.
Когда в мае сего года БПК ТОФ "Маршал Шапошников" был впервые назван фрегатом (
ссылка 1,
ссылка 2), лично я счёл это недоразумением, очередной промашкой военкоров "Красной Звезды" и пресс-службы Минобороны, и даже пометил режущее глаз слово знаком восклицания в своём рабочем архиве. Однако позавчера (18.06) сразу несколько публикаций дали понять, что "фрегат "Маршал Шапошников" − вовсе не описка и не шутка, а результат официальной переклассификации, вызванной прежде всего значительно расширенным в результате проводимой модернизации составом вооружения бывшего БПК (
ссылка 3,
ссылка 4,
ссылка 5). Любопытно, что в своё время проект новейшего большого противолодочного корабля столь же официально получил индекс 1155 и шифр "Фрегат".
Стенд, посвящённый модернизации "Шапошникова", установленный на территории Дальзавода (фото от Spinch −
ссылка 6)
Думается, что неожиданная переклассификация вызвала у многих отрицательные эмоции, причиной которых могло послужить: 1) понижение статуса корабля (по сути дела и по западной классификации 1155 − эсминец [destroyer], стоящий на иерархической лестнице выше фрегата); 2) заметное (в ряде случаев двукратное и более) превышение полного водоизмещения исходного проекта (7570 т) над водоизмещением фрегатов в рамках привычной картины мира; 3) инстинктивное неприятие перемен в столь консервативных областях, как морское дело и морская служба.
Есть предложение, не обвинять офицеров и адмиралов главкомата ВМФ в ереси и глупости, что нередко делается на форумах, в комментариях к записям в блогах и пр., а, напротив, попытаться оправдать их неординарное решение. Ведь классификация корабельного состава − процесс творческий, зависящий от множества факторов, немалая часть которых может быть попросту неизвестна стороннему наблюдателю.
Для начала имеет смысл привести пример разумного понижения статуса. Какое-то время корабли пр. 1135 и 1135М (3200-3300 т) относились к БПК, но 28.06.1977 были переклассифицированы в СКР, поскольку к тому времени флоту были переданы 9 из 10 БПК пр. 1134А (> 7500 т) и 5 из 7 БПК пр. 1134Б (> 8500 т). При этом, СКР пр. 1135(М) остались в своём классе противолодочных кораблей, состоявшем из трёх подклассов − БПК, СКР и МПК. Для сравнения − пример неразумного понижения статуса: в годы ВМВ в США к фрегатам относили 1300-тонные патрульные кораблики типа "Такома", но с середины 1950-х фрегатами стали называть лидеры эсминцев типа "Кунц" (5700 т), "Леги" (7800 т) и последующие − до тех пор, пока Dполн атомных "Калифорний" и "Вирджиний" не превысило 10000 т, после чего (в 1975 г.), одумавшись, "Кунцев" переклассифицировали в эсминцы, а всех остальных в крейсера.
Переходя к привычному водоизмещению, свойственному фрегатам, следует отметить, что среди представителей данного класса (подкласса), числящихся в настоящее время в составе ВМС стран мира, ещё немало кораблей предыдущего поколения, таких как турецкие "Явуз" и "Барбаросса" типа MEKO 200 TN (3000-3400 т) или бывших американских типа "Перри" (4000-4200 т), но их время уже ушло. Нижняя граница полного водоизмещения фрегатов современных и перспективных проектов пролегает на уровне 6000 тонн (испанские "Басаны" [F-100], французские "Аквитании" [FREMM]) и не собирается останавливаться на этой отметке − итальянские "Бергамини" (формально тоже FREMM) весят 6700 т (
ссылка 8), а недовооружённые (как бы "про запас") немецкие F125 "Баден-Вюртемберг" − 7100 т (
ссылка 9) (согласно JFS 2015-16 − 7300 т). Таким образом, иностранные фрегаты явственно "дышат в затылок" БПК пр. 1155.
Первая четвёрка 22350 (5400 тонн полн.) пока немного отстаёт от общемировой тенденции (по массе, но не по боевой мощи), однако "Амелько" и "Чичагов" должны быть уже ближе к 6000 т, а 22350М и вовсе превзойдут 1155 по Dполн, которое обещает быть в районе 8000 т. С учётом подобной перспективы и того факта, что 1155М переходит в новый класс многоцелевых кораблей (с подклассами крейсеров?, эсминцев, фрегатов и корветов), переклассификация БПК во фрегат была неизбежной. Возможно, было бы правильнее оставить в подклассе фрегатов только 22350 и 11356, отнести 22350М и 1155М к подклассу эсминцев, а 23560 − крейсеров, но это, на мой взгляд, совсем непринципиально. ■