Сейчас мы много слышим о престижном отдыхе где-то на далёких островах, в экзотических странах, а вы никогда не задумывались что входило в понятие “престижный отдых” 100 и более лет назад? Заинтересоваться темой, а заодно вспомнить одну старую традицию венской и пражской элиты времён Австро-Венгрии меня побудила промозглая погода, а также немного грустное событие - в понедельник, 14 декабря навсегда закрывается и будет снесён венский Зюдбанхоф, вокзал с которого респектабельные дамы и господа отправлялись на отдых на фешенебельную Австрийскую Ривьеру.
Началось всё в далёком 1829 году, когда инженер Франц Рипль подал императору проект южной железной дороги через Брук, Мошонмадьяровар, Марибор и Любляну до Триеста. Идеей заинтересовались и промышленные круги и в 1836 году строительство началось. В 1841 году был открыт первый отрезок пути из Вены в Винер-Нойштадт на котором курсировал суперсовременный американский локомотив “Филадельфия” (кстати, мост Филадельфии в Вене назван именно в его честь). В 1843 году начались работы на линии, ведущей из Граца в Марибор, а в 1849 году открылось сообщение Вена-Любляна, в 1854 году дорога была почти готова, а в 1857 году первый поезд пришёл в Триест.
Рекламный плакат Южной железной дороги
Событие это вызвало фурор в Австрийской империи - ещё бы! Ведь теперь можно было с комфортом доехать до моря. Привычные курорты вроде Карлсбада или Бад-Ишля сразу оказались в тени Ривьеры. В Триесте и его окрестностях появилось множество вилл, Знаменитая аристократическая семья Турн-и-Таксис осела в Дуинском замке, эрцгерцог Максимиллиан и Шарлотта Бельгийская построили в 1860 году шикарный замок Мирамаре, а сама императорская семья обосновалась на острове Лошинь. У венской (да и в большой степени и пражской элиты) появилась традиция уезжать на целую зиму на Ривьеру. На отдых сюда съезжалась знать с целой Европы, например, тут побывала и английская королевская семья. Место стало популярным и у художников, поэтов, писателей и прочих представителей искусства. Джеймс Джойс дописывал свой “Улисс” в Триесте, а “Дуинские элегии” были созданы Райнером Марией Рильке в одноимённом замке под городом.
Триест
В 1893 году появилось новое место для отдыха - Бриунские острова. На острове Велики Бриун существовала мощная австро-венгерская морская крепость, которая была упразднена и острова купил за 100 тысяч марок магнат Пауль Купельвизер. Идея поначалу показалась сумасшедшей - Бриуны представляли из себя заболоченные острова с тучами малярийных комаров, но Купельвизер знал, что делает. Для борьбы с комарами был приглашён знаменитый микробиолог Роберт Кох (помните палочку Коха?), болота были осушены, комары истреблены, а благодарные жители поставили Коху памятник. Очень быстро на Бриунах появились фешенебельные отели и виллы и они стали популярным местом отдыха, где появлялись и русские аристократы.
Кроме Триеста, Лошиня и Бриунов были и другие места отдыха - итальянские городки Градо, Систиана и Муггиа, словенский Порторож и хорватские Пореч, Ровинь и Опатия.
Замок Мирамаре
Первый удар по Австрийской Ривьере нанесла Первая мировая война, боевые действия были совсем рядом. После окончания войны бОльшая часть Ривьеры оказалась в Италии, где была своя Ривьера - Лигурийская. И хотя после войны Австрийская Ривьера на короткое время пережила всплеск популярности, её слава угасала в тени Лигурийской и дела пошли совсем плохо - наследник Купельвизера-старшего - Карл Купельвизер покончил в 1929 году жизнь самоубийством.
Туристы вернулись в эти места уже после Второй мировой войны, но никогда уже это место не стало той славной Австрийской Ривьерой императоров, аристократов и людей искусства...
Источник:
наздар.ру Отель в Триесте
Фотография с отдыха
Джеймс Джойс в Триесте
Райнер Мария Рильке в Дуино
Лошинь
Круизный лайнер "Барон Гауч"
Внутри лайнера "Император Франц-Иосиф I"
Вилла
А здесь всё начиналось - Зюдбанхоф в Вене