.
Может быть, конечно, и были у властей Сенегала какие-то основания пресекать рыбопромысловую деятельность мурманского траулера "Олег Найдёнов" в районе своих экономических интересов, но только сделано это было как-то слишком демонстративно-грубо - путём задержания с применением военной силы вообще и насилия в отношении членов экипажа в частности. Ведь можно было просто потребовать прекратить лов, выбрать трал и покинуть околосенегальские воды, а потом уже разобраться с инцидентом на дипломатическом уровне.
Именно так и поступили бы сенегальцы с американским или французским "судном-нарушителем", потому что американский и французский флаги - всеми уважаемые бренды, а вот российский - пока ещё нет. Задерживать наши суда и самолёты, избивать наших дипломатов, арестовывать и выдавать третьим странам наших граждан геополитические карлики вроде Сенегала, Катара или Таиланда будут до тех пор, пока Россия не заставит их уважать себя. А заставить, по определению, можно только силой или демонстрацией силы.
Жертва государственного пиратства - российский морозильно-консервный траулер (РТМКС) "Олег Найдёнов", задержанный ВМС Сенегала в водах Гвинеи-Биссау 04.01.2014 с 62 гражданами РФ на борту (фото из
статьи М. Войтенко в "Морском Бюллетене")
Других средств воздействия на заморских племенных вождей кроме военно-морского флота у нас нет. Тем более, что в основных задачах данного вида вооружённых сил значится "создание и поддержание условий для обеспечения безопасности морехозяйственной деятельности РФ в Мировом океане" (
ссылка 1). Посмотрим, какие корабли из числа находящихся на боевой службе могли бы помочь освободить "Найдёнова" из плена и создать условия для нормальной рыбопромысловой деятельности у берегов Западной Африки.
Ближе всех к Дакару (где у военного причала стоит "Найдёнов") сейчас находится группа "Кузнецова", направляющаяся в Средиземное море. Она могла бы быть ещё ближе, но переход сильно затянулся - с одной стороны, из-за сложных метеоусловий в акватории Норвежского моря (
ссылка 2), с другой, как говорят, из-за поломки одного из (главных-?) двигателей ТАВКР. Вчера утром (по данным marinetraffic.com) танкер "Сергей Осипов" из состава КАГ вошёл в Ла-Манш и в 20:00 UTC находился в районе Брайтона, двигаясь в западно-юго-западном направлении со скоростью 9 узлов.
Маршрут движения КАГ Северного флота в случае принятия решения об оказании силового давления на правительство Сенегала
Спасательный буксир (СБС) "Николай Чикер" шёл малым ходом (ок. 5 уз) с большим отставанием от "Осипова" (район Скарборо, восточное побережье Англии), по "Каме" данных нет, по боевым кораблям - тем более, но, по слухам, "Кузнецов" должен быть рядом с "Чикером". Завтра (07.01) должна состояться встреча российского посла в Сенегале с президентом страны (вождь тянет время), и, если переговоры не приведут к быстрому освобождению траулера и его экипажа, КАГ Северного флота сможет подойти к Дакару в лучшем случае через неделю, в самом худшем - через две с половиной. Учебно-показательные полёты Су-33 на границе территориальных вод Республики Сенегал будут полезны и для пилотов 279-го окиап, и для формирования у сенегальского руководства правильного отношения к гражданам России и её флагу.
В заключение следует добавить, что для того, чтобы не стрелять из пушки по воробьям, нам катастрофически не хватает современных кораблей класса "фрегат", а в перспективе не обойтись и без сети пунктов маневренного базирования ВМФ по всему миру, и без двух постоянно находящихся на боевой службе корабельных авианосных групп (по одной на полушарие). Ещё пара-тройка инцидентов, подобных произошедшему с "Найдёновым", и необходимость доказывать кому бы то ни было, что России нужен полноценный океанский флот, отпадёт сама собой.
Для справки. По данным The Military Balance 2012 численность вооружённых сил Сенегала составляет 13 620 человек (население 12,6 млн.), из которых на флоте служат 950, а в авиации - 770. ВМС: 4 больших патрульных катера (из которых 2, скорее всего, небоеспособны), 7 патрульных катеров, 6 малых десантных кораблей (катеров); ВВС: 1 патрульный, 7 транспортных, 3 учебных самолёта, 2 боевых (Ми-35) и 8 транспортных вертолётов.
Весь сенегальский флот (из справочника Jane's Fighting Ships 2004-2005 - с тех пор ВМС Сенегала практически не изменились)