Санктум (Святилище)
Sanctum
Чем глубже - тем хуже.
Или удачный пиар и неудачное кино.
год - 2010
страна - США, Австралия
слоган - «Единственное спасение -
глубина»
режиссер - Алистер Грирсон
сценарий - Джон Гарвин, Эндрю Уайт
продюсер - Бен Браунинг, Джеймс Кэмерон,
Лиса Кан
оператор - Жуль О’Лофлин
композитор - Дэвид Хиршфелдер
художник - Николас МакКаллум, Дженни
О’Коннелл
монтаж - Марк Уорнер
жанр - боевик, триллер, драма,
приключения
бюджет - $30 000 000
премьера (мир) - 3 февраля 2011
премьера (РФ) - 3 февраля 2011, «Top
Film Distribution» 3D
рейтинг MPAA - R
время - 109 мин.
О чем?
Группа дайверов предпринимает очень рискованную экспедицию в самую большую
систему пещер на Земле - невероятно красивую и почти недоступную. Неожиданные
обстоятельства вынуждают их спуститься глубоко в пещеры. Единственное спасение
- найти неизвестный второй выход к морю…
В главных ролях:
Ричард Роксбург / Richard Roxburgh - Frank
Йоан Гриффит / Ioan Gruffudd - Carl
Риз Уэйкфилд / Rhys Wakefield
- Josh
Элис Паркинсон / Alice Parkinson
- Victoria
Дэниэл Уилли / Daniel Wyllie
- Crazy George
Кристофер Бэйкер / hristopher Baker
- J.D.
Элисон Крэтчли / Allison Cratchley
- Judes
Крамер Кэйн / Cramer Cain
- Luko
Эндрю Хансен / Andrew Hansen
- Dex
Джон Гарвин / John Garvin
- Jim Sergeant
Шон Деннехи / Sean Dennehy
- Chopper Pilot
......................................................................................................................
В стране Ксанад
благословенной
Дворец построил Кубла
Хан,
Где Альф бежит, поток
священный,
Сквозь мглу пещер
гигантских, пенный,
Впадает в сонный
океан.
Хорхе Луис Борхес,
Кублахан, 1798
Что сказать? Вместо
кучи восторгов просто тьма разочарования...
Режиссер Алистер Грирсон и команда из девяти продюсеров,
среди которых нашлось место и основной пиар-фишке данного проекта Джеймсу
Кэмерону выдали просто нереально слабую постановку, в которой напрочь отсутствует
какая-либо игра актеров, операторская
работа и 3D эффект. Если хотите
убедиться в этом, - «Санктум» для вас!
Фильмы о дайверах на
самом деле не очень большая редкость в кинематографе, нужно просто знать, где
искать.
К примеру, для одноразового просмотра подойдет целая плеяда
ужастиков: «Пещера» (2005, Брюс Хант),
«Спуск» (2005, Нил Маршалл) и «Спуск 2» (2009, Джон Харрис).
В каждом из них ныряльщики или простые любители лезут в
затопленные гроты, пещеры и другие подземные сооружения матушки-природы и
начинают их исследовать. Внезапные события закупоривают выход, и героям
приходится искать другой. Но чем дальше и глубже они уходят, тем отчетливее
понимают, что там они не одни! В каждом из перечисленных фильмов присутствовали
интересные монстры и чудища, которые обосновались там с незапамятных времен,
ибо в их лоно из homo sapiens никто не заглядывал, а если и спускался, то оставался там
навсегда!
Если эти ленты вам
нравятся, то стоит задать себе вопрос: «Чем
именно?»
Привлекают только монстры? О «Санктуме» реально можно забыть.
Почему?
Фильм Алистера Грирсона - это как бы
ремейк одновременно и «Пещеры», и «Спуска», но в тоже время в нем
отсутствует самое интересное - какие либо уродцы, монстры, чудовища и прочие
атрибуты типичного американского слэшера.
В остальном всё очень похоже: атмосфера, актеры и операторская работа примерно точно такие же.
Что это значит? А
то, что они в таких фильмах не представляют ничего интересного, к тому же «Санктум», несмотря на отсутствие жанра
ужасов, сделан в виде слэшера, только дайверы гибнут не от лап всякой
интересной нечисти, а просто из-за сложившихся обстоятельств или по собственной
глупости.
Логично задать вопрос, а что же в таком случае есть в проекте,
который продюсировал Кэмерон? По теории должны быть качественные и красивые
подводные съемки, улетное 3D, феерическая операторская работа и захватывающий
сюжет!
Что из этого реально
присутствует в фильме?
Как не прискорбно это говорить, но на деле в нем нет ровным счетом
ничего!
А теперь обо всем по
порядку.
Группа исследователей
открывает новую пещеру по велению миллионера. На место, где ведутся работы,
прилетает сыночек организатора, который не ладит со своим папочкой. Как только
пополнение опускается вниз, с поверхности сообщают о надвигающемся тропическом
шторме. Всем приказано вернуться, но по закону жанра вход блокирует огромный
валун и вода, внезапно налетевшего циклона, начинает потихоньку заливать
пещеру. Теперь тем, кто остался внизу, предстоит отчаянная попытка выхода на поверхность
по неизведанным лабиринтам туннелей...
Несмотря на
шаблонность сюжета, косяки и дыры в повествовании начались задолго до беды:
один из дайверов, погружаясь в паре умудрился утонуть, когда у него оторвало
кислородную трубку. Между тем у обоих бедолаг над головой был огромный
воздушный карман, о котором оба прекрасно знали! Почему они не всплыли?
Типа их бы убила ДКБ
- декомпрессионная, или кессонная болезнь.
Что это такое?
Заболевание, которое происходит из-за быстрого понижения
давления вдыхаемой газовой смеси, в результате которого различные газы (азот,
гелий, водород), растворенные в крови и тканях организма, начинают выделяться в
виде пузырьков в кровь (эффект закипания крови) пострадавшего и разрушать
стенки клеток и кровеносных сосудов, блокировать кровоток. При тяжёлой форме
может привести к параличу или смерти.
Однако оба дайвера могли всплыть и дышать поочередно из
одного баллона и банально подождать, пока к ним на помощь придет кто-то из
членов их дружной команды с запасным баллоном. Тем более все они видели
происходящее у себя на мониторе, подключенном к передвижной подводной камере.
В итоге человеку
просто дал умереть, точнее просто убил своим бездействием опытный и профессиональный
ныряльщик сославшись на то, что видите ли он тут не причем и тому, у кого
вдруг резко перекрыли кислород, нужно было не паниковать.
Просто суперская отмазка!
На самом деле этот
момент был нужен для нагнетания фальшивого драматизма. Однако у авторов это не получилось, ибо зритель только-только познакомился
с героями, а значит они еще не стали для него «родными». Поэтому переживать
из-за смерти просто не получилось, но авторам вполне удастся зацепить чувства
очень впечатлительных людей. Однако они больше любят новости и в кино не ходят.
Когда обстоятельства и бьющая фонтаном вода загоняют героев
в тупик, они вдруг разом плюют на все меры предосторожности кессонной болезни и
без какой-либо опаски выходят в воздушные карманы, находясь на разной глубине и
под разным давлением! При этом даже умудряются там отдыхать без особого вреда
для здоровья.
А как же последствия?
Симптомы «закипания крови» начинаются лишь у одного из целой группы, в которой
находятся как люди с поверхности, так и исследователи, находящиеся до этого
момента под землей целых семнадцать дней!
Где логика? Почему декомпрессия
не убила всех, а лишь одного из группы?
Увы, вопрос без ответа... авторов кривого сценария надо
спросить.
Теперь несколько слов
об актерском ансамбле.
Йоан Гриффит (Карл) - лишь один из команды, на его месте мог
быть кто угодно, вот и получается присутствие хорошего актера ни к селу, ни к
городу. И нужен его персонаж лишь для того, чтобы «отважно» проявить себя в
конце...
На примере сыночка главного героя по имени Риз
Уэйкфилд (Джош) создатели решили показать взаимоотношения детей и отцов
с помощью одних сплошных штампов: сначала представляя героя классической
сволочью с высокими идеалами, а потом паинькой, борющимся за жизнь и
выполняющим все советы своего папочки, которого час назад он презирал и люто
ненавидел. Оно, конечно, понятно: когда очень хочется жить, полюбишь кого
угодно!
Из всех актеров стоит выделить одного единственного Ричарда
Роксбурга (Фрэнк), персонаж которого получился настолько фанерным и
шаблонным, насколько это вообще возможно! Действительно, нужно иметь нереально
кривые руки, чтобы сделать куклу из такого перспективного актера. Его Дракула восхитителен в фильме «Ван Хельсинг» (2004, Стивен Соммерс), а Шерлок Холмс обыгрывает нашего «канонического» и «общепризнанного»
Ливанова одной левой в «Собаке
Баскервилей» (2002, Дэвид Эттвуд), становясь на одну ступеньку с образом Роберта
Дауни младшего. Были еще небольшие, но отличные роли в «Лиге выдающихся джентльменов»
(2003, Стивен Норрингтон) и «Стелсе»
(2005, Роб Коэн).
После такого отличного послужного списка, такой
невыразительный и серый образ, который тут ко всему прочему представлен
ведающим всезнайкой, с возможностью к предсказанию.
К примеру, если он
говорит, что герой замерзнет без гидрокостюма, он реально начинает биться в
конвульсиях, не чувствуя ног и рук через пять минут. Если указывает на то, что
можно захлебнуться, если туда поплыть, то через пять минут кто-то там тонет... И так весь фильм.
Правда, кое-кого
пришлось прикончить собственноручно. Этим кое-кем стал бедолага Крамер
Кэйн (Луко), который треснулся с высоты, разбив себе лицо в кровь и
сломав шею.
«У него все кости
сломаны!» - заключает герой Роксбурга и насильно топит несчастного, чтобы
тот их не тормозил...
Так, что не смейте
заниматься дайвингом с Ричардом! Если поранитесь, он заключит, что вас не
спасти и утопит к чертям! Так было с его напарником, когда у того оторвало
кислородную трубку в начале, так стало с несчастным парнем, который сорвался и
многими другими, которые навсегда останутся в той пещере. В итоге вместо стихии
и монстров в фильме орудует маньяк и
старуха с косой под именем «случайные обстоятельства».
Скорее всего, снимая фильм, авторы не подозревали, что в итоге зритель
воспримет их работу не как драму, щемящую сердце, а как черную комедию,
наполненную скучными и затянутыми сценами, которые ко всему прочему были поданы
совершенно не «вкусно».
Герой Роксбурга нереально достал зрителя
своими монологами относительно того, как Кубла
Хан в стране Ксанад благословенной
построил дворец. За фильм это прозвучало раз пять, если не больше...
Что касается всех
остальных актеров, то о их персонажах и сказать-то нечего, ибо они нужны чтобы
поочередно умирать в кадре!
Атмосфера фильма
передана обильной тьмой в классической пещере со стенками, полом и потолком
песочного цвета, которые освещаются отблесками фонарика. Кстати, чем ближе
конец фильма, тем меньше света в кадре: батарейки не бесконечные и все такое.
Раз лента основана на реальных событиях, то его завершение заведомо
известно: кто-то останется в живых...
В итоге интрига
практически полностью отсутствует, ибо за героев не переживаешь, так как
точно знаешь, что в следующие пять-десять минут кто-то умрет и кто это будет -
совершенно не важно, ибо породниться со зрителем так и не получилось...
В таком случае остаются
подводные съемки и 3D эффект.
Что сказать о дайвинге и погружениях? В основном это заплывы
в узких коридорах затопленных водой, размаха и пышности там не чувствуется, а
когда герои начинают заниматься спасением из ловушки, то вся подводная чехарда
сводится к тому, чтобы протиснуться в узкие щели и проходы. Что при этом видит
зритель? Маску и ласты, ну баллон и фонарик в крайнем случае. Такое в обычном бассейне снять можно.
А что до 3D?
Ничего! Практически весь фильм представлен в 2D! Изображение хорошо
расслаивается в самом начале: показывают парня, плывущего в черной бездне,
подсвеченной белым ореолом, а после феерический пролет вертолета над рекой к
большой впадине, где новый революционный формат также демонстрирует себя очень
хорошо, но после этой красоты нет ни одного нормально кадра.
В итоге все сводится к
вылезающему из экрана баллону, веревочке… и всё!
На премьерном показе 1
февраля 2011 года в кинотеатре «Каро Фильм Октябрь» зрители очень холодно встретили фильм и устроили
настоящее бегство из зала, чем нереально и просто до адской жути и бранных
возгласов достали всех тех, кто просто пришел посмотреть кино! Пусть даже и не
самое лучшее.
С бельэтажа уходили на протяжении всего показа... Очень
немногие возвращались с ведрами попкорна, дыбы заесть откровенно посредственное
зрелище.
Сам Джеймс Кэмерон
стал продюсером фильма Алистера Грирсона
«Святилище» (в отечественном прокате
«Санктум»), но пусть это не
обманывает ваши ожидания увидеть фильм, который «представляет» сама легенда
кинематографа.
Не ждите от него шедевр в духе «Бездны», потому что на самом деле перед нами очень слабенький
слэшер класса «Б» со всеми вытекающими последствиями. Нет драмы, нет особого
посыла, кроме шаблонных «цените каждый
вздох» или «наслаждайтесь каждой минутой»,
актеры не играют, а просто отыгрывают, глубоководных съемок - с гулькин клювик,
а 3D - минут пять из
ста девяти!
Хорошо, что хоть наши прокатчики не стали делать фильму
претенциозное название «Святилище»,
а ограничились простеньким «Санктум».
В принципе, если
заняться нечем, можно сходить глянуть, но если в кино не попадете - не
расстраивайтесь, дома вам хотя бы никто не испортит впечатление, ибо
большинство зрителей ждут от фильма как минимум повторения успеха «Район №9» (2009, Нил Бломкамп),
когда маститый режиссер Питер Джексон выступил продюсером и за те же тридцать миллионов
сделал невозможное. Когда в зале поймут, что кино не оправдывает ожидания - в
лучшем случае уйдут, в худшем - испортят просмотр комментариями.
Автор: Назин Владислав (nazinvladislav@yandex.ru) ©