлении
Коровьева-Фагота на представлении Воланда, другая - на мосту во время
исчезновения Азазелло. Касательно второго аспекта - это скорее моя придирка,
чем просчет создателей.
В остальном всё реализовано очень прилично.
Если вам тоже не довелось ознакомиться с изначальной
«монтажной копией» из сети, представляющей местами кусковую нарезку, тогда ни в
коем случае не делайте этого до премьеры
фильма 7 апреля 2011! Ибо просто напросто загубите и испортите себе
впечатление!
Хотя в таком случае
вам удастся всецело оценить работу реставраторов, которые сотворили с пленкой
настоящее чудо.
Касательно актерской игры сплошной восторг! Сейчас уже
такого не увидишь, разве что дома при пересмотре старого доброго отечественного
кино на видео. В советские времена основная ставка была не в приближении к
фильмам запада с помощью заимствования и плагиата, а, напротив, на то, чтобы
максимально постараться погрузить зрителя в действо, сделать его полноценным и
полноправным участником, сохранив самобытный колорит.
Персонаж Михаила Ульянова (Понтий Пилат)
предстает усталым и колеблющимся, ведь на одной чаше весов оказывается его
должность римского прокуратора, а на другой реальные и живые сомнения насчет
виновности Иешуа. В его диалогах выражено неимоверное количество внутренних
противоречий, причиняющих ему боль, ярко иллюстрируя её на сморщенном лице...
Николай Бурляев (Иешуа Га-Ноцри) являет образ чистоты и света.
Актер имеет врожденный дефект заикания, но все реплики в фильме, произнесенные
им, звучат настолько ровно, четко и красиво, что в воплощенном образе просто не
удается найти изъяна! Тем самым уверяя зрителя в том, что перед ним предстает
сам Сын Божий.
Музыка способствует подаче образа, обволакивая зрителя
особой аурой, дарующей покой.
Валентин Гафт (Воланд) на сегодняшний день, пожалуй, воплотил в
кино один из лучших образов главенствующего над всей нечистой силой. С одной
стороны он очень миловидный и харизматичный, но с другой стороны он является
истинным воплощением зла, но, несмотря на это образ не лишен противоречий.
Всё его беснование сводится к тому, чтобы заставить людей
верить, он учит их на собственных ошибках, зачастую карая тех, кто оказывается
совершенно непроницаемым и не способным понять прямых намеков, бьющих буквально
по лбу!
Александр Филиппенко (Коровьев-Фагот) один единственный держит
и несет на себе роль присутствия свиты Воланда, он мягко стелет, только вот
спать на его детище не получается... Разве что вечным сном.
Александр воплотил на экране настоящего бесенка с очень
заливистым и завораживающим смехом, его манерность и ужимки явно доставляют
неудобства нечистому духу в человеческом теле, а потому он прыгает и скачет
перед собеседником, словно ретивый и необузданный жеребец. Коровьева по праву
можно назвать одним из самых запоминающихся персонажей фильма.
Для Сергея Гармаша (Иван Бездомный) его
роль стала первой ролью в кино. В ней он раскрылся и привнес все то, чем
впоследствии пользовался для создания новых образов в кино. В каком-то смысле
он навсегда остался пролетарским поэтом Бездомным, который узрев силу черной
магии консультанта Воланда немножко тронулся умом. В этом проявилась вся его
экспрессивная вычурность, которая сегодня стала визитной карточкой актера:
надрывные монологи, переходящие из крика в спокойствие и обратно, надувшиеся
вены на шее, и вытаращенные глаза.
Что касается Анастасии Вертинской (Маргарита) и Виктора
Ракова (Мастер), то на экране их персонажам уделено не очень много
времени. Вследствие чего колоритные характеры немножко меркнут на фоне уже
упомянутых героев, хотя это нисколько не умаляет профессионализма актеров! За очень
короткий срок у них получилось реализовать и заставить зрителя поверить в
искреннюю любовь. Герои харизматичны, но при этом наделены и некоей наивностью,
присущей всем людям.
Что касается юмора, присутствующего в кадре, то его тут
очень много. Радует, что в основном он очень тонкий и злободневный, а зачастую
совершенно черный. Он ни разу не опускается ниже пояса, как в последнее время...
В этом плане особо остро чувствуется контраст эпохи конца прошлого века и
нынешних времен. Все-таки семнадцать лет - очень большой срок.
Однако тематика фильма остается злободневной и по сей день,
и будет оставаться таковой еще очень долгое время. Момент представления Воланда
в исполнении Валентина Гафта, где зрители устроили драку, когда с потолка начали
сыпаться деньги, а кавалеры поругались с дамами по причине того, что им
предложили сменить свой гардероб на модные французские шмотки шедеврален во
всех смыслах этого слова. Ведь сейчас точно также происходит подмена идеалов,
где главенствует материальная сторона, а вовсе не духовная! А потому Мастер (Виктор
Раков) предстает антиподом тьмы, в котором так нуждается сейчас современная
Россия, будучи захваченная приспешниками свиты самого Сатаны.
Бесовщина и ирреальность в видении романа Михаила
Афанасьевича Булгакова причудливо, но в тоже время очень ёмко
переплетается режиссером Юрием Карой, как со временами
тяжелых потрясений и перехода Советского союза от социализма к хаосу, так и с
нынешними реалиями двадцать первого века. И это притом, что изначальное
действие вообще происходит в двадцатые-тридцатые года прошлого столетия и
является сатирическим высмеиванием московского быта и общественно-политической
жизни того времени.
Данное обстоятельство как нельзя лучше иллюстрирует то, что
за последние восемьдесят-девяносто лет ровным счетом ничего не изменилось. Только
нет в нашем мире того, кто смог бы доказать Сатане и его беснующейся свите, что
мы все еще помним и чтим Спасителя (в данном случае Иешуа
Га-Ноцри в исполнении Николая Бурляева),
который-таки перевесит чаши мировых весов добра и зла в светлую и чистую
сторону.
В «Мастере и
Маргарите» таким проблеском в кромешной тьме стал роман «Понтий Пилат»,
написанный рукой Мастера и оцененный лишь его возлюбленной Маргаритой. Впоследствии
автор поплатился за своё чрезмерное вольнодумие свободой...
Скажете, что во времена диктата и запретов, таких отчаянных
людей не бывает? Сатана тоже так думал, однако, убедившись в обратном, он
понял, что для человечества еще не все потеряно...
Как хочется поверить в то, что и ныне в нашем мире
существует подобное самобичевание и низложение идеалов на мировой алтарь, какие
продемонстрировал в своем неистовом рвении Мастер и его возлюбленная Маргарита,
решившаяся на сделку с тем, о ком не принято говорить в слух ради спасения
того, кто заставляет её сердце биться чаще.
Очень понравилось умелое переплетение как библейской, так и
московской частей романа, которые очень сильно контрастируют на одной только
музыке - размеренная и спокойная, одухотворенная и расслабляющая при
демонстрации прототипа Иисуса Христа в Ершалаиме и дерганная, резкая, с
авантюрными нотками при появлении Воланда и его свиты.
На переднем плане режиссер Юрий Кара разместил сюжетные
линии Воланда и простого человека, а также «Сына Божьего» Иешуа и римского
прокуратора Пилата.
Во «второй» половине фильма наконец-таки разворачивается
любовная линия Мастера и Маргариты, которая развивается параллельно с историями
первой части. В конце все они переплетаются и логически завершаются, тем самым,
достигая пика авторского замысла, как режиссера, так и Михаила Афанасьевича
Булгакова.
Что касается деталей, то авторы достаточно бережно отнеслись
к тексту, к примеру, подвал Мастера снимали в том месте, что описан в романе, особняк
Маргариты - в здании на Остоженке, теперь там находится Египетское военное
представительство, а действие книги о Понтии Пилате - в Израиле, в тех местах,
которые были описаны Мастером.
Стоит отметить, что оригинальный фильм идет примерно три с
половиной часа, но продюсеры потребовали ныне здравствующего Юрия Кару
сократить его до двух часов для проката в кинотеатрах. Разумеется, в данном
случае преследовались корыстные коммерческие интересы по максимальному
увеличению сеансов.
По этой причине пришлось пожертвовать кое-какими важными
сценами... Какими именно, удастся узнать, когда фильм выйдет на цифровых
носителях и на ТВ.
Решение создателей не использовать компьютерную графику, а
снимать все натурными съемками было чертовски верным решением, по этой причине
в фильме нет ни единого момента, который можно было бы подвергнуть критике за
убогую постановку или отвратную графику. Даже спорный момент пролета Маргариты
на метле по городским улицам к месту бала Воланда снят настолько качественно,
что остается только похлопать. Особенно если при этом учитывать 1994 год
производства фильма.
Единственное, что стоит отметить - детей на этот фильм вести не стоит... Он настоятельно не рекомендуется для просмотра тем зрителям, кто не достиг
совершеннолетия, потому как на балу Воланда присутствует очень много
откровенных сцен и обнаженки как выше, так и ниже пояса. А это, несмотря на
художественную ценность, просто неприемлемо для юных глаз. Зритель постарше оценит красоту момента и распутство девиц по
достоинству.
Интересен тот факт, что массовку никто не заставлял
раздеваться донага, дамы сами были очень этому рады. Те, кто был забракован на
предварительном кастинге, потом потихоньку приезжали в загородное имение
Шереметевых, где проходили съемки и, пользуясь хаосом и неразберихой,
разоблачались! После чего бежали сниматься, а затем требовали деньги.
Режиссер тогда подумал, что на балу у Сатаны не все
представительницы прекрасного пола могут быть идеальны по фигуре и внешности,
однако пришлось вырезать кадры, где у дам на шеях висели крестики, ибо этого
атрибута точно быть не могло.
Больше всего споров среди зрителей и почитателей романа
вызовет эпизод с гостями, приглашенными на бал, ибо в кадре появятся Владимир
Ильич Ленин, Иосиф Виссарионович Сталин и Адольф Гитлер. Режиссеру показалось
уместным добавить главных политических деятелей 20-го века, ведь у Михаила
Афанасьевича тексте есть насчет гостей все очень размыто и пространно:
«Ни Гай Кесарь
Калигула, ни Мессалина уже не заинтересовали Маргариту, как не заинтересовал ни
один из королей, герцогов, кавалеров, самоубийц, отравительниц, висельников и
сводниц, тюремщиков и шулеров, палачей, доносчиков, изменников, безумцев,
сыщиков, растлителей. Все их имена спутались в голове, лица слепились в одну
громадную лепешку, и только одно сидело мучительно в памяти лицо, окаймленное
действительно огненной бородой, лицо Малюты Скуратова».
Фильм Юрия Кары «Мастер и Маргарита» отличается непередаваемым колоритом и красками,
манерностью и великолепным способом подачи. При просмотре реально чувствуешь,
что перед тобой кино другой эпохи, которое превращает просмотр в ощущение
прикосновение к реликвии, наконец-то увидевшей свет в конце бесконечного
черного туннеля. Говорят, что не только
рукописи, но и пленка не горит.
Этот фильм для всех и про каждого, ибо до сих пор умудряется
наглядно иллюстрировать даже нынешнюю Москву, с жадными и алчными жителями.
Однако между бытием и художественным вымыслом есть одно
существенное различие: если в фильме есть надежда на просвет, то в реальности
её, увы, нет...
Настоятельно рекомендуется
к просмотру лицам старше 18 лет.
Автор: Назин Владислав (nazinvladislav@yandex.ru) ©