.
На днях ресурс "Большая Игра: Хроники Холодной войны 2.0" опубликовал фото головной дизель-электрической подводной лодки пр. 677 Б-585 "Санкт-Петербург", уже более 8 лет находящейся в опытной эксплуатации (из них, свыше 4,5 лет − на Северном флоте). Надо полагать, снимок сделан в Полярном − пункте постоянного базирования 161-й бригады ПЛ СФ. Судя по подписи, лодка готовится к выходу в море. На причале, скорее всего, видны четыре транспортных контейнера (ракетного?) боезапаса, а на ограждении рубки (ОВУ) − леса, с помощью которых, вероятно, производится технический осмотр, сервисное обслуживание или текущий ремонт выдвижных устройств. Из личной переписки с одним из администраторов ресурса стало известно время съёмки − конец мая 2018 г. (
ссылка 1).
Б-585 "Санкт-Петербург", 05.2018 (фото с
vk.com/bolshayaigra_war)
Ценность снимка обусловлена двумя обстоятельствами. Во-первых, новая политика пресс-службы Минобороны, по сути, свела к нулю информативность сообщений, касающихся подводных сил. Если ранее, пусть и не часто, можно было хоть что-то узнать об учебно-боевой деятельности нашего подплава, то в последнее время нормой военной журналистики стали публикации, в которых фигурируют безликие атомные подводные крейсера, многоцелевые атомные и дизель-электрический подводные лодки − точь-в-точь как в советские времена (
ссылка 2,
ссылка 3,
ссылка 4 и пр.). Наименования ПЛ общего назначения, просочившиеся в открытый доступ сквозь плотную завесу псевдосекретности за последние полгода можно пересчитать по пальцам одной руки ("Кузбасс", "Новороссийск", "Дмитров").
Понятно, что главное преимущество подводных лодок перед надводными кораблями − это скрытность, и что время выхода лодки на боевую службу (боевое патрулирование), продолжительность и район БС (БП) однозначно составляют государственную тайну и не подлежат разглашению. Однако, когда задачи боевой службы в дальних или ближних водах, либо курсовые задачи в морских полигонах боевой подготовки успешно выполнены, и лодка (лодки) возвращаются (вернулись) в базу, какой смысл умалчивать наименования кораблей, которые являются предметом законной гордости их экипажей и всех граждан России, неравнодушных к военному флоту? С учётом не самого лучшего положения дел с корабельным составом подводных сил (прежде всего − атомных, о чём уже не раз говорилось в журнале) невольно напрашивается мысль об умышленном сокрытии наименований ПЛ для того, чтобы завуалировать названные проблемы (чтобы у общественности создалось впечатление, что боеготовых лодок у нас больше, нежели на самом деле).
Во-вторых, применительно к "Санкт-Петербургу", почти полностью исчезнувшему из информационного поля (последнее фото, известное автору блога, датировано 06.02.2016 −
ссылка 5), представленная фотография дорога вдвойне, поскольку она свидетельствует о том, что, казалось бы, небоеготовая лодка (не числящаяся в составе сил постоянной готовности СФ) на самом деле в известной степени боеготова, так как ПЛ способна выходить в море, принимать и, надо полагать, применять штатный боезапас. Другими словами − "если завтра война", пока ещё несовершенная головная "Лада" всё же примет участие в боевых действиях и внесёт свой посильный вклад в победу над врагом.
Приложение. Текст со страницы из какого-то печатного издания (скорее всего, ЦКБ МТ "Рубин"), выложенный на одном из форумов (сказанное относится к 2016 г.):
"ПЛ "Санкт-Петербург" на Северном флоте
Головная неатомная подводная лодка "Санкт-Петербург" продолжала выполнение задач на Северном флоте в соответствии с программой опытной эксплуатации (ОЭ).
Подводная лодка совершила несколько выходов в море, в ходе которых экипаж успешно сдал морские элементы курсовых задач по планам боевой подготовки. Основное внимание в рамках этого этапа ОЭ было уделено всесторонним проверкам комплекса вооружения во взаимодействии с автоматизированной системой боевого управления кораблём, его техническими средствами и оружием. Успешно выполнены практические стрельбы новыми видами торпедного и ракетного оружия. Продолжались проверки комплексов радиоэлектронного вооружения и систем в различных режимах эксплуатации корабля. В процессе выходов в море экипаж совершенствовал тактику применения корабля, в том числе отрабатывал маневрирование на различных глубинах" (
ссылка 6 с незначительными правками автора блога). ■