2022: ВМФ и СВО

Jan 23, 2023 13:30


.
В настоящей записи речь пойдёт не об участии ВМФ России в СВО на территории Украины − во-первых, потому что СВО ещё не закончилась, во-вторых, из-за почти полного отсутствия официальной информации по данной теме (кроме чаще всего обезличенного нанесения фрегатами, МРК и ПЛБ ЧФ ракетных ударов по украинским военным объектам и потери РКР "Москва" и БДК "Саратов"). Вместо этого попытаемся оценить влияние специальной военной операции на основной корабельный состав ВМФ и строительство боевых кораблей основных классов в краткосрочной (до окончания СВО) и среднесрочной перспективе. По мнению автора, несмотря на, казалось бы, отсутствие серьёзных проблем с финансированием ВС и ОПК, оборонный бюджет не резиновый, и чем-то приходится жертвовать. Поскольку флот является самым дорогостоящим по удельной стоимости условной единицы военной техники видом Вооружённых сил (один фрегат пр. 22350 стоит примерно как 125 танков Т-90М, то есть как танковый полк плюс отдельный танковый батальон), а его роль в СВО незначительна, сам Бог велел пожертвовать именно им.


Несданный сдаточный заказ 2022 года "Адмирал Головко" выходит на ЗХИ, 26.11 (А. Акентьев)



Недавно опубликованная в блоге годовая таблица основного корабельного состава 12 ведущих морских держав ( ссылка 1) даёт для ВМФ России убыль суммарного полного водоизмещения в размере 0,7%, однако эта цифра не показательна. Во-первых, она достаточно мала (соизмерима со значениями у США, Британии и Франции), во-вторых, в указанную убыль вошли корабли, списанные в предыдущие годы (ПЛБ "Ярославль", "Могоча" и ЭМ "Быстрый) и списанные предположительно (ЭМ "Настойчивый"), в-третьих, сюда же вошли случайные и неоправданные потери в ходе СВО, которых не должно было быть ("Москва" и "Саратов"). Если бы можно было убрать из расчёта эти потери, наш флот показал бы прирост в 1,3%, а если автор заблуждается относительно "Настойчивого" − в 2,2%. И это при том, что в 2022 г. реальная сдаточная программа была весьма скудной − "Суворов", "Белгород" и "Уфа".

В то же время в планировавшуюся сдаточную программу прошлого года входили (или, по крайней мере, были обещаны в разного рода публикациях и поэтому ожидались общественностью): строившиеся с нуля ПЛА "Красноярск", ПЛБ "Кронштадт", ФР "Адмирал Головко", КРВ "Меркурий" и "Резкий", а также проходившие ремонт с модернизацией ПЛАК "Тигр", "Леопард", К-331 (бывш. "Магадан") и СКР "Неустрашимый", который неожиданно, не изменившись в размерах, но так и не получив штатный "Уран", стал "малым сторожевым кораблём" − МСК (ссылка 2). При этом, все указанные заказы за исключением ПЛАК, но включая АПКР "Иркутск", вышли на ходовые испытания. В целом, нет веских оснований полагать, что задержка с их передачей флоту как-то связана с СВО. Ходовые испытания (ЗХИ и "госы") не требуют сколь-нибудь значительных расходов, не считая гипотетических случаев, когда возникает необходимость в агрегатной замене вышедшего из строя оборудования. Ближе к истине тут, наверное, будет "честная приёмка" ( ссылка 3) и привычный срыв сроков "Звёздочкой" и "Звездой".

Совсем другая картина вырисовывается из годовой таблицы строящихся кораблей ведущих морских держав ( ссылка 4). Тут у ВМФ России уже 7% убыли водоизмещения (хуже нас только индийцы, сдавшие в 2022 г. 40000-тонный АВ "Викрант"), что подтверждает тезис о флоте как жертве СВО, высказанный в первом абзаце. Причиной убыли суммарного Dполн и старения заказов, находящихся в постройке (4,9 года против 4,6 годом ранее − хуже только у французов и испанцев), является малое число и вес закладок (всего 2 ПЛБ пр. 677.1 и 2 КРВ пр. 20385, итого 8 600 тонн). Впервые за 4 года не закладывались РПКСН, АПКР, ФР, УДК и БДК, в то время как в 2019−2021 гг. практиковались парные закладки кораблей тех или других проектов. Между тем, в 2020−2022 гг. были заключены контракты или озвучены планы начала строительства 2-х РПКСН пр. 955А и 2-х АПКР пр. 885М на Севмаше, 2-х ФР пр. 22350 мод. II/III на СВ и 2-х − на АСЗ ( ссылка 5). При этом, если отсутствие закладок на СВ можно объяснить перегруженностью заказами (ссылка 6), а на АСЗ − неподготовленностью производства, то на Севмаше, на первый взгляд, никаких других причин кроме отсутствия финансирования быть не должно − две лодки сдали, две заложили.

Буду рад ошибиться, но надо быть морально готовым к своего рода паузе в отечественном кораблестроении на период проведения СВО. Будучи флотско-ориентированным индивидуумом, мне печально осознавать это, но для страны сейчас важнее РСЗО, САУ, ТОСы, танки, БПЛА. Зато после нашей победы есть все основания надеяться на бурный рост (всплеск) кораблестроительной активности. При новом миропорядке России понадобится большой танкерный флот для экспорта СПГ, нефти и нефтепродуктов (не считая судов для прочей морехозяйственной деятельности), и этот флот надо будет защищать от государственного пиратства стран Запада и их сателлитов на просторах всего Мирового океана. Строительство подводных сил (у которых, строго говоря, немного другие задачи) уже поставлено на поток. Ближняя и дальняя морские зоны совсем скоро будут насыщены корветами и фрегатами, и на первый план снова выйдет надводный океанский флот, первыми ласточками которого станут 9000-10000-тонные эсминцы (ссылка 7) (сегодняшняя классификация и индекс 22350М не отражают объективную реальность). Уверен, что флот этот будет сбалансированным и обязательно авианосным, поскольку, несмотря на гиперзвук, авианосцы продолжают оставаться символом морской мощи государства. ■

Кораблестроение

Previous post Next post
Up