.
2018−2019 гг. для БПК СФ "Североморск" были весьма напряжёнными. В период 05.07.2018−18.05.2019 (317 суток) состоялся дальний поход (БС) по маршруту: Североморск − Кронштадт (ГВМП в День ВМФ) − Балтика (межфлотские учения) − Ла-Манш − Гибралтар − Средиземное море − Суэцкий канал − Аденский залив − Сейшелы − Мозамбик − Мадагаскар − Сейшелы − Аденский залив (учения с ВМС Японии) − Джибути − Карачи (учения с ВМС Пакистана) − Джибути − Суэцкий канал − Лимасол (Кипр) − Босфор − Севастополь (39-сут. ВТГ) − Босфор − Лимасол − Гибралтар − Ла-Манш − Североморск. Полтора месяца, и новый поход (03.07-19.08.2019, 47 суток): Североморск − Кронштадт (День ВМФ) − Балтика (учения "Океанский щит") − Североморск. Таким образом, на протяжении двух календарных лет БПК выполнял задачи по назначению в течение 325 суток с выдающимся коэффициентом оперативного напряжения (КОН), равным 0,45.
"Североморск" в Мурманске, 22.02.2020 (источник по
ссылке 1)
Разумеется, подобная работа на износ не могла остаться без последствий. После возвращения с Балтики был зафиксирован только один выход "Североморска" в море − на СКШУ "Гром-2019" (15-17.10 −
ссылка 2), а 27.12 газета Северного флота "На страже Заполярья" писала: "Озвучены планы по ремонту корабля. Всё-таки он уже далеко не "юноша", но... эксплуатируется по максимуму, что, естественно, приводит к неизбежной выработке моторесурса некоторых узлов, механизмов и агрегатов" (
ссылка 3, стр. 3). Главной проблемой для реализации озвученных планов представлялось наличие подходящего дока после самозатопления ПД-50 82-го СРЗ и начала реконструкции докового комплекса 35-го СРЗ. Один из гостей журнала поделился имеющейся у него информацией о возможном доковании БПК в Снежногорске (на лодочном СРЗ "Нерпа"), однако на деле вышло немного иначе.
На позапрошлой неделе в сети появился снимок БПК пр. 1155, стоящего в плавучем доке в Мурманске. Наименование и бортовой номер корабля не видны, однако очертания эмблемы на крыле мостика (видно при увеличении) позволяют сделать вывод, что это именно "Североморск" (
ссылка 4). У другого кандидата на докование − "Адмирала Левченко" − эмблема выглядит иначе: красный фон между лапами якорей, на котором изображена пронзённая гарпуном акула, "утяжеляет" нижнюю часть рисунка (
ссылка 5,
ссылка 6), что отчётливо видно на многих фотографиях этого корабля (у "Североморска" между лапами размещён силуэт БПК на белом фоне, который теряется при недостаточном разрешении). "Кулаковым" стоящий в доке заказ быть не может, поскольку у того отсутствует носовой антенный пост СУО (как и вся носовая батарея) ЗРК "Кинжал". У "Харламова", которого чисто теоретически могли поставить в док для очередной конвертации (комплекса мероприятий для поддержания на плаву), композиция эмблемы совсем другая (
ссылка 7, фото 2).
"Североморск" стоит в одном из трёх плавучих доков бывшего Мурманского судоремонтного завода морского флота. Об этом говорит эмблема и надпись на здании в левой части снимка − МСРЗ МФ. Предприятие, ремонтировавшее некогда атомные ледоколы, прекратило деятельность 05.04.2019 в результате процедуры банкротства, запущенной в 2012 году (
ссылка 8, вкл. "Историю завода"). Техническое состояние плавдоков оставляет желать много лучшего − об этом можно судить по фотографии и по тому факту, что с 1999 по 2009 гг. доки завода тонули трижды (
ссылка 11). Кому принадлежат сейчас эти ветхие сооружения, и кто работает на заказе, с ходу выяснить не удалось, а разбираться в этом с пристрастием нет времени. Остаётся надеяться, что специалисты техуправления СФ знали на что шли, заключая договор на ВТГ, и что остро необходимый флоту корабль океанской зоны вернётся в первую линию в течение нескольких месяцев. ■