рецензия - 2010 - Чёрный лебедь / Black Swan

Jan 16, 2011 00:00



Чёрный лебедь
Black Swan

Ошибки нужно не признавать, их нужно смывать... кровью!
Или «в морге тебя переоденут!»

год - 2010
страна - США
режиссер - Даррен Аронофски
сценарий - Марк Хейман, Андрес Хайнц, Джон Дж. МакЛафлинпродюсер - Джон
Эвнет, Джозеф П. Рейди, Дженнифер Рот
оператор - Мэттью Либатик
композитор - Клинт Мэнселл
художник - Тереза ДеПрез, Эми Весткотт, Дэвид Стейн
монтаж - Эндрю Вейсблум
жанр - триллер, драма
бюджет - $13 000 000
премьера (мир) - 1 сентября 2010
премьера (РФ) - 10 февраля 2011, «Фокс»
рейтинг MPAA - R
время - 103 мин.

О чем?
Сюжет картины строится вокруг примы балетного театра, у которой неожиданно появляется опасная конкурентка, способная отобрать у главной героини все партии. Соперничество усиливается по мере приближения ответственного выступления, которое должно решить все.

В главных ролях:
Натали Портман / Natalie Portman - Nina Sayers
Мила Кунис / Mila Kunis - Lily
Венсан Кассель / Vincent Cassel - Thomas Leroy
Барбара Херши / Barbara Hershey - Erica Sayers
Вайнона Райдер / Winona Ryder - Beth Macintyre
Бенжамин Милльпьед / Benjamin Millepied - David
Ксения Соло / Ksenia Solo - Veronica
Кристина Анапау / Kristina Anapau - Galina
Джанет Монтгомери / Janet Montgomery - Madeline
Себастиан Стэн / Sebastian Stan - Andrew
Тоби Хемингуэй / Toby Hemingway - Tom
Серджо Торрадо / Sergio Torrado - Sergio
Марк Марголис / Mark Margolis - Mr. Fithian
Тина Слоун / Tina Sloan - Mrs. Fithian
Марша Джин Кёрц / Marcia Jean Kurtz - Georgina

......................................................................................................................
Все мы, конечно, помним ключевую сцену расплаты товарища Саахова (Владимир Этуш), сопровождающуюся кадрами из балета в фильме Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика», которую зрители буквально растащили на цитаты!
Каким-то неведомым образом, этот фильм, спустя сорок четыре года, удалось-таки увидеть в Голливуде. Видимо, конец этого шедевра так поразил авторов, что они решили наваять из этого аж целый фильм, продолжительностью в невыносимо долгие сто три минуты!
В итоге у Даррена Аронофски получилось отвратительное и посредственное «зрелище», которое с огромным трудом можно назвать таковым...
А теперь обо всем по порядку.



Что у простого человека ассоциируется со словом балет?
Конечно же это «Лебединое озеро»: девчата, разодетые в пачки, скачущие по сцене, между них вьется прекрасный возлюбленный лебедя, венчает действо конечно же «королева бала», которая была превращена в птицу по воле злых чар колдуна.
Все действо основано на восхитительной музыке Петра Ильича Чайковского.

Однако вместе со всем этим, балет - это, прежде всего образность! Как бы зритель не был близко к сцене, он не сможет разглядеть лицо ни одного из задействованных актеров без помощи бинокля, но и при сильном увеличении эмоций не прибавится при взгляде на «белые маски», выполненные из обильного количества белил и косметики, которые полностью скрывают какие-либо выражения и переживания.


Если положить руку на сердце, балет - это нереально скучно, ибо он просто противоречит человеческой природе. Вопреки всем советам постановщиков и хореографов о раскрытии внутреннего потенциала, то, что творится на сцене, скорее напоминает движения простых заводных игрушек. Они двигаются  по траекториям, которые определенно заданы и выверены чуть ли не математическим путем!
При этом практически всех зрителей в зале в момент танца менее всего волнует то, что у актеров на душе в данный момент, им важно пережить мгновения буйства лебедя на сцене. Это цинично и мерзко!

Вдумайтесь только! Так называемые «истинные ценители» утверждают, что театр и балет не способно заменить кино, потому что оно «искусственно», видите ли! При этом они приходят в огромную залу (театр), разодетые и расфуфыренные в пух и прах, словно пролежали в нафталине как минимум лет пятьдесят и устремляют свой взор на сцену, где будут кипеть «настоящие страсти» и «реальные, живые эмоции»!
При этом одна комната посредством тряпок и пары лучей света с легкостью превращается и в пещеру, и в замок, и в закат, и в рассвет! То есть без труда принимает любую форму, равно, как и человек на сцене и, как это не парадоксально, публика в зале!
Все собравшиеся здесь более не люди, а просто марионетки в умелых руках режиссера-постановщика и изначального сценариста, который, скорее всего, почил уже несколько десятков лет назад...



Так в чем же разница между театром и кино?
В первом случае актеру нельзя расслабляться, нельзя ошибаться, нужно репетировать неделями и месяцами, чтобы отыграть один вечер! В кино в этом плане все намного вальяжнее и проще, однако, несколькими дублями возможно добиться идеального кадра, можно добиться совершенства абсолютно во всем! Начиная от актерской игры и заканчивая операторской работой и постановкой света! Этого, как ни старайся, не удастся добиться ни в театре, ни в балете, ибо человеческий фактор в любом случае даст трещину и что-то пойдет не так.
Другой разговор, что зритель этого просто не заметит... Стоп!
В таком случае, к чему весь этот снобизм про реальность и живость эмоций и чувств?
Ох, как приторно и лукаво...
Да, здравствует наш суд! Самый гуманный суд в мире! Ура!!

Елейные речи про отдачу дани старинным традициям понятны и обоснованы лишь для того, кто делает зрелище, ибо ему нужно продать его! И чем создатель будет витиеватее, вычурнее и многословнее, тем выше цену за билет он может назначить.
Но, когда в подобную демагогию пускаются рядовые зрители, стараясь при этом очертить себя нимбом избранности, как минимум, становится просто смешно!

В чем разница между зрителем, который ходит в театр и на балет, и зрителем, который ходит в кинотеатр? Различие заключается лишь в пафосной интонации, с какой человек описывает свой проведенный досуг! Фраза «я вчера ходил в театр» или «я вчера был на балете» словно затрагивает иные нервные окончания в мозгу, заставляя воспринимать себя прикоснувшимся чуть ли не к самому господу Богу, нежели простое «я был в кино» - времяпровождение для плебса…

Если идти в сравнении еще дальше, то при создании фильма задействуется намного больше народа и работа получается гораздо масштабнее, нежели при постановке единичного действа на сцене!

Для чего все это было сказано? А для того, чтобы наглядно показать всю абсурдность фильма, снятого про репетицию балета, то есть при попытке совместить «живое» и «неживое», в итоге получив неперевариваемый ни умом, ни простым созерцанием гибрид, который выглядит так же дико, как если бы ученые скрестили мозг человека с камнем.



Теперь конкретно о самом фильме.
Вам интересно смотреть более часа, к примеру, как человек, обвешанный датчиками, изображает Голлума из «Властелина колец» и на страсти, которые кипят вокруг всего этого? Как ему орут что-то вроде: «Раскройся! Будь живее! Отпусти себя!»
Честно говоря, крайне сомнительно...

Тогда, почему должно быть интересно смотреть, как домашняя девочка Натали Портман кружится на одном месте в зале для тренировок и постепенно сходит с ума?


В фильме нет ни красоты, ни достойной операторской работы, ни актерской игры, лишь одна сплошная пустота! Все продемонстрированное можно снять в любой студии, где молоденькие девчушки занимаются с преподавателем, ссорятся, мирятся, пьянствуют и отрываются на дискотеках, стараясь быть «нормальными» и там потихоньку взрослеют, ибо занятие отнимает всё свободное время без остатка.

Балет напоминает зависимость наркомана!
Человек годами идет к намеченной цели, добивается её, а потом через несколько лет его списывают в утиль «по старости». При этом говорят много красивых и славных слов о том, что его звезда закатилась и нужно просто уйти на заслуженный отдых!
При этом случается подобное намного быстрее, нежели долгий и кропотливый путь к восхождению...



Такой падающей звездой оказывается в фильме прима-балерина Бэт (Вайнона Райдер), у которой еще вчера была сцена и была любовь в виде режиссера Тома (Венсан Кассель). Но теперь её место займет новая молоденькая, симпатичненькая, более гибкая и лучше умеющая двигать своими ногами в прямом и переносном смысле!

Лейтмотивом через фильм проходит именно эта тема. Режиссер решил выразить её через сплошные монологи Томы, обращенные к Нине (Натали Портман) в духе: «Ты можешь быть лучшей, но ты трусиха!»



При этом подразумевается что-то вроде: «Пока я не овладею тобой всецело, ты так и будешь оставаться одной из сотен, одной из тысяч точно таких же амбициозных пар тоненьких ножек, которые считают, что только за умение хорошо двигаться их должны превозносить и боготворить! На самом деле это может сделать только один человек - режиссер-постановщик!»



Как определить критерии лучшего товара? Конечно же, по танцу юного тела в собственной постели, а если к этому ритуальному посвящению особа оказывается не готова - не беда! Нужно ежедневно говорить, что у нее все получается плохо, тем самым ломая девчонке психику, когда же объект созреет и дойдет до нужной кондиции, её можно от души хватать за все возможные и невозможные, мыслимые и немыслимые места!


Однако, поняв, что затронул опасную и провокационную тему, Даррен Аронофски вдруг решает скрыться от критики за ширмой галлюцинаций главной героини, ну прямо как писатели, переносящие действие реальности в вымышленный городок N, дабы откреститься от написанного и проскочить мимо цензоров.

В итоге фильм, о борьбе за власть между двумя главными героинями за главенствующую роль в балете уходит на второй план… Вместо этого происходящее в фильме начинает напоминать действие в «Зеркалах» Александра Ажа 2008 года выпуска.



Если честно, создатели настолько заигрались с различными видениями Нины, что на определенном этапе всерьез начинаешь подумывать, что сейчас отражение порвет себе челюсть к чертям и сердобольная мамаша найдет свою дочурку в луже крови. За этими мыслями кроется прямая разгадка финала.
К слову, к концу фильм вовсе начинает напоминать одну из серий «Изгоняющего Дьявола».
М-да…



Что же касается «продажных ролей», то не вполне понятно присутствие в фильме Милы Кунис  (Лили), которую в последнее время начали запихивать в кино так же активно, как и Ольгу Куриленко. Успешное продвижение в Голливуде данных дамочек с Украины не вызывает особого удивления, а вот актерские дарования стоят не то, что под огромным вопросом, а вызывают недоумение от фанерного образа на экране.

Однако Даррен Аронофски, видимо был так впечатлен «бесподобной» игрой Кунис во всяких третьесортных проектах на второстепенных ролях, что предложил ей главную женскую роль второго плана в своем фильме через Skype, в итоге Миле даже не пришлось проходить пробы на роль. Скорее всего, утверждению на роль поспособствовал положительный ответ на вопрос Аранофски, который заключался в следующем: сможет ли Кунис сделать «куни» героине Портман, дабы оправдать-таки свою говорящую фамилию?
Вот уж точно, дыма без огня не бывает!



Возвращаясь к теме половых отношений, то тут поэкспериментировали над всем, чем только можно, сделав из Нины подобие героя романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Там все пороки и грязь собирало на себя полотно, полученное юношей в ходе сделки с Дьяволом, в «Черном лебеде» вся чернота, творящаяся с главной героиней, происходит как бы не с ней, дабы потом её можно было без проблем «отмыть», представив этакой страдалицей и мученицей, которая пала жертвой обстоятельств!
Вот только отнюдь не слабаки идут туда, где нужно монотонно и однотипно двигаться вперед, отнюдь не слабаки добиваются успехов, так что феерический обман не удался…

Встав на путь борьбы, тихоня оказалась способной перегрызть горло всем вокруг, включая мать, которая пожертвовала своей карьерой и довела свою дочь до успеха!


Однако фигура матери Нины Эрики (Барбара Херши ) осталась для зрителя под огромным и кривым вопросом по причине постоянных галлюцинаций главной героини, от лица которой велось повествование. В итоге у зрителя просто нет возможности представить адекватный портрет колеблющийся от сердобольной мамаши до презлющей фурии, которая терроризировала дочурку своим чрезмерным вниманием.



При любом из этих возможных вариантов, сама Нина никак не может быть ни символом тьмы, ни уж тем более света. Она жалкий и глупый мотылек, а никакой не лебедь!
Именно мошки различных форм и размеров летят на свет, наиболее яркий, а значит и теплый среди всех остальных источников и кружат, кружат вокруг них так как думают что за этим светом есть наиболее тёмное место… Зачем они кружат вокруг?
Потому что они находятся в постоянных поисках этого места.
Но, что если однажды место света займет свеча?

Те, кому повезло сгореть молниеносно, никогда не узнают о страшных ощущениях, что испытывают те, кто лишь спалил дотла свои крылышки и начал свое медленное, можно даже сказать бесконечное падение прямиком в бездну, где большинство подобных глупышек испускают свой дух. Так уж устроен наш мир: все живое тянется к теплу и свету, несмотря на опасность.

Если честно, совершенно непонятно, зачем одной и той же героине играть и белого, и черного лебедя?!
На сцене все равно не будет видно ни лица, ни особенностей фигуры, которую можно затянуть в корсет. Так почему бы не взять Нину на роль белого, а Лили - черного?
Потому что тогда у фильма не будет конфликта, большинства проблем, которые отсеются сами собой и прочего несуразного бреда, которым перенасыщено все действо!



Что же касается основного козыря фильма - игры Портман, то здесь она выезжает лишь за счет смазливенькой внешности и хорошенького личика, в остальном ей не удалось ни переживать, ни сочувствовать по причине того, что все реальные и живые эмоции подмяла под себя мистика…

Вот у братьев Лари и Энди Вачовски в «V значит Вендетта» 2006 года выпуска она реально перевоплотилась из обычной девушки в холодное и безжалостное существо, перенесшее ад концлагеря, дело было не только в выбритой голове, но и во взгляде, осанке, манере говорить.

«Черный лебедь» Даррена Аронофски абсолютно бездарное и безыдейное кино, смешавшее в себе не только несколько сторонних фильмов, но и различные жанры, которые очень плохо сочетаются друг с другом. В итоге повествование окончательно путается в них и предоставляет зрителю абсолютную пустышку, которая была выполнена под конец умышленно натянута картонными эмоциями, которые придутся как нельзя, кстати под грядущий Оскар.
Настоятельно рекомендуется обходить стороной.

Автор: Назин Владислав (nazinvladislav@yandex.ru) ©

- не стоит смотреть, - рецензия, Чёрный лебедь Аронофски Портман 2010

Up