Ка-52К для "Мистралей" и не только. Часть 6. Боливар выдержит двоих. А четверых?

Dec 22, 2013 22:30


.
Продолжение (предыдущие записи - по метке).

В том, что Ка-52К может принять две ракеты Х-35, никаких сомнений нет,  т. к. это по силам даже неспециализированному Ка-27. В своё время проводились опытные пуски с вертолёта, названного по этому поводу Ка-27ПК, однако, судя по фотографии, на борт принималась одна ракета, которая сбрасывалась из торпедного отсека - на снимке не видно крыльевых консолей, а масса боевой нагрузки в торпедном отсеке Ка-27 800 кг [1-48] при массе вертолётного варианта Х-35(Э) 610 кг, а Х-35У(Э) 650 кг [2,3]. Кроме того, есть выставочная фотография Ка-27 с импровизированными консолями и двумя подвешенными ПКР со стартовыми ускорителями (одна видна, другая подразумевается).



Ударные вертолёты Ми-28Н и Ка-52 с четырьмя подвесными топливными баками (ПТБ), близкими по массе и габаритам к ПКР Х-35 (фото Марины Лысцевой, МАКС-2013)




Пуск ПКР Х-35 с опытного ударного вертолёта Ка-27ПК (фото ОАО "Камов", "Авиация и время" №1/2011)



ПКР Х-35 на подвеске модифицированного (выставочного) вертолёта Ка-27 (фото Алексея Михеева из журнала "Взлёт", №7/2005)

Однако, боевая нагрузка, состоящая всего из двух ПКР, для столь мощного ударного вертолёта представляется явно недостаточной, а решение задачи  вывода из строя таким количеством ракет корабля класса "эсминец" или "фрегат", оснащённого современными средствами ПВО - проблематичным. Поэтому попробуем на основании имеющихся данных оценить техническую возможность вооружения Ка-52К в противокорабельном варианте четырьмя ПКР Х-35 или Х-35У.

К сожалению, такая важнейшая характеристика любого летательного аппарата, как полезная (боевая) нагрузка, на официальных сайтах Минобороны РФ и холдинга "Вертолёты России" для Ка-52К отсутствует (ссылка 1 и ссылка 2). В одном  из немногих первоисточников по прототипу "Аллигатора" - одноместному Ка-50 "Чёрная акула", приводится масса боевой нагрузки на подкрыльевых балочных держателях 2000 кг [4-210]; авторитетный журнал "Взлёт" даёт для Ка-52, который на 600 кг тяжелее "Акулы", 2300 кг по максимуму [5-35]; в публикации, посвящённой машине Ка-50-2 "Эрдоган" (по сути - экспортной модификации Ка-52), участвовавшей в турецком вертолётном тендере 1997-2000 г.г., фигурирует 2500 кг на шести узлах подвески [6].

И наконец, самая последняя информация из первых рук - от лётчиков-испытателей ОКБ Камова, демонстрировавших "Аллигатора" на аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже 2013 года: Михаил Павленко (заслуженный летчик-испытатель России): "При максимальном взлётном весе 10800 кг Ка-52 способен взять 2500 кг полезной нагрузки. Фактически, четвёртая часть веса - это боевая нагрузка" [7]. В дальнейшем будем придерживаться именно этого значения.



Ка-52 с четырьмя ПТБ по 550 л общей массой около 2100 кг (фото Марины Лысцевой, МАКС-2013)

Необходимо отметить, что боевая нагрузка Ка-52 не может состоять исключительно из ударного вооружения - для самообороны он обязательно должен иметь некоторое количество ракет класса "воздух-воздух". Насколько известно, в качестве средства ведения ближнего воздушного боя на "Аллигаторе" планируется использовать два универсальных пусковых модуля комплекса "Стрелец" (точнее - комплекта аппаратуры управления и пусковых модулей или АУМП) с двумя ракетами "Игла-В" в каждом (дальность пуска - 5000-6000 м). Один такой модуль весит 72 кг, аппаратура управления - 24 кг [8] (для справки: масса ПЗРК 9К338 "Игла-С" в боевом положении - 19,0 кг [9]). Таким образом, из 2500 кг полезной нагрузки Ка-52 следует вычесть ок. 170 кг - остаётся 2330 кг.

При использовании ПКР Х-35 базовой модификации со стартовой массой 610 кг перегруз составит чуть более 100 кг, и им можно пренебречь (1% от максимального взлётного веса вертолёта). Усовершенствованная Х-35У весит на 40 кг больше своей предшественницы, и 52-й потяжелеет уже на 270 кг (2,5%), однако  и в данном случае  особых проблем быть не должно - при двухкратном увеличении дальности пуска ПКР нет необходимости принимать во внутренние баки носителя полный запас топлива. Вопрос здесь в другом - выдержат ли крыльевые консоли и балочные держатели?

Небольшой ликбез для непосвящённых. Вертолётные крыльевые консоли, конечно же, создают некоторую подъёмную силу при горизонтальном полёте (благодаря соответствующему аэродинамическому профилю), но  главное их назначение -  нести на себе полезную нагрузку, поэтому прежде всего они - консоли, и только потом - крыльевые. Для крепления авиационных средств поражения (АСП) и подвесных топливных баков (ПТБ) на консолях  есть специальные выступы - пилоны (узлы подвески),  причём АСП и ПТБ крепятся не к самим пилонам, а к прикреплённым к ним своеобразным переходникам - балочным держателям (БД).



На фотографии вертолёта Ми-28Н (с forums.drom.ru) автором блога цифрами обозначены: 1 - крыльевая консоль, 2 - подкрыльевой пилон,. 3 - балочный  держатель  (судя по всему - ДБ3-УВ),. 4 - подвесной топливный бак

На самолётах фронтовой авиации для запуска тяжёлых управляемых ракет класса "воздух-поверхность" применяются авиационные катапультные устройства (АКУ-58 и др.), которые с помощью пневматического (реже - пиротехнического) толкателя уводят ракету на безопасную для самолёта  дистанцию запуска маршевого двигателя (у самолётных УР стартовый ускоритель отсутствует). Использование АКУ на вертолётах невозможно (из-за большой ударной нагрузки на крыло) и не имеет смысла, т. к. ракету можно просто сбросить, разжав захват держателя, после чего (несколькими метрами ниже) запустится ускоритель, и она быстро уйдёт вперёд, не причинив носителю никакого вреда [11].

Можно ли будет запускать Х-35 с балочных держателей ДБ3-УВ, которыми по имеющейся информации оборудованы Ка-52 (вместо стандартных БД3-57КР-ВМ), пока не ясно, но "УВ" (Универсальный Вертолётный) звучит многообещающе. Против говорят данные об ограничении по массе груза (до 500 кг), но эти сведения вряд ли могут считаться вполне достоверными, т. к. на сайте производителя новый держатель упоминается мимоходом в компании со своим предшественником (ссылка 3).



Универсальные балочные держатели ДБ3-УВ с авиабомбами ФАБ-250 и ФАБ-500 (3D-модель с only-paper.ru от МаксАрт)

О допустимой нагрузке на крыло и на каждый из четырёх основных пилонов (два 100-кг концевых - для "Стрельцов") сегодня можно судить только по фотографиям Ка-52 с четырьмя подвесными топливными баками.  Заявленная ёмкость бака - 550 л [10],  удельная масса  самой популярной марки  авиационного керосина ТС-1 - 0,780 кг/л (норма), значит в один бак  помещается ок. 430 кг топлива. В источнике [12] даётся масса топлива в 4-х ПТБ по 550 л 1735 кг и масса баков 3509 кг (пропущена запятая - должно быть 350,9 кг), что соответствует плотности керосина 0,789 кг/л (допустимое отклонение), массе груза 2086 кг и нагрузке на один пилон 521,5 кг.

С другой стороны, при пересчёте полученных выше 2330 кг полезной нагрузки на один пилон (при условии равной грузоподъёмности) получается 582,5 кг, т. е. всего на 27,5 кг меньше массы Х-35 и на 67,5 кг - Х-35У. Почти не вызывает сомнений, что в случае постановки заказчиком (ВМФ) соответствующей задачи конструкторы фирмы "Камов" без особых проблем справятся с усилением крыла и узлов подвески, а МКБ "Вымпел" - с разработкой держателя или вертолётной ПУ большей грузоподъёмности (в том случае, если достаточный запас прочности не был заложен в их конструкцию с самого начала). (Окончание следует)

Источники (в некоторых случаях через дефис может быть указан номер страницы)
[1] "Вертолётный мир России" (каталог ОПК "Оборонпром"), Казань, издательство "Вертолёт", 2007.
[2] Ракета Х-35Э, Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" (http://www.ktrv.ru/production/68/673/67).
[3] Ракета Х-35УЭ, Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" (http://www.ktrv.ru/production/68/673/899).
[4] Г. Кузнецов "ОКБ Н. И. Камова. Том I", Центр Авиации и Космонавтики, 1999.
[5] "Новые вертолёты идут в войска", журнал "Взлёт", №1-2/2009.
[6] Ка-50-2 "Эрдоган", Авиационная энциклопедия "Уголок неба" (http://www.airwar.ru/enc/ah/ka502.html).
[7] "Летает красиво и выглядит грозно. Интервью с экипажем вертолета Ка-52 на аэрокосмическом салоне Le Bourget 2013", 01.07.2013, Aviation EXplorer, (http://www.aex.ru/docs/3/2013/7/1/1827).
[8] "Стрелец", комплект аппаратуры управления и пусковых модулей, ИА "Оружие России" (http://www.arms-expo.ru/049055056057124057057049.html).
[9] Переносной  зенитный  ракетный комплекс  "Игла-C",  "Ракетная техника"  (http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/igla_c/igla_c.shtml).
[10] А. Мазепов, А. Михеев, В. Зенкин, А. Жирнов, А. Фомин "Ка-50. Ка-52. Ка-50Н. Армейские боевые вертолёты", серия "Полигон", М., Любимая книга, 1997 (со вступительным словом генерального конструктора ОКБ "Камов" С. Михеева).
[11] Использована информация из сообщений участников форумов: Конструктор (http://forums.airbase.ru/2001/07/t5594,9--gripen-pervyj-samolyot-5-go-pokoleniya.html) и Mikhael (http://paralay.iboards.ru/viewtopic.php?f=26&p=286117),  а также с сайтов "Военно-промышленного курьера" (http://vpk-news.ru/articles/2371) и МКБ "Вымпел" (http://vympelmkb.com/products).
[12] Ка-52, интернет-ресурс "Стелс машины. Реальность и перспектива" (http://paralay.com/ka52/ka52.html).

Другие фото

Авиационное катапультное устройство АКУ-58 (рис. с russianarms.ru от Lans)



ПКР Х-35 на АКУ-58 (рис. с airwar.ru)


ПКР Х-35 на АКУ-58М под крылом МиГ-29К (фото Алексея Михеева из журнала "Взлёт", №7/2005, стр. 41)



ПКР Х-35 и Х-31 на подкрыльевых пилонах МиГ-29К (фото с arabic-military.com)


МиГ-29К ВМС Индии с ПКР Х-35 (фото Максима Брянского с airliners.net с подачи rambo54 c militaryrussia.ru)


Оружие ВМФ РФ, Ка-52К для "Мистралей" и не только

Previous post Next post
Up