.
Если взять даты официальных закладок и вступления в строй наиболее серийных современных американских боевых кораблей − ПЛА типа "Вирджиния" и ЭМ типа "Арли Бёрк" − с таких серьёзных ресурсов, как Naval Vessel Register (раздел сайта ВМС США navy.mil −
ссылка 1) (*) или U.S. Carriers, где даны подробнейшие биографии ПЛ и НК военного флота Соединённых Штатов (
ссылка 2), а также с англоязычной и прочих Википедий, и посчитать промежутки времени между этими датами, т. е. сроки постройки, получится, что американцы строят корабли невиданными темпами ("Вирджинии" в среднем за 2,87, "Бёрки" − за 2,78 года), превосходя не только Россию, но и корифеев европейского кораблестроения (Британию, Францию, Италию) в два, а подчас и в три раза. Однако при детальном ознакомлении с реалиями американского судпрома, картина становится гораздо менее радужной. Впрочем, речь пойдёт не только об этом.
(*) Как и некоторым другим пользователям Рунета, мне удаётся попасть на navy.mil только с помощью анонимайзера. В случае же с Naval Vessel Register не помогает и он, приходится пользоваться любезно сохранёнными в Google копиями отдельных страниц.
Закладка ПЛА "Индиана" ("Вирджиния" мод. III) через 2,70 года после начала работ, 16.05.2015, Ньюпорт-Ньюс (
ссылка 3,
ссылка 4)
"Для наших кораблестроителей спуск на воду "Монтаны" [ПЛА SSN 794 типа "Вирджиния" мод. IV] означает пять лет напряжённой работы...", − заявил по соответствующему поводу вице-президент компании Newport News Shipbuilding (входит в Huntington Ingalls Industries) − одного из двух подрядчиков Пентагона по строительству атомных подводных лодок (
ссылка 5). В том же пресс-релизе сообщается, что работы были начаты в 2015 г. (по уточнённым данным − в мае 2015 г.). При этом во всех источниках приводится дата закладки ПЛА − 16 мая 2018 г., что подтверждается другой публикацией HII с указанием степени технической готовности лодки на тот момент − около 46% (
ссылка 6) (**). Таким образом, стапельный период 21-й по счёту "Вирджинии" (3-й мод. IV), закончившийся спуском на воду 8 февраля 2021 г. (о чём было объявлено почему-то лишь 3 марта), длился не 2,74 года, как может подумать неискушённый читатель, а ровно на три года больше. Если "Монтана", как предполагается, будет введена в строй к середине 2022 г. (
ссылка 7), срок её постройки составит более 7 лет (7,13).
(**) Вычурная терминология не должна вводить в заблуждение, поскольку keel authentication − синоним закладки (keel laying) с установкой закладной доски (правда, весьма странного вида), дата которой войдёт в историю и будет фигурировать в графе laid down.
По теме настоящей записи автором блога было проведено небольшое исследование. Неоценимую помощь здесь оказал имеющийся в распоряжении справочник Jane's Fighting Ships 2015-2016, в котором на стр. 931 в колонке laid down указаны реальные даты начала работ (а не официальных закладок) всех 19 "Вирджиний", которыми на данный момент располагают ВМС США. Даты по лодкам, начиная с шестой/восьмой, были сверены с другими источниками (в основном с U.S. Carriers) и с непринципиальными расхождениями подтверждены. Исследование показало, что средний срок постройки ПЛА типа "Вирджиния" от начала работ до вступления в строй (commission) составляет 6,18 года против вышеназванных 2,87 (разница − 3,31 года).
Тенденция значительного занижения "паспортных" сроков постройки, практикуемая в ВМС и ВПК США, подтверждается и на примере кораблей других классов. Так реальный средний стапельный период двух первых авианосцев типа "Джеральд Р. Форд" (начиная с первой резки стали − first cut of steel) вдвое длиннее официального (8,42 против 4,05 года), а фактический срок постройки головного корабля (не считая проблем с боеготовностью) достиг немыслимых для американского судпрома 12 лет (11,95 против 7,69 с даты закладки). В отношении "Бёрков" JFS, к сожалению, оказался не столь объективен, U.S. Carriers − тоже. По последним восьми кораблям (DDG 112-119) информация получена в основном с ресурса NavSource Naval History (Photographic History Of The U.S. Navy) (
ссылка 8) с фотографий с церемоний начала работ (start of fabrication или просто start fabrication). Реальные сроки постройки здесь на два года или на 60% больше официальных (в среднем 5,39 против 3,37). Наиболее ярким (двукратным) примером несоответствия сроков является ЭМ DDG 118 "Дэниел Инуйе" − 7,10 против 3,57 года.
В практике отечественного кораблестроения бывало всякое. Был, например, весьма курьёзный случай, когда корабль официально заложили и спустили на воду в один день (речь идёт о додредноуте "Император Павел I" − см. монографию Р. Мельникова 2005 года, стр. 9). До сих пор с лёгкой руки Ю. Апалькова, С. Бережного,
russianships.info, Jane's Fighting Ships в информационном поле гуляют даты закладок ПЛАК пр. 971 дальневосточной серии, согласно которым крейсерские лодки надводным водоизмещением более 8000 тонн строились в среднем за 1,80 года (!), при том что на Севмаше по официальным данным на их постройку уходило 4,35 года (цифры − без учёта "Гепарда" и "Нерпы"). Вызывает удивление, что вполне компетентных в своём деле авторов не насторожила не только рекордная производительность верфи, именуемой теперь Амурским СЗ, но и тот факт, что по приводимым ими датам заказы спускались на воду при технической готовности менее 50%, в то время как и у нас и за рубежом данный показатель для подводных лодок превышает 90% (
ссылка 9,
ссылка 5). Только В. Ильин и А. Колесников дают даты закладок, при которых срок постройки становится более реальным, но, скорее всего, несколько преувеличенным (7,37 вместо 1,80).
В настоящее время в России, как и везде, корабли закладываются спустя какое-то время после начала работ. О причинах − чуть позже, сейчас важно понять насколько в этом смысле наш судпром отличается от того же американского. Соответствующие даты у нас озвучивать не принято, но некоторую ясность вносят сообщения и фотоматериалы гендиректора и пресс-службы Адмиралтейских верфей. Так, за девять месяцев (0,75 года) до закладки двух первых ПЛБ пр. 636.3 для ТОФ А. Бузаков сообщил FlotProm, что "строительство тихоокеанских лодок началось, металл режется" (оригинал удалён, но есть копия −
ссылка 11). При этом на снимках с церемоний закладок на АВ (в конце записи) видно, что закладные секции представляют из себя загрунтованные голые металлические конструкции − в отличие от насыщенной оборудованием и, судя по всему, почти готовой к стыковке закладной секции (блока) "Индианы". Разница в девять месяцев разительно отличается от трёх лет, ставших нормой за океаном. К тому же, увеличение среднего срока постройки 636.3 не так уж велико (3,34 года против официальных 2,59).
7,13 и 7,46 реальных года в постройке, которые светят "Монтане" и предшествующему ей "Орегону" − хороший повод для реплики на тему медлительности российского кораблестроения. К сожалению, пока это так (в особенности в части надводных кораблей), однако 7,40 года, за которые был построен "Князь Олег", даже если прибавить к ним полгода-год от начала работ до закладки говорят о многом. С учётом того, что Dнадв "Борея-А" вдвое больше "Вирджинии", мы, по сути, догнали американцев, которые, похоже, теряют прыть. Посмотрим, как они справятся с "Колумбией".
Перейдём теперь от частного к общему и попробуем ответить на вопрос: какую дату следует считать датой начала постройки корабля, т. е. начала воплощения его проекта в металле? Как мы уже поняли, закладка (помпезная официальная церемония, зачастую приуроченная к какой-либо праздничной дате) тут мало подходит. Даже если играть по-честному, а не дожидаться 46-процентной технической готовности заказа, для изготовления закладной секции, к которой крепится закладная доска, требуется время. Надо заказать, оплатить и получить РКД и металлопрокат, выправить (обработать) последний, выполнить плазовую разбивку, разрезать прокат на детали (с разметкой или без) (***), согнуть некоторые из них, доставить в сборочно-сварочный цех, собрать на прихватках, сварить, зачистить и отшлифовать швы, загрунтовать. Церемония первой резки металла, практикующаяся за рубежом и в отечественном гражданском судостроении, гораздо ближе к истине, но перечень мероприятий, предшествующих резке, и время, необходимое на их выполнение, как можно видеть из только что сказанного, тоже достаточно велики.
(***) При резке на современных стационарных машинах с числовым программным управлением разметки не требуется. Резка выполняется в соответствии с запрограммированной картой раскроя, подготовленной плазом.
С учётом изложенного, наиболее оптимальной стартовой датой следовало бы считать дату открытия заказа (заполнения бланка заказа) на строительство корабля. Заказ открывает планово-производственный отдел (ППО) судостроительного предприятия, ему присваивается номер (шифр, код), копия извещения об открытии заказа направляется в бухгалтерию, после чего по данному коду начинают учитываться все издержки производства, связанные с постройкой корабля − материалы, комплектующие, зарплата и пр. (надо полагать, что открытие заказа на столь дорогостоящий объект, как военный корабль от НАПЛ, корвета и выше, т. е. примерно от 20 млрд руб., возможно только после подписания госконтракта и начала его финансирования). К сожалению, сведения, относящиеся к внутреннему делопроизводству предприятий ОПК (ВПК), практически никогда не покидают их пределы, и нам в лучшем случае придётся довольствоваться датами первой резки металла, о чём сообщается далеко не всегда, в худшем − в той или иной степени искажающими реальность датами официальных закладок. ■
P.S. В настоящей записи сознательно не отражены влияющие на срок постройки кораблей особенности дат их приёма-передачи и включения в состав ВМФ (ВМС). Само собой, здесь были, есть и будут, с одной стороны, злоупотребления служебным положением и сговоры между командованием флота и руководством ОПК ради хорошей отчётности, премий, наград и карьерного роста, с другой − объективные (иногда форс-мажорные) обстоятельства, связанные с необходимостью принятия от промышленности не вполне готовых кораблей по политическим, военным или организационным причинам. С эпизодическими проявлениями подобных явлений, наверное, придётся смириться, не теряя при этом надежды, что в подавляющем большинстве случаев всё будет сделано так, как надо.
Закладка ПЛБ пр. 636.3 "Можайск" и "Якутск" для Тихоокеанского флота, 23.08.2021 (фото пресс-службы Адмиралтейских верфей)