рецензия - 2010 - Бьютифул / Biutiful

Feb 04, 2011 00:00



Бьютифул 
Biutiful

Реквием по мечте... мечте о жизни!
Или человек, от которого зависят все, сам может быть зависим от всех.

год - 2010
страна - Испания, Мексика
режиссер - Алехандро Гонсалес Иньярриту
сценарий - Алехандро Гонсалес Иньярриту, Армандо Бо, Николас Джиакобоне
продюсер - Фернандо Бовайра, Альфонсо Куарон, Алехандро Гонсалес Иньярриту
оператор - Родриго Прието
композитор - Густаво Сантаолайя
художник - Бриджитт Брош, Марина Позанко, Сабина Дайгелер
монтаж - Стивен Миррион
жанр - драма
премьера (мир) - 17 мая 2010
премьера (РФ) - 24 февраля 2011, «Вольга»
рейтинг MPAA - R
время - 147 мин.

О чем?
Разведенный отец двоих детей Уксбаль - свой человек в теневом мире Барселоны. Для правоохранительных органов он - нарушитель закона; для нелегальных иммигрантов, которым помогает получить работу, - добрый ангел. Узнав, что неизлечимо болен, Уксбаль начинает готовиться к смерти, размышляя о минувшем и улаживая дела в настоящем. И тут за расследование преступной деятельности героя берется его друг детства, а ныне - офицер полиции…

В главных ролях:
Хавьер Бардем / Javier Bardem - Uxbal
Марисель Альварес / Maricel Álvarez - Marambra
Ханна Бушаиб / Hanna Bouchaib - Ana
Гильермо Эстрелла / Guillermo Estrella - Mateo
Эдуард Фернандес / Eduard Fernández - Tito
Шейх Ндиае / Cheikh Ndiaye - Ekweme
Диарьяту Дафф / Diaryatou Daff - Ige
Чэн Таи Шен / Cheng Tai Shen - Hai
Ло Цзинь / Luo Jin - Liwei
Джордж Чибуиквем Чуквума / George Chibuikwem Chukwuma - Samuel
Лэнг София Лин / Lang Sofia Lin - Li
Тань Лин / Tuo Lin - Barman Bar Hai
Ана Вагенер / Ana Wagener - Bea
Рубен Очандиано / Rubén Ochandiano - Zanc
Карра Элехальде / Karra Elejalde - Mendoza

...................................................................................................................... 
Что сказать?
Перед нами очень любопытная картина, рассказывающая о простом человеке, которых в больших мегаполисах превеликое множество. Режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту сразу задает тон картины в багровых тонах. У него рак в прогрессирующей стадии, который он запустил, а потому жить ему осталось совсем чуть-чуть.

Повествованием, одновременно и неспешным, и динамичным, автор старается поговорить со зрителем о том, что такое смерть, что такое ожидание смерти, как эти факторы повлияют на поведение, существование? Броситесь ли в кутежи или отправитесь на край света, зная, что жить осталось всего несколько месяцев? Отправитесь ли в казино за своей удачей или вовсе предпочтете пожить для себя?



Герой Хавьера Бардема не может позволить себе ничего из перечисленного, ибо на его загривке плотно уселись двое маленьких детей.
Что будет с ними, когда его не станет? Вот о чем, прежде всего, думает его герой Уксбаль. В оставшееся ему время, он всеми силами старается улучшить положение окружающих его людей, дабы после его смерти, они смогли помочь двум осиротевшим чадам в трудную минуту, однако волей судьбы не все идет гладко и порой вершимое им добро оборачивается во зло.



Он даже предпринимает отчаянную попытку сойтись с женой, дабы оставить детей на попечение ей, хоть и знает, что это ужасная идея...
Во время нередких рецидивов, вызванных психическим заболеванием, девушка впадает в состояние злобы, которую вымещает на детях, несмотря на то, что любит их...

В принципе, у Алехандро Гонсалеса Иньярриту через воплощение героя на пороге смерти получилось показать настоящую жизнь, а также доказать то, что если по жизни ты нормальный парень, то и под конец её им и останешься, как бы при этом не пинали тебя обстоятельства. Скорее всего, придется смириться и продолжить существовать также как и раньше, несмотря ни на что!



По последним делам твоим живущие ныне будут помнить о тебе.
Интересно, куда мы уходим после смерти? Есть Рай и Ад? Есть ли что-то там, по ту сторону черты? Или же мы продолжим свое существование в памяти окружающих или в огоньках свечей за упокой души? Режиссер не дает ответа на этот вопрос, он предоставляет свою точку зрения...

Однако факты о том, как тяжко приходится нелегальным эмигрантам, скорее всего не станут откровением для зрителя. Ни для кого не секрет, что в основном приезжие вынуждены ежедневно выходить на улицу дабы найти возможность пережить сегодня и приготовиться к завтра! Голод, болезни, наплевательское отношение - это лишь часть спектра всех возможны проблем, затронутых в фильме.



Режиссер как бы задает зрителю вопрос: а что делается для того, чтобы в стране или определенном городе не было незаконных эмигрантов? То, что обнаруженных, молниеносно депортируют или жестоко избивают?
Так на их место тут же придут новые, и проблема не исчезнет, а скорее примет более ужасающий поворот.

Уксбаль, кажется, единственный, кто решает позаботиться о группе никому не нужных людей. Конечно, не без своей выгоды, но все-таки...
Под конец жизни судьба жестоко накажет его за то, что он старался одновременно и помочь, и нагреть руки на чужом горе. Хотя, этот момент очень спорный и является одним из конфликтов, представленных в фильме.

Почему он решился на отчаянный шаг? Потому что хотел улучшить не только жизнь тех, за кого он взял ответственность, но и своих собственных детей, которые привыкли жить в помоях трущоб.

Все мы ежедневно живем в коробках-домах, ездим на работу в коробках-автомобилях, работа находится в точно такой же коробке-офисе, а в конце жизни нашу коробку-тело положат в последнюю коробку-гроб. Проведя всю жизнь в заточении способен ли человек вырваться из него? А главное - живет ли он вообще?
Эти вопросы волнуют режиссера больше всего.



Нераскрытой осталась необычная возможность главного героя разговаривать с мертвыми и возможность выводить их из мира живых на тот свет, помогать им находить успокоение. Это выглядит прямой отсылкой к фильму «Шестое чувство» (1999, М. Найт Шьямалан). Однако там были даны ответы на все вопросы, тут паранормальные способности были даны герою скорее для того, чтобы красиво закончить фильм, при этом показав противоречивость эмоций во время помощи другим душам и своей собственной.
Этот факт надламывает всю реалистичность фильма, все-таки стоило отказаться от этих сюжетных ходов и всецело отдать дань простой человеческой жизни без мистики и фантастики.

«Бьютифул» Алехандро Гонсалеса Иньярриту в целом очень чувственный и проникновенный фильм, который, несмотря на длительный хронометраж и некую бессобытийность, смотрится без особых усилий.
Единственное, после просмотра остаются вопросы, на которые режиссер не удосужился дать ответы, но при просмотре это не сильно мешает, скорее, мучает после него.
Один раз посмотреть можно и нужно, хотя бы ради Хавьера Бардема, персонаж которого тут очень колоритен и харизматичен.

Автор: Назин Владислав (nazinvladislav@yandex.ru) ©

- можно разок глянуть, - рецензия, Бьютифул Иньярриту Бардем 2010

Up