.
Спустя шесть с лишним лет после воссоединения Крыма с Россией отечественный ВМФ продолжает испытывать на себе его последствия. Первым кораблём − символом независимости российского ОПК от украинского морского газотурбостроения − должен стать фрегат пр. 22350 "Адмирал Головко". О том, что в стране с нуля создана новая высокотехнологичная отрасль промышленности, уже изготовлены первые турбины, редукторы и начаты их испытания хорошо известно из сообщений СМИ. Однако главной интригой спуска на воду зав. № 923, состоявшегося 22 мая, до недавнего времени оставался вопрос: с двигателями (точнее, с ДГТА) или без них был спущен заказ?
"Адмирал Головко", СВ, 22.05.20 (А. Акентьев, vk.com/marinist_spb)
Строго говоря, по снимкам с церемонии спуска (
ссылка 1), на которых не просматривается дымовая труба, и по запредельному сроку достройки и испытаний второго серийного корабля (более двух лет), объявленному пресс-службой верфи (
ссылка 2), было понятно и так, но окончательную точку 25 июня поставил глава ОСК: "Первая турбина будет поставлена на фрегат проекта 22350 уже в этом году. Нам осталось закончить работы по суммирующим редукторам. Дела там пока идут не очень хорошо, но мы уже видим понятные технические решения, которые позволят [эту проблему решить]" (
ссылка 3 со стилистическими правками автора блога).
Под "первой турбиной" господин Рахманов, надо полагать, имел в виду первый дизель-газотурбинный агрегат (ДГТА) М55Р. Газовая турбина (ГТД) М90ФР наряду с дизелем 10Д49 и редуктором РО55 является его неотъемлемой составной частью и сама по себе ничего не значит. В испытательном комплексе "Сатурна" агрегаты будут испытываться в сборе с проверкой совместной и раздельной работы ГТД и ДД и последующей поставкой ДГТА на верфь. Поставка отдельно взятой турбины (о чём сообщалось и ранее −
ссылка 4) лишена всякого смысла (*).
(*) За исключением, разве что, использования рабочего ГТД в качестве массо-габаритного макета с целью взаимной увязки фундаментов, агрегатов и систем ГЭУ (что особенно важно, если двигатель устанавливается на корабле впервые) с возвратом на "Сатурн" для испытаний в составе ДГТА.
Дальнейшая судьба "Головко" будет зависеть от того, был ли официальный майский спуск окончательным или технологическим. В первом случае после поставки ДГТА они будут погружены на заказ и смонтированы у достроечной набережной. Во втором − корабль поднимут из воды с помощью передаточного плавдока и поставят на твёрдое основание. Оба способа представляются равновероятными (**). Разумеется, монтировать ГЭУ на открытом стапеле удобнее, но окончательную центровку валолиний по-любому придётся выполнять на плаву (на стапеле возможно сделать лишь предварительную центровку, которая нарушается из-за деформации корпуса при спуске заказа на воду).
(**) С учётом того, что корабль был спущен со смонтированными мортирами (трубами, через которые из корпуса выходят валы), валопроводами и гребными винтами.
В заключение имеет смысл оценить потери и приобретения ВМФ России от присоединения Крыма и последовавших за этим санкций. Флот потерял три СКР пр. 11356, был вынужден надолго (примерно на 10 лет) смириться с отсутствием в своём составе УДК и ненадолго (на год или два) − с задержкой передачи двух 22350. В то же время он получил в вечное пользование территорию, обеспечивающую господство как минимум на Чёрном море, и дополнительные судостроительные и судоремонтные мощности. С учётом того, что 11356 заменят гораздо лучше вооружёнными и более современными 22350 мод. II, проблемы с ГТД никогда уже не нарушат планов военно-морского строительства, а УДК построят на российских верфях, цену за Крым можно считать вполне приемлемой, если не сказать − пренебрежимо малой. ■