"Неустрашимый": в преддверии второго рождения

Jun 05, 2019 14:30


.
Новость дня − выход в море ГРКР "Москва", но сейчас о другом.

Сильно затянувшийся средний ремонт с частичной модернизацией СКР пр. 11540 "Неустрашимый", похоже, подходит к концу. Напомню, что корабль прибыл в ПСЗ "Янтарь" в конце 2013 г. Точную дату выяснить не удалось, однако известно, что 17.10 он вернулся в Балтийск после 7-месячной боевой службы в Средиземном море и Аденском заливе (ссылка 1), а новый 2014 год встречал уже на "Янтаре" (ссылка 2). Работы, которые планировалось завершить в августе 2015 г., растянулись на шесть лет − непозволительно долгий срок для 4250-тонного сторожевика, превышающий срок постройки головного тяжёлого авианесущего крейсера пр. 1143.



"Неустрашимый", ПСЗ "Янтарь", 05.05.2019 (фото havron − ссылка 3)


Говорит "Янтарь"

Из заводской газеты "Вперёд!" №2 от 05.02.19 (в ред. автора блога):

"В конце 2019 года СКР "Неустрашимый" завершит длительное обновление... Об этом сообщил замначальника УСГСО завода (управления судоремонта, гарантийного и сервисного обслуживания)... "Этот год для "Неустрашимого" - сдаточный. Согласно госконтракту, в ноябре корабль должен быть передан заказчику. Сегодня там открыт гигантский фронт работ для (трубогибочного) цеха 41, завершить которые мы должны до конца апреля, т. к. 1 мая заказ должен приступить к швартовным испытаниям, и уже в августе выйти на ходовые"...

СКР "Неустрашимый" пришёл на завод для капитального (среднего − А.Ш.) ремонта в 2014 г. Договорные сроки его окончания переносились дважды - и по причине выявленного в ходе дефектации большого дополнительного объёма работ, и из-за сложности с ремонтом форсажных двигателей украинского производства. "На сегодняшний день вопрос с двигателями решён, предприятие "Металлист-Самара" взяло на себя обязательства отремонтировать оба ГТД... Первый двигатель уже находится на испытательном стенде, а к середине февраля к первому этапу испытаний будет готов и второй. На ПСЗ "Янтарь" они поступят в апреле и в мае, один за другим...

На корабле проведена огромная работа по ремонту и замене корпусных конструкций, выполнено три докования, заменён винто-рулевой комплекс, сейчас проводится окончательная центровка линии вала. Весь объём доковых работ по "Неустрашимому" закрыт. Кроме того, завершается ремонт основного оборудования, систем и комплексов корабля, включая некоторую его модернизацию. Так как оборудование по большей части уже находится на заказе, активно идут работы по его монтажу, распайке и подготовке к пуско-наладочным работам" (ссылка 4, стр. 2).

При всём уважении к газете "Вперёд!" − самому информативному изданию среди многотиражек верфей ОСК, имеющихся в свободном доступе, должен сделать несколько замечаний:

− после данной публикации, ни в апреле, ни в мае, сообщений о начале швартовных испытаний "Неустрашимого" и поступлении на завод форсажных ГТД не последовало, что ставит под сомнение соблюдение сроков начала заводских ходовых испытаний и передачи корабля Военно-морскому флоту;
− как было сказано в первом абзаце, СКР пришёл на завод не в 2014, а в 2013 году;
− по имеющейся информации, сроки окончания ремонтных работ официально или неофициально переносились не менее 4-х раз: 1) с августа 2015 на ноябрь 2015 (газета "Вперёд!" от 23.01.2015 − ссылка 5 не работает); 2) с ноября 2015 на конец 2016 (ссылка 6); 3) с конца 2016 на ноябрь 2017 (ссылка 8); 4) с ноября 2017 на ноябрь 2019.

"Урановый" вопрос

Думаю, не ошибусь, если предположу, что в отношении "Неустрашимого", помимо сроков завершения ремонта и ввода в строй, всех читателей, болеющих душой за ВМФ России, больше всего интересует, выйдет ли СКР на испытания со штатным ПКРК "Уран" или останется таким же "голубем мира", каким был в течение первых 20 лет службы − носителем преимущественно оборонительного вооружения.

Краткая история вопроса. Головной сторожевой корабль пр. 11540 "Неустрашимый" (первый отечественный СКР 3-го покления) был передан ВМФ 28.12.1990 (по данным А. Павлова подписание приёмного акта состоялось 28.12.1992). Противокорабельный ракетный комплекс "Уран" с ракетой 3М24 (Х-35), который планировалось установить на новом сторожевике, приняли на вооружение значительно позднее. Ю. Апальков считает, что это произошло в 2003 г., В. Асанин (ТиВ №9/2007, стр. 42) − годом позднее. В результате "Неустрашимый" вступил в строй недовооружёным, а последовавшие одна за другой напряжённые боевые службы (корабль работал на износ) не позволяли вывести его в резерв на сколь-нибудь длительное время, чтобы установить штатный ПКРК.

В реалиях сегодняшнего дня, когда герой настоящей записи проходит основательный средний ремонт, а его ударный ракетный комплекс доведён до ума, производится серийно (для пр. 20380, 12418, модернизируемых 12341), предлагается на экспорт и успешно применяется в ходе боевой подготовки БФ, ТОФ и Каспийской флотилии, оставить "Неустрашимого" без "Урана" было бы просто нелепо, если не сказать преступно. Будем надеяться, что обновлённый облик заслуженного сторожевика, не разочарует нас и в полной мере оправдает наши ожидания. ■

Судоремонт, СКР "Неустрашимый", СКР пр. 11540

Previous post Next post
Up