.
Атомный подплав Тихоокеанского флота переживает сейчас не лучшие времена, но и не худшие − ещё совсем недавно (в 2011-2015 г.г.) его стратегическая компонента состояла всего из двух боеготовых РПКСН далеко не нового проекта 667БДР, а многоцелевой составляющей не было вовсе. В настоящей публикации дан краткий обзор имеющегося в наличии корабельного состава (действующего, временно бездействующего и безнадёжного) и предпринята попытка прогноза на краткосрочную и среднесрочную перспективу.
АПКР К-132 "Иркутск" в ДВЗ "Звезда" (фрагмент фото из twitter.com/Rogozin, 15.08.2017 с подачи A_Sever, sdelanounas.ru)
Надёжные активы: МСЯС
1. РПКСН пр. 955 (09551) К-551 "Владимир Мономах" − в составе сил постоянной готовности (СПГ); возраст 3,0 года; на ТОФ с 26.09.2016 (после межфлотского перехода с СФ по Севморпути, совмещённого с боевым патрулированием); крайний пуск 14.11.2015 (из Белого моря) − залповый, двумя баллистическими ракетами (БРПЛ), по некоторым данным, неподтверждённым Минобороны, частично неудачный (
ссылка 1).
2. РПКСН пр. 955 (09551) К-550 "Александр Невский" − в составе СПГ; возраст 4,0 года; на ТОФ с 30.09.2015 (после МФП с СФ по Севморпути); крайний пуск (одной) БРПЛ 28.11.2014 (из Баренцева моря); хх.10?-24.11.2015 (боевое патрулирование в Тихом океане).
3. РПКСН пр. 667БДР К-44 "Рязань" − в составе СПГ; возраст 35 лет; на ТОФ с 30.09.2008 (после МФП с СФ по СМП); в 2011 г. был начат "поддерживающий" ремонт в ДВЗ "Звезда" (
ссылка 2), продолжавшийся порядка 5,5 лет (до 15.02.2017); крайний пуск БРПЛ (Р-29Р) 26.10.2017.
4. РПКСН пр. 667БДР К-433 "Святой Георгий Победоносец" − в составе СПГ; возраст 37 лет; на ТОФ с 16.09.1983 (после МФП с СФ по СМП); 02.1993-07.2003 средний ремонт в ДВЗ "Звезда" (около 9,0 лет за вычетом 18 месяцев, в течение которых работы по различным причинам не велись −
ссылка 3); крайнее "выполнение плановых задач в море" до 05.07.2016 (
ссылка 4), перед этим − до 29.12.2015, летом 2015 г., до 29.12.2014, "Восток-2014" (весьма напряжённый график с учётом того, что лодка не была в ремонте уже более 14 лет); крайний пуск БРПЛ 12.10.2017.
5. РПКСН пр. 667БДР К-223 "Подольск" − в составе СПГ; возраст 38 лет; на ТОФ с 10(14?).11.1980 (после МФП с СФ по СМП); с 2006 (приблизительно) (
ссылка 5) по 04.05.2011 средний ремонт в ДВЗ "Звезда" − около 5,0 лет; крайний озвученный пуск БРПЛ 30.10.2015, однако есть сведения, что К-223 стреляла и в 2016 г. (
ссылка 6).
Надёжные активы общего назначения
1. АПКР (АПКРРК) пр. 949А К-150 "Томск" − в составе СПГ; возраст − без малого 21 год; на ТОФ с 24.09.1998 (после МФП с СФ по СМП); с 11.2008 по 25.12.2014 ВТГ (ремонт по техническому состоянию) (6,1 года) в ДВЗ "Звезда" (при этом, в лучших традициях советского судпрома, после сдачи заказа "под ёлочку" работы продолжались в Вилючинске ещё как минимум до 07.05.2015 −
ссылка 8,
ссылка 9); крайние стрельбы главным калибром (ПКР 3М45 ПКРК "Гранит") по морской цели 09.10.2017 (совместно с ГРКР "Варяг"), по береговой − 12.07.2017.
2. АПКР пр. 949А К-456 "Тверь" − в составе СПГ (как хотелось бы надеяться); возраст 25 лет; на ТОФ с 14.09.1993 (после МФП с СФ по СМП); с 12.1996 по 25.02.2004 (7,2 года) в резерве после выхода из строя линия вала правого борта во время БС − сначала ВТГ в ДВЗ "Звезда" (ориентировочно до 2001 г. вкл.), затем − силами личного состава в Вилючинске (
ссылка 11); предположительно 03-12.2013 доковый ремонт на "Звезде" (
ссылка 12 − закупочная документация 52-13, прил. 3, п. 5), крайние стрельбы ГК в 2016 г. (
ссылка 13).
3. АПКР пр. 949А К-186 "Омск" − в кратковременном ремонте (если только "Звезда" на такое способна); возраст 24 года; на ТОФ с 10.09.1994 (после МФП с СФ по СМП); был замечен у причальной набережной завода 07.03.2017 (во время визита на "Звезду" замминистра обороны Ю. Борисова −
ссылка 14), где, судя по всему, находится со II кв. 2016 г. (
ссылка 15, №444) − крайнее сообщение об "Омске" из Вилючинска датировано 26.05.2015 (
ссылка 16), о возвращении с БС − 09.12.2014 (
ссылка 17), о стрельбах ГК − 23.09.2014 (
ссылка 18); окончания работ следует ожидать не ранее 11.2018 − известно, что они заключаются в частности в "продлении срока службы до среднего ремонта на 3,5 года и техническому обслуживанию в объёме "25000 часов наработки" изделий "Азурит-ДМ/3/4" (
ссылка 20, №973) (скорее всего, речь идёт о БПТУ − блочных паротурбинных установках из состава ГЭУ АПКР).
4. АПКР пр. 949А К-132 "Иркутск" − в долгосрочном среднем ремонте с модернизацией по пр. 949АМ в ДВЗ "Звезда"; возраст без малого 29 лет; на ТОФ с 27?.09.1990 (после МФП с СФ по СМП); на "Звезде" с 11.2001, фактическое начало работ 05.12.2013 (контракт с Минобороны подписан 05.04.2013). Передача корабля ВМФ планировалась в 2019 г., однако полгода назад её перенесли на 2021 г. (
ссылка 22), в закупках "Звезды" на 2017 г. указан более точный срок − 12.2021 (в части "шефмонтажных, пусконаладочных, регулировочно-сдаточных работ на этапах швартовных, заводских ходовых, государственных испытаний и ревизии (контрольный выход, сдача заказа)" некоторых изделий зав. № 619 пр. 949АМ −
ссылка 20, №1053). В этом случае 33-летний "Иркутск" выйдет в море после 20 лет в заводе и 8 лет в ремонте. По данным на 15 августа с.г. АПКР поднят из воды и находится на твёрдом основании (титульное фото).
5. АПКР пр. 949А К-442 "Челябинск" − в долгосрочном среднем ремонте с модернизацией по пр. 949АМ в ДВЗ "Звезда"; возраст без малого 27 лет; на ТОФ с 12(14?).09.1991 (после МФП с СФ по СМП); в резерве по крайней мере
с 2008 г., на "Звезде" с
07.09.2014 (контракт с Минобороны подписан
05.07.2013); по данным
на 15 августа с.г. находится на плаву в акватории завода. Срок передачи ВМФ будет напрямую зависеть от хода работ на головном корабле серии 949АМ ("Иркутске") и его госиспытаний (думается, что интервал составит не менее двух лет).
6. ПЛАК пр. 971 К-419 "Кузбасс" − в составе СПГ; возраст без малого 25 лет; в 2009 г. поставлена в ремонт в ДВЗ "Звезда" (работы велись по госконтракту от 17.08.2009, допсоглашению к нему от 25.02.2011 и ещё одному контракту от 18.12.2012 −
ссылка 23), условно передана флоту в День подводника 19.03.2016 (по некоторым данным, находилась в Приморье до Дня ВМФ 31.07.2016 −
ссылка 24,
ссылка 25, завершая ремонт и занимаясь боевой подготовкой, и только после этого убыла в пункт постоянного базирования − Вилючинск); даже если считать от первого контракта до "липовой" передачи, ремонт занял более 6,5 лет, а так и все семь; из последних (с.г.) озвученных достижений "Кузбасса" можно назвать торпедную атаку отряда боевых кораблей 08.09 и подводную дуэль с РПКСН "Рязань" 15.09.2017.
7. ПЛАК пр. 971 К-295 "Самара" − в долгосрочном среднем ремонте с модернизацией по пр. 971М в ЦС "Звёздочка", Северодвинск; возраст 22,4 года; в резерве предположительно с 2011 г.; 28.08-26.09.2014 на доковом судне "Трансшельф" вместе с "Братском" доставлена с Камчатки на Север в расчёте на достаточно быстрый ремонт в ЦСЗ (по плану около трёх лет −
ссылка 26), но надежды не оправдались; первоначально "Самара" базировалась в Беломорской ВМБ, в настоящее время находится на плаву в акватории "Звёздочки" в ожидании начала стапельных работ (постановки в цех), которое ожидается не ранее вывода "Леопарда" или "Волка", т.е. ориентировочно в 2019-2020 или 2021-2022 г.г.).
8. ПЛАК пр. 971 К-391 "Братск" − в долгосрочном среднем ремонте с модернизацией по пр. 971М в ЦС "Звёздочка", Северодвинск; возраст без малого 28 лет; в резерве с 1998 г. (выведена из состава СПГ в ожидании заводского ремонта в связи с окончанием сроков эксплуатации аккумуляторной батареи! −
ссылка 27); с 10.2003 имитация ремонта в Северо-восточном ремонтном центре (СВРЦ); с 28.08.2014 − аналогично "Самаре" (за исключением БелВМБ).
Ненадёжные и безнадёжные активы
1. ПЛАК пр. 971 К-331 ("Магадан") − в неопределённом статусе (то ли в ремонте, то ли в отстое) в ДВЗ "Звезда"; возраст без малого 27 лет; в резерве предположительно с 2012 г. (28.09.2012 был уже на "Звезде" −
ссылка 28); 21.05.2015 СМИ сообщили о планирующемся окончании ремонта четырёх атомных лодок, включая К-331, в конце ноября того же года −
ссылка 29, однако вскоре (27.05) "Магадан" из перечня исключили; в планах закупок "Звезды" на 2015-2017 г.г. заказ зав. № 515 отсутствует; по заявлению гендиректора Адмиралтейских верфей А. Бузакова от 11.08.2017 действительное наименование "Магадан" передано третьей ДЭПЛ пр. 636.3 для ТОФ (
ссылка 30).
2. ПЛАК пр. 971 К-322 ("Кашалот") − в долговременном хранении в Амурском судостроительном заводе; возраст без малого 29 лет. АСЗ, который построил лодку, и куда она была доставлена для ремонта в транспортном доке "Зея" в 2003 г. (возможно, 27.10.2003 −
ссылка 31), давно утратил соответствующие компетенции и отремонтировать корабль не сможет. ДВЗ "Звезда" и ЦС "Звёздочка" − не вариант (перегружены заказами и работают очень медленно).
Перспективы
На сегодняшний день атомные подводные силы ТОФ имеют и могут рассчитывать в общей сложности на 5 РПКСН, 5 АПКРРК и три ПЛАК из тех, что находятся в составе СПГ и в небезнадёжном ремонте. При этом бросается в глаза катастрофическая нехватка многоцелевых ПЛА, и почтенный возраст корабельного состава − в среднем 24,5 года (без "Бореев" − 28,3 года) при доле боевых единиц современных проектов всего 15,4% (2/13), если отвлечься от завораживающих рекламных слоганов ОСК и ВМФ, о "новых кораблях в старых корпусах" (949АМ и 971М).
В ближайшее десятилетие, в ходе выполнения Госпрограммы вооружения 2018-2027, ситуация должна значительно улучшиться. Прежде всего, это относится к морским стратегическим ядерным силам − одной из составляющих триады, позволяющей нам строить своё будущее (включая ВМФ) независимо от чьей-то чужой воли (мало кто на этой планете обладает такой уникальной возможностью). Несмотря на то, что МСЯС не усиливают морскую компоненту общего назначения, а напротив ослабляют её из-за отвлечения боевых кораблей на обеспечение своего развёртывания (о чём не раз говорилось в блоге), их развитие заслуживает особо пристального внимания.
О том, что помимо двух имеющихся "Бореев" Тихоокеанский флот получит ещё два "Борея-А" (пр. 955А или 09552), уже сообщалось в прессе (
ссылка 32). Стремление установить (и поддерживать) паритет между СФ и ТОФ вполне разумно − его следовало бы придерживаться в отношении всего основного корабельного состава обоих флотов. В этом смысле после завершения серии 955А представляется логичным списать три оставшихся 667БДР (к концу 2021 г., когда ВМФ будет передан последний "Борей-А" "Князь Пожарский", средний возраст этих устаревших лодок с устаревшими ракетами, приблизится к 41 году), а шесть 667БДРМ разделить поровну между двумя флотами, после чего планомерно заменять их на новые "Бореи-Б" с доведением числа РПКСН в двух дивизиях до 2х8=16 единиц.
03.06.2017 Ю. Борисов заявил о планах Минобороны модернизировать четыре тихоокеанских "Антея" по пр. 949АМ в рамках новой ГПВ (с заменой "Гранита" на "Калибр" и оставшийся за кадром "Оникс" −
ссылка 22). Намерение в высшей степени благое, но с учётом медлительности "Звезды" трудновыполнимое. На мой взгляд, было бы правильнее вернуть один 949А на Север (уравняв тем самым численность их группировок) и провести модернизацию двух лодок на "Звёздочке". В этом случае и на СФ, и на ТОФ мы будем иметь по два чисто "противоавианосных" (949А) и по два многоцелевых (949АМ) атомных подводных крейсера, последние из которых будут предназначены прежде всего для выполнения задач неядерного сдерживания в составе соответствующих сил флота − СНЯС.
В части одной из самых болезненных тем для Тихоокеанского флота и для ВМФ России вообще − многоцелевой компоненты атомных подводных сил, можно сделать следующие предположения. До 2027 г. (вкл.) "Звёздочка" должна любой ценой сдать "Самару" и "Братск", при этом "Магадан" вероятно уйдёт в Индию, а "Кашалот" будет утилизирован − таким образом в составе ТОФ останется всего три, но зато вполне боеготовых ПЛАК пр. 971 и 971М. Кроме того, Минобороны намерено усилить тихоокеанский подплав тремя "Ясенями-М" (пр. 885М или 08851) (
ссылка 32) − судя по географии наименований, это будут "Новосибирск", "Красноярск" и "Пермь" (головной корабль пр. 885М "Казань", как и пр. 955А "Князь Владимир" будут служить на Севере −
ссылка 35,
ссылка 36, что объясняется необходимостью их скрупулёзных испытаний и доводки на верфи-строителе − Севмаше).
Шесть многоцелевых лодок к концу 2027 г. на ТОФе против 12 единиц на СФ (3−885М, 1−885, 2−971М, 4−971 и 2−945А; 671РТМК и 945 наверняка спишут) нельзя назвать справедливым соотношением. Тихий и Индийский океаны − не менее значимая и гораздо более обширная операционная зона, нежели Атлантика и Средиземное море. Немаловажно и то, что расстояние от Гаджиево и Вилючинска до Персидского залива будет примерно одинаковым (около 7700 миль) только в том случае, если лодки СФ пойдут через Суэцкий канал, что подразумевает полную потерю скрытности, и поэтому невозможно на практике; если же идти вокруг Африки, морской путь удлиняется до 12500 миль. Что касается ПЛА ТОФ, то при стандартной автономности в 90 суток и средней скорости на переходе в 16 узлов они могут находиться на боевой службе в районе Персидского залива не менее 50 суток. Поэтому, наверное, Главкомату и ГШ ВМФ имеет смысл подумать о выравнивании численности корабельного состава многоцелевых атомных подводных сил двух наших океанских флотов за счёт передачи с СФ на ТОФ трёх ПЛАК пр. 971 (чтобы поддерживать техническую готовность ПЛАБ пр. 945А необходимы навыки работы с титаном, которые среди действующих СРЗ есть только на снежногорской "Нерпе"). ■
АПКРРК К-442 "Челябинск" в ДВЗ "Звезда" (фрагмент фото из twitter.com/Rogozin с подачи A_Sever, sdelanounas.ru, 16.08.2017)