.
Авторская версия статьи,
опубликованной сегодня в газете "Взгляд" (
ссылка 1).
Для чего надо знать место ВМФ России в ряду военных флотов стран мира? Перефразируя одного из великих, можно сказать, что мы смотримся в них, как в зеркало. Только сравнивая наш флот с другими, впереди и позади него, можно понять, что же он есть на самом деле, хорош он или плох, и что необходимо сделать для того, чтобы Россия стала по-настоящему великой морской державой.
Примечание 1. Исходные данные для итоговой таблицы − по
ссылке 2.
Примечание 2. В связи с противоречивостью разделения кораблей на классы и подклассы в разных странах и разных источниках, для удобства сравнения ВМС (прежде всего, ВМС других государств с ВМФ России) в итоговой таблице принята условная классификация многоцелевых БНК: корветы (КРВ) − от 2000 до 3500 (точнее, до 3499) тонн полн., фрегаты (ФР) − от 3500 до 7000, эсминцы (ЭМ) − от 7000 до 11000, крейсера (КР) − от 11000 тонн.
Метод и критерии
Военно-морской флот представляет из себя сложную систему, которую едва ли возможно охарактеризовать каким-то одним числовым показателем. Даже в эпоху брони и пара, когда морское могущество являлось, по сути, эквивалентом суммарной массы бортового залпа кораблей основных классов (дредноутов, броненосцев и крейсеров), были нюансы: начальная скорость снаряда, определявшаяся длиной ствола и мощностью заряда; угол возвышения орудий; масса и тип взрывчатого вещества; толщина, марка и расположение брони.
В наши дни, когда титул главной ударной силы в войне на море в ситуации "флот против флота" перешёл к противокорабельным крылатым ракетам, нюансов и неопределённостей стало ещё больше: дальность пуска, маршевая и конечная скорость ПКР, траектория полёта, масса боевой части, совершенство головки самонаведения, способность к противозенитному манёвру и постановке помех, уровень заметности цели, эффективность её ПВО и средств РЭБ. Разработка метода сравнения ударной мощи флотов, учитывающего названные факторы, возможна только при наличии достоверных исходных данных, многие из которых по понятным причинам засекречены.
Учитывая сказанное, не остаётся ничего другого, как сравнивать военно-морские силы стран мира по суммарному полному (для ПЛ − надводному) водоизмещению боевых кораблей основных классов. На первый взгляд данный метод может показаться слишком упрощённым и даже наивным, однако он имеет полное право на жизнь, поскольку в большем водоизмещении можно разместить большее количество вооружения (средств нападения и защиты). Канонического толкования понятия "корабли основных классов" не существует, но, наверное, будет правильным отнести к ним атомные и неатомные подводные лодки от 1000 тонн и надводные корабли от 2000 тонн − авианосцы, крейсера, эсминцы, фрегаты, корветы и десантные корабли, другими словами − ту компоненту ВМС, которая в той или иной степени способна проецировать силу на удалённые районы Мирового океана.
Государств, располагающих военными кораблями тех или иных классов, больше полутора сотен (166 согласно Jane's Fighting Ships). Рассматривать их всех было бы усердием не по разуму, поэтому ограничимся теми 13 державами, которые к середине 2019 г. сумели преодолеть барьер в 100 тыс. тонн.
Лиги и клубы
Группу 100-тысячников с 34-кратной диспропорцией между крайними её членами, можно условно разделить на четыре лиги (в скобках − суммарное полное водоизмещение в тысячах метрических тонн): высшую − 1) США (3 526); первую − 2) Китай (905), 3) Россия (764); вторую − 4) Япония (453), 5) Британия (297), 6) Индия (259), 7) Франция (254), 8) Южная Корея (201) и третью − 9) Италия (165), 10) Австралия (121), 11) Испания (113), 12) Турция (106), 13) Бразилия (104). За кадром остаются четвёртая лига, состоящая из претендентов в третью − таких, как Канада, Германия, Египет; пятая − страны, основу ВМС которых составляет некоторое количество неатомных подводных лодок и фрегатов (Норвегия, Португалия, Малайзия, Перу, ЮАР и др.) и шестая − откровенные аутсайдеры с крошечными "москитными" флотами из корветов, ракетных, патрульных и десантных корабликов и катеров.
Кроме того, большой клуб 100-тысячников включает в себя три малых элитных клуба: атомный подводный, авианосный − США, Россия, Китай, Британия, Франция, Индия (в части авианесущих кораблей прочие страны из топ-13 вынуждены довольствоваться вертолётоносцами и УДК, способными нести штатно, как правило, одну самолётную эскадрилью, состоящую из "Харриеров" или F-35B), а также клуб океанской зоны, членство в котором определяет среднее полное водоизмещение от 7000 тонн − США, Британия, Франция, Россия.
Критерий в 7000 тонн достаточно условен, но не случаен. Корабли, имеющие подобное и большее водоизмещение (атомные подводные лодки, авианосцы, крейсера, эсминцы, авианесущие десантные корабли) могут почти без ограничений оперировать практически в любую погоду в любом районе Мирового океана. Военно-морские силы, среднее водоизмещение которых составляет от 3500 до 7000 тонн (соответствует небольшим атомным ПЛ, фрегатам и большим танкодесантным кораблям) способны эффективно действовать в дальней морской зоне (примерно до 1500 миль от береговой черты), до 3500 тонн − в ближней морской зоне (приблизительно от 100-200 до 500 миль от берега). В топ-13 присутствует только одно государство с ВМС БМЗ − Турция (среднее водоизмещение 2900 т).
Динамика развития
Представляет интерес динамика роста (упадка) ВМС 13 ведущих морских держав за определённый период времени. Имеющиеся наработки (
ссылка 3) позволяют использовать интервал в 2,5 года (хотя для столь неспешно развивающегося вида вооружённых сил более подходящими были бы 5 или 10 лет).
Абсолютный доминант в области морских вооружений, коим уже давно являются Соединённые Штаты Америки, казалось бы, не показал с начала 2017 г. особо бурного роста, который составил всего 6,2%. Однако, в переводе на тонны, прирост этот поражает воображение, поскольку он превосходит суммарное водоизмещение всех кораблей основных классов ВМС Италии (!) − 204 против 201 тыс. т (при этом следует отметить, что половиной своего прироста US Navy обязан одному единственному авианосцу "Джеральд Р. Форд").
В процентном же отношении в роли рекордсменов по приросту водоизмещения выступают Турция (19,4% − сюрприз!), Китай (15,8), Южная Корея (15,1) и Британия (14,7 − опять же, благодаря его величеству авианосцу "Куин Элизабет"). Компанию антигероев военно-морского строительства возглавляет Бразилия (−13,3%), которая наконец-то начала списывать свой антиквариат во главе с флагманским АВ "Сан-Паулу", заложенном в 1957 г.; за ней следуют Индия (−11,1), Россия (−4,6), Франция (как ни странно, −1,6) и Испания (0%). При этом, самыми "молодыми" (самыми обновляемыми) военными флотами мира являются китайский (средний возраст 12,5 лет, новых кораблей в возрасте до 10 лет включительно − 39,5%), корейский (14,5 лет, 36%) и австралийский (15,3 года), а самыми "старыми" − бразильский (средний возраст 31,6 года, новых кораблей нет), российский (25,4 года, 20%) и турецкий (25,2 года, 14%).
Аномалии
Формально в клуб 100-тысячников должны были бы войти ещё два государства − Тайвань и Индонезия (169 и 107 тыс. тонн соответственно). Однако, помимо того, что нахождение этих стран в элитном сообществе ведущих морских держав само по себе выглядело бы странным, есть вполне объективные обстоятельства, которые мешают получить им заветный членский билет.
Военный флот Тайваня можно назвать действующей экспозицией музея ВМС США, т.к. состоит он в основном из списанных американских кораблей, которыми Вашингтон щедро вооружал мятежный остров для защиты от возможной агрессии со стороны Пекина − тут и подводные лодки типа "Тенч"/"Балао" времён Второй мировой войны, и эсминцы типа "Кидд" (улучшенный "Спрюэнс"), и фрегаты типов "Оливер Х. Перри" и "Нокс", и десантные корабли типа "Анкоридж" и "Ньюпорт". Разбавляют дряхлое собрание две голландских ДЭПЛ и шесть французских фрегатов постройки 1980-1990-х гг., но они погоды не делают − средний возраст тайваньских кораблей 35,5 лет.
При взгляде на состав ВМС Индонезии в первую очередь бросается в глаза его вопиющий дисбаланс − доля десантных кораблей (по сути, морских транспортных судов с минимальным оборонительным вооружением) в суммарном водоизмещении составляет 75% (!) (для сравнения: в ВМС США − 24%, Китая − 33%, России − 12%). В остальном же индонезийский флот − типичный представитель 5-й лиги.
Турецкий дебют
Строго говоря, вхождение Турции в топ сильнейших флотов мира не является дебютным. Когда-то парусные корабли Османской империи держали под контролем не только Чёрное, но и Средиземное море. Потом был постсинопский упадок (дело рук молодого российского флота), две тщетных попытки возрождения (при султане Абдул-Азизе и младотурках), и вот наконец президент Эрдоган вывел турецкие ВМС из 4-й лиги в высший свет − за счёт одного корвета и двух ТДК, не использовав даже свой главный козырь − строящийся УДК "Анадолу".
В целом, просматривается стремление Турции к радикальному обновлению и удвоению своего военного флота. Построив на собственных верфях один или даже два УДК типа "Хуан Карлос I" (который в случае ставшей гипотетической поставки F-35B может использоваться и как лёгкий авианосец), шесть новых НАПЛ немецкого проекта 214), до шести и более самостоятельно спроектированных 7000-8000-тонных больших фрегатов (эсминцев) TF-2000 и серию малых фрегатов TF-100, турки уверенно займут почётное место в десятке сильнейших. К слову, с предшественником TF-100 корветом типа "Ада" они уже вышли на мировой рынок вооружений, получив заказ от Пакистана.
ВМФ России: место под солнцем
Третье место в рейтинге ведущих морских держав по суммарному водоизмещению кораблей основных классов, которое сегодня занимает Россия − немного не то, чего хотелось бы, но и не повод для печали. Первое место недостижимо (ни для нас, ни для китайцев) − по крайней мере до тех пор, пока США вынужденно-добровольно не снимут майку лидера и не начнут саморазоружаться, как это сделала в своё время Британская империя. Дистанция до 4-го места столь велика, что преодолеть её вряд ли удастся как японцам (на пути вверх), так и нам (двигаясь в обратном направлении). Остаётся борьба с ВМС НОАК за "серебро", которая, впрочем, не должна стать самоцелью.
Статья 39 Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года, утверждённых два года назад, гласит, что Россия "не допустит существенного превосходства военно-морских сил других государств над Военно-Морским Флотом и будет стремиться к его закреплению на втором месте в мире по боевым возможностям" (
ссылка 4). Именно так − не по водоизмещению, а по боевым возможностям, с которыми у нас в общем-то всё благополучно.
Начнём с того, что боеспособность наглухо засекреченных китайских атомных подводных сил находится под большим вопросом, а оба авианосца ВМС НОАК (один в строю, другой на ходовых испытаниях) ещё долго будут выполнять функции учебных из-за проблем с основным палубным самолётом − истребителем J-15 (ремейком Су-27К). Но главное даже не в этом, а в том, что у китайцев нет ничего похожего на "Гранит" и "Вулкан", их самая массовая ПКР YJ-83 (на базе "Экзосет") − дозвуковая, а новейшая YJ-18 и ещё не принятая на вооружение CX-1, как можно догадаться − лишь бледные тени 3М54 ("Калибр") и 3М55 ("Оникс"), выпускаемых для нашего флота.
С учётом того, что ударными ракетами, близкими по совокупности боевых возможностей к нашим тяжёлым сверхзвуковым (а скоро и гиперзвуковым) ПКР, не обладают и США, значимого превосходства кого бы то ни было над ВМФ России нет и в помине. Главная проблема отечественного Военно-морского флота заключается в необходимости скорейшего обновления и некоторого наращивания корабельного состава − подводных и надводных носителей лучшего в мире морского оружия. Другими словами, нам надо иметь в распоряжении не только сокрушительные и несбиваемые (трудносбиваемые) средства поражения, но и хотя бы один миллион тонн достаточно молодого водоизмещения, в котором эти средства можно было бы разместить. Думается, что к 2050 году эта задача в основном будет решена. ■
P.S. Ниже приводится откорректированная итоговая таблица Топ-12 на 01.01.2017, в которой исправлены замеченные ошибки и недочёты и учтены опубликованные позднее исходные данные.