.
09.10.2013 РИА Новости сообщило о намерении Минобороны заказать у завода "Прогресс", выпускающего Ка-52К, 32 палубных вертолёта (
ссылка 1). Хорошо известно, что Ка-52К заказываются прежде всего для "Мистралей", и что на каждом из двух строящихся кораблей планируется базирование восьми машин данного типа. Попробуем разобраться, почему речь идёт именно о 32 вертолётах, а не о 30 или 35.
Ка-52 "Аллигатор" (фото с сайта холдинга "Вертолёты России")
Дело в том, что в организационной структуре ВВС и МА есть магическое число - четыре. Четыре летательных аппарата представляют собой звено - первичное (официальное) авиационное подразделение (есть ещё неофициальное - пара, состоящее из связки ведущий-ведомый). Младшей командной должностью в авиации является именно командир звена, а не пары (при числе ЛА более одного, в противном случае может быть ещё командир экипажа).
Именно поэтому количество самолётов/вертолётов в эскадрилье - следующем (старшем) по рангу подразделении, должно быть кратно четырём, при этом число звеньев в эскадрилье может варьироваться от двух до пяти. Во времена позднего СССР (надо полагать, что и сейчас) нормальными/штатными считались трёхзвенные самолётные и четырёхзвенные вертолётные эскадрильи (12 и 16 машин соответственно), по штатам военного времени (в Афганистане) число вертолётов доходило до 20 (
ссылка 2).
Таким образом, Минобороны планирует заказать две полноценные эскадрильи Ка-52К: одну для укомплектования авиагрупп двух ДВКД, а вторую? Вот что сообщил об этом "Известиям" анонимный источник в российском военном ведомстве: "Предложение по авиагруппировке для французских УДК в составе российского ВМФ сформировано. По штатной численности определились в 30 машин для каждого корабля - примерно поровну вертолетов Ка-29 и Ка-52К... Это будут авиакрылья корабельного и наземного базирования. Таким образом будет создан резерв для быстрой ротации машин на кораблях для ремонта или замены машины при потере в случае боевых действий или аварии" (
ссылка 3).
Возникают вопросы. Мы уже так богаты, что можем позволить себе заказывать двойной комплект дорогостоящих ВВТ про запас? Разве 30 кратно четырём?Авиакрылья - американизм, у нас так не говорят. Корабельного и наземного базирования? - ни на одном корабле в мире (даже на "Нимицах") не предусмотрено постоянное базирование авиагруппы, поэтому, когда выходят на БС или в ПБП - принимают ЛА, возвращаются - отправляют обратно, так что палубная авиация - она от природы двойного базирования, и, как это ни грустно, но б'ольшую часть своей жизни палубники проводят на берегу.
Пробная посадка Ка-52 на палубу "Мистраля", Финский залив, 27.11.2009 (фото Алексея Михеева с forums.airforce.ru)
Исходя из того, что заказывать двойной комплект вертолётов для строящихся кораблей слишком расточительно, а для гипотетических третьего и четвёртого - преждевременно (решение - не ранее 2015 г., ввод в строй - в лучшем случае в 2018 г.), будет разумным предположить, что у Минобороны есть какие-то другие (более рациональные) планы использования "лишних" Ка-52К.
Думая об этом, волей-неволей вспоминаются испытания сухопутного Ка-52 на БПК пр.1155 "Вице-адмирал Кулаков", проводившиеся на Северном флоте 31.08-14.09.2011. Надо полагать, что корабль для испытаний был выбран не случайно - если бы имелись в виду исключительно "Мистрали", в качестве полигона гораздо лучше подошёл бы "Кузнецов". Кроме того, есть публикация от 15.09.2011, в которой дословно говорится следующее: "Через пять лет (в 2016 г. - А.Ш.), обещают конструкторы Камова, "Аллигатор" займет место не только на "Мистралях", но и на других кораблях Военно-морского флота" (
ссылка 4).
Если предположить, что командование ВМФ планирует использовать Ка-52К на БПК пр. 1155, которых у нас восемь единиц, число 32 становится более понятным: 16 - для "Мистралей", 8 - для 1155-х и 8 (25%) - в резерве, в ремонте или на техобслуживании. (Продолжение следует).
Испытания по адаптации Ка-52 к применению в морских условиях на Северном флоте, 31.08.2011; внизу - БПК "Вице-адмирал Кулаков" (фото с сайта Минобороны, в достойном качестве - от Curious с forums.airbase.ru)