.
В январе-феврале текущего года, в процессе подготовки принуждения Украины к миру (
ссылка 1), главкомат ВМФ между делом решил развеять миф о так называемом "вековом проклятии русского флота" − разобщённости (раздробленности) его сил, которые приходится держать на четырёх (не считая Каспийского моря) удалённых друг от друга ТВД, в результате чего при весьма солидном общем корабельном составе его численность на каждом отдельно взятом театре оказывается недостаточной для противодействия ВМС сопредельных государств или проведения серьёзной военной операции в подведомственных акваториях Мирового океана − операционных зонах (зонах ответственности) того или иного флота. Поскольку военные действия ещё не закончены, оценивать их преждевременно, однако на основе имеющейся в открытом доступе довольно скудной информации уже можно сделать кое-какие выводы.
Корабли ВМФ России в Чёрном море (1-й канал, 03.03.2022)
Следует отметить, что разобщённостью сил страдает не один только ВМФ России. ВМС США географически разделены на два ТВД − Атлантический и Тихоокеанский, а их основными флотами являются 2-й и 3-й со штабами и главными ВМБ в Норфолке и Сан-Диего, из состава которых на ротационной основе формируются оперативные флоты вне метрополии − 5-й, 6-й и 7-й (4-й сейчас маловажен). Раньше для межтеатрового манёвра первостепенную роль играл Панамский канал, контроль над которым США считали и считают одной из важнейших геополитических задач (вторжение в Панаму в 1989 г. − наглядное тому подтверждение). Однако даже через Панамский канал переход из Норфолка в Сан-Диего (4650 миль) или обратно занимает более двух недель (16 сут.) при средней скорости в 12 узлов (*), а начиная с 60000-тонного "Мидуэя" (1945 г.), американские АУГ могут переходить с театра на театр только вокруг Южной Америки (чтобы убедиться в этом достаточно ознакомиться с биографией "Джорджа Вашингтона", совершившего два таких круиза − в 2008 и 2015 гг. −
ссылка 2). Путь от Норфолка до Сан-Диего удлиняется при этом до 12 650 миль (44 сут. на 12 уз), что соизмеримо с переходом из Мурманска во Владивосток через Суэцкий канал.
(*) В настоящей записи, как и в блоге в целом, скорость хода в 12 узлов считается экономической скоростью на переходе морем как для ВМФ России, так и для ВМС США. Для отечественного флота данная величина подтверждается практиковавшимся автором блога многолетним мониторингом хронологии дальних походов российских БНК, для американского − данными ресурса U.S. Carriers о переходах некоторых USS (в основном, ЭМ типа "Арли Бёрк") через Атлантический океан от Норфолка до Гибралтара или Роты и обратно (примерно 3350 миль в один конец), которые выполнялись за 10-12 суток, т. е. со средней скоростью 12,7 уз. Приводимая в большинстве справочников и публикаций экономическая скорость хода БНК в 18 уз для ВМФ России и 20 уз − для ВМС США, на самом деле является боевой экономической скоростью, применяемой для экстренного развёртывания.
Другое дело − Китай. Все три его флота (Северный со штабом и ГВМБ в Циндао, Восточный со штабом в Нинбо и ГВМБ в Шанхае и Южный со штабом и ГВМБ в Чжаньцзяне) занимают участок побережья (от ГВМБ Северного флота до ГВМБ Южного) протяжённостью в 1300 миль. Иначе говоря, для того, чтобы собрать морские силы в один кулак требуется всего 4,5 сут., не считая предпоходовой технической и боевой подготовки. На первый взгляд, это, безусловно, хорошо − но только для обороны метрополии от внешней агрессии с моря или для морской десантной операции на Тайване или спорных островах (все три сценария сейчас маловероятны). С другой стороны, для государства, которое с недавних пор позиционирует себя в качестве мировой державы, строящей большой флот для того, чтобы в случае необходимости оказывать влияние на геополитическую обстановку в любой точке планеты, это, скорее, минус нежели плюс.
Для примера: при развёртывании в восточной части СЗМ надводных сил ТОФ из Владивостока, они будут отставать от аналогичных сил Южного флота ВМС НОАК примерно на неделю (от Владивостока до Чжаньцзяна около 1870 миль или 6,5 сут. на 12 уз), в то время как надводные корабли Северного флота ВМФ России в случае необходимости окажутся на ТВД примерно на столько же раньше (от Чжаньцзяна до Тартуса 6600 миль или 23 сут на 12 уз, от Североморска − 4900 миль или 17,0 сут. на той же скорости), а если брать за пункт назначения не Тартус, а Гибралтар, разница в нашу пользу будет ещё более разительной − 18,5 сут. (8250 миль или 28,5 сут. от Чжаньцзяна против 2900 миль и 10,0 сут. от Североморска).
Рассмотрим теперь текущее развёртывание наших БНК по флотам.
СФ
Первый намёк на планирующийся дальний поход надводных сил Северного флота был сделан 18 января, когда РКР "Маршал Устинов", БПК "Вице-адмирал Кулаков", ФР "Адмирал Касатонов" и танкер (СМТ) "Вязьма" отработали мероприятия по формированию отряда кораблей и судов в Баренцевом море (дабы не перегружать текст ссылками, с ними можно ознакомиться в трёх последних таблицах корабельного состава −
ссылка 3, за исключением сообщений в заблокированном Твиттере). 26 января отряд вышел в море в рамках начавшегося учения с Арктической экспедиционной группировкой сил и войск, что было подтверждено ВВС Норвегии, но окончательно планы ГК ВМФ на его счёт прояснились, когда 1 февраля "Кулаков" был замечен в Ла-Манше, а 4 февраля ОБК провёл учения по ПВО в Северо-Восточной Атлантике. 7 числа корабли СФ вошли в Средиземное море через Гибралтарский пролив, а 15-25 февраля, согласно сообщению пресс-службы Минобороны, приняли участие в учениях трёх флотов (СФ, ТОФ и ЧФ) в восточной части СЗМ под руководством главкома ВМФ. Таким образом, в нашем случае развёртывание сил СФ заняло 20 суток. В чистом виде (без учений, стоянок и отклонений от общепринятых морских путей) оно может сократиться на 3-4 суток.
ТОФ
Отряд кораблей и судов (ОКС) ТОФ в составе ГРКР "Варяг", БПК "Адмирал Трибуц" и танкера (БМТ) "Борис Бутома", идущий курсом на юго-запад, был замечен японцами в Цусимском проливе 29 декабря 2021 г., из чего следует, что из Владивостока (ок. 560 миль) он вышел не позднее 27 декабря. 13 января отряд зашёл в индийский порт Кочин, где на следующий день ГРКР и БПК приняли участие в учениях PASSEX. С 18 по 22 января БНК ТОФ поучаствовали в российско-китайско-иранских учениях в Оманском заливе, а 25 января − в российско-китайских учениях в Аравийском море. В начале февраля, согласно сообщению Интерфакс-АВН от 07.02, отряд вошёл в Средиземное море через Суэцкий канал, где 15 февраля присоединился к учениям трёх флотов ВМФ России. Как можно видеть, если взять дату прибытия в СЗМ, скажем, 2 февраля, срок развёртывания надводных сил ТОФ в восточной части Средиземного моря составил около 37 суток, если же оперировать безостановочным движением по морским путям (8300 миль) на 12 узлах − 29 суток.
БФ
С Балтийским флотом связано беспрецедентное (даже с учётом деятельности "Сирийского экспресса") развёртывания морских десантных сил ВМФ России за пределами "домашних" ТВД его флотов. По свидетельству иностранных наблюдателей, 17-18 января Балтийские проливы (конкретно − Большой Бельт) прошли два отряда БДК − сначала БФ ("Минск", "Калининград" и "Королёв"), затем СФ ("Пётр Моргунов", "Оленегорский горняк" и "Георгий Победоносец"), при этом из Балтийска, от которого 360 миль, они должны были выйти примерно за сутки с четвертью. Первый совместный выход БДК СФ в Баренцево море, надо полагать, для слаживания в составе отряда был озвучен пресс-службой Минобороны ещё 24 декабря. Не совсем понятно, для чего корабли 121 брдк, на борту которых наверняка находились личный состав и техника 61 отдельной бригады морской пехоты СФ, заходили в Балтийское море, но это второстепенный вопрос. 26-27 января оба отряда вошли Гибралтарским проливом в Средиземное море, и 4 февраля зашли в Тартус. В итоге межфлотский переход из Балтийска (оперативное соединение в СЗМ, как известно, находится в юрисдикции ЧФ) протяжённостью около 4400 миль занял 18-19 суток, что на трое суток длиннее оптимального.
Промежуточный итог
28 февраля глава МИД Турции сделал необычное заявление, обращённое ко всем странам, о недопустимости прохождения военных кораблей через Босфор и Дарданеллы (
ссылка 4). Другими словами, если СМИ правильно перевели сказанное министром иностранных дел, Турция сыграла на нашей стороне, поскольку, согласно ст. 19 конвенции Монтрё, во время войны, в которой не участвует турецкая сторона, военные корабли формально невоюющих держав (США, Британии и иже с ними) "будут пользоваться правом полной свободы прохода и плавания в Проливах" (видимо, турки решили, что лишняя напряжённость в регионе, нагнетаемая столь неадекватными партнёрами, им совсем ни к чему). Таким образом, Черноморский флот ВМФ России, своевременно (09.02) усиленный шестью БДК СФ и БФ, обладает на ТВД полным господством на море. 3-4 ПЛ и НК ЧФ (1 РКР, 2 ФР, 1-2 СКР, а также МРК, МРКВП, РКА, МПК и ПК) психологически подавляют москитный флот Украины и ВМС их причерноморских союзников (Румынии и Болгарии), а 9-11 БДК, судя по всему, готовятся к локальной операции по взятию под контроль Одессы с моря (штурм тут, наверное, слишком сильное слово) после того, как с суши к ней подойдут силы, освободившиеся после взятия Николаева.
С другой стороны, запрет запретом, но для полной гарантии непрохождения Черноморскими проливами кораблей дружественных Украине стран НАТО в восточной части Средиземного моря развёрнута мощная группировка ВМФ, которая вполне может именоваться эскадрой − два ракетных крейсера, каждый из которых способен отправить на дно авианосец типа "Нимиц", два БПК, два фрегата, включая новейший "Адмирал Касатонов", и это не считая двух ДЭПЛ и неизвестного количества АПКР и ПЛА. Следует добавить, что соединение прикрыто с воздуха авиацией (в том числе − дальней и противолодочной), базирующейся на Хмеймиме. Надо полагать, что эскадра пробудет в СЗМ до окончания операции на Украине.
Межтеатровый манёвр силами
События конца декабря − середины февраля интересны тем, что в относительно короткое по флотским меркам время в восточной части Средиземного и в Чёрном море, т. е. на планировавшемся Генштабом ТВД, удалось сформировать достаточно мощную группировку боевых кораблей основных классов из состава всех четырёх флотов ВМФ России. Повторюсь: на переход в указанный район с Тихого океана в экстренном (без остановок, по кратчайшим морским путям) и щадящем для ГЭУ режиме (12 уз) требуется около 4-х недель, с Севера − 2,5 недели, с Балтики − чуть более двух недель (переход из Севастополя в Тартус занимает четверо суток). Рассмотреть все возможные варианты развёртывания морских сил России в Мировом океане в рамках данной записи невозможно. Стоит лишь добавить, что для объединения СФ и ТОФ в один Большой флот по Северному морскому пути (5700 миль от Североморска до Владивостока −
ссылка 5) после вступления в строй "круглогодичных" ледоколов пр. 10510 "Лидер" понадобится всего три недели, а в случае с Вилючинском − примерно на 5 суток меньше.
Если кому-то срок развёртывания морских сил в две-четыре недели покажется слишком долгим или даже запредельным, следует напомнить, что в составе ВС России есть не только ВМФ, но и ДА, самолёты которой до подхода эскадры могут совершать по два-три налёта ежедневно, поражая крылатыми ракетами большой дальности воздушного базирования пункты управления, узлы связи, объекты ПВО, авиацию на земле и пр., значительно облегчая тем самым работу главных сил, которые прибудут позднее. После захвата морской пехотой при поддержке палубной авиации аэродромов и морских портов начнётся формирование и лавинообразное наращивание сухопутной группировки войск, во все времена определявших конечный результат боевых действий. После начала военной операции на Украине сказанное перешло из разряда фантазий и прогнозов в сугубо практическую плоскость. К сожалению, это не последняя война в истории России, но, возможно, одна из последних вблизи наших границ. Для того, чтобы успешно воевать везде и именоваться Мировой державой без полноценного ВМФ нам никак не обойтись. ■