О причине голода 1891-го года.

Nov 13, 2021 16:26

Продолжая читать "Русский государственный кредит" П.П.Мигулина вычитал у него весьма неожиданное объяснение причин голода в 1891-ом году. Ну как "неожиданное"... Прямая причина довольно очевидна - "усиленный вывоз хлеба на экспорт" и увеличение налогового бремени на село, в результате чего там практически полностью отсутствовали хоть какие-то запасы. Любой катаклизм и село обрекалось на голод, если экстренно не оказать помощи.
Интересно другое - причины этого самого "усиленного вывоза". С точки зрения минфина таких причин две:
1. Желание накопить золото для восстановления размена кредитных денег на металлические ради того, что бы стабилизировать курс нашей валюты. Хотели этого очень давно, но русско-турецкие войны сжирали накапливаемые запасы металлической наличности. В этом смысле нам повезло, что к 91-ому таких резервов накопили весьма много (ЕМНИП свободной наличности казначейства около 200 миллионов рублей в золоте, плюсом что-то на счетах госбанка). Точную циферь сейчас искать лень, но как фат - мы в это время накапливали золото, которое получали большей частью от таможенных сборов и продажи кредитных рублей иностранцем за золотую валюту на покупку этого самого хлеба. Сделки на золотую валюту внутри страны были запрещены и напрямую за какие-нибудь фунты-стерлингов русский хлеб купить было, как я понимаю, нельзя. Ну а так как наши кредитки, в основном, и нужны были для закупки хлеба, для повышения спроса на них приходилось предлагать соответствующие объемы хлеба на продажу.

2. Проиграв Крымскую войну по причине того, что основные силы русской армии тупо не успели доехать до места событий и, что более важно, не могли бы получить нормальное снабжение в силу слабой транспортной системы, наше правительство озаботилось вопросами железных дорог. Таковых на момент проигрыша Крымской войны было, ЕМНИП, аж две штуки, одна из которых вела с вокзала в Питере в бордель казино в Царском селе. Без шуток - казино располагалось на втором этаже здания вокзала. Было сие мероприятие сугубо атракционом, причем глубоко убыточным (я про дорогу, а не казино). С этого осознания и началась долгая и печальная глава для всех последующих министров финансов. Называлась она "государственная гарантия доходов по акциям частных ж/д компаний". Выглядело это примерно так: "... сиим дозволяю обществу железной дороги ХХХ выпустить акций и облигаций на постройку Усть-Ужопинской железной дороги". Свежеиспеченное правление выпускает акции и облигации и пытается их кому-нибудь продать. По бирже ходят люди, косятся на странных чуваков с бумажками и спрашивают друг у друга - "Кто все эти ноунеймы?!" На что им и отвечают, что сие есть "представители компании, среди учредителей которой Светлейший Князь ..., Граф ... Княгиня ... !"
"Аааа!, -говорят биржевые дельцы, - тот самый князь, который балерину .... ебал?! А он что-то смыслит в железных дорогах?!"
В итоге ни чего не продается по той простой причине, что ни кто не верит в то, что такие учредители смогут получить прибыль и обеспечить доход по акциям (которые, к слову, учредители распределили строго между собой) и облигациям. Горестно вздохнув минфин дает ЦУ предыдущую версию акций с облигациями сжечь к чертям собачьим и выпустить более другие, на которых русским по белому указать, что предъявителю сей бумаги раз в год полагается процент дохода. Но буде такой окажется меньше, чем 5% от нарицательной стоимости акции или облигции, то недостающую разницу государство держателю бумаги доплатит из своего кармана. Эти уплоченные деньги казначейство, конечно, оформит как долг общества казне и даже попробует его получить обратно, но, как говорится, "неее, сынок, это фантастика!". История выкупа дезнадежно задолжавших железных дорог в казну - это еще одна, не менее печальная история...
Господа биржевый дельцы оживляются... "Шо?! Вот прямо натурально 5% гарантировано ГОСУДАРСТВО выплатит, а не эти ноунеймы?! Так це ж совсем другое дило...". Правда говорили они это, большей частью на немецком и английском языках и еще немножечко на голландском, но сути дела это не меняло. Через некоторое время просрав финансы от продажи акций с облигациями и построив кучу из говна и палок, "общество" приходило к минфину со словами "Нам тут немножко не хватило, но акции уже ни кто не покупает. Займите для нас денег, пожалуйста, и выкупите на них у нас новых акций. Ну или просто в долг дайте." Минфин горестно вздыхает еще раз и идет сам к тем самым немецко-английско-голландско говорящим биржевым дельцам, занимать у них денег. Номинально под 5%, но по факту - где-то под 6-6.5%. В серебре и золоте.
Но, как говорится, "ни в коня корм" и получив очередной кредит "общество" в очередной раз демонстрирует то, как хорошо оно умеет назначать высокие зарплаты правлению, которое ни чего полезного не делает. Дороги хронически несут убытки, государство занимает для них все новые и новые ВНЕШНИЕ займы в серебре и золоте и выплачивает за них "недоимки" по 5%-ому доходу их облигаций. Во все тех же серебре и золоте, так как акции размещались на зарубежных рынках.
К чему я все это... А к тому, что оплата процентов по кредитам на железные дороги и по выплатам за них гарантированного дохода потихоньку доползают к концу 80-х годов 19-го века до сумм порядка 100 миллионов ЗОЛОТЫХ рублей в год, что в пересчете на кредитные рубли дает 150-170 миллионов кредитных рублей. Курс этот постоянно колебался из-за чего и возникало желание его стабилизировать. Указанные выше суммы - это только оплата ПРОЦЕНТОВ и медленное погашение ЧАСТИ займов, рассроченых на сроки в 40-80 лет. Там целый зоопарк разновидностей займов из-за чего их не очень охотно покупали за бугром. Тупо неудобно и не везде продать можно. Для осознания масштабов - примерно в таких же суммах в конце 80-х исчислялся годовой бюджет военного ведомства. Проблема в том, что траты того же военого ведомства производились в кредитных рублях, которые в крайнем случае можно было допечатать и ВРЕМЕННО выпустить в оборот, зачтя как ВНУТРЕННИЙ долг государства, а вот с оплатой процентов по ВНЕШНИМ металлическим железнодорожным займам такой фокус не проходил.

Вот на получение денег для оплаты процентов по железнодорожным займам и шло зерно, усиленно выкачиваемое из деревни и оставляя ее вообще без каких-либо резервов. Помнится, свет наш Иосиф Виссарионый говаривал по поводу инустриализации, что либо мы столетнее отставание пробежим на десяток лет, либо нас раздавят. Так вот. перед клятым царизмом стояла во многом похожая делема с железными дорогами. И ровно так же как у большевиков, у цаизма не было иного источника столь обширных ресурсов кроме как досуха доить село. С качеством освоения у царского правтельства дела обстояли "так себе". От того и результат - в Русско-Японскую имеем тонкую нить Транссиба с паромной переправой на Байкале, на котором висит вся группировка войск в Манчжурии. Не то что бы тогда Россию насмерть раздавило, но яйца прищемили изрядно.

Что бы два раза не вставать - в конце 80-х, начале 90-х годов 19-го века наши "путишественники" ежегодно просирали на различных Куршавелях суммы порядка 30 миллионов ЗОЛОТОМ. Вот это самое куршавельское золото так же обширно полито кровью умерших в ходе голода. К вопросу о вкусе французской булки и РКОП.

история

Previous post Next post
Up