.
Благодарю спонсоров за поддержку блога.
Казалось бы, совсем недавно (27.12.2016) третий человек в Минобороны России (де-факто, после Шойгу и Герасимова) замминистра Ю. Борисов в интервью Газете.Ru расставил все точки над i в вопросе о дальнейшей судьбе СКР пр. 11356, строящихся на "Янтаре", заявив, что вторую тройку "пришлось [лишь] сдвинуть вправо" (
ссылка 1) − госсоветник 1-го класса в погонах генерала армии, отвечающий за военно-техническое обеспечение вооружённых сил своей страны, говорил исключительно о гособоронзаказе и ни о чём другом. Однако, полтора месяца спустя (14.02.2017) мало кому известный чиновник − замдиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) В. Дрожжов, находясь вдали от Родины (в прямом и переносном смысле), рассказал РИА Новости, что "два фрегата пр. 11356, ранее строившиеся на заводе "Янтарь" для Черноморского флота, [всё-таки] продадут Индии" (
ссылка 2).
СКР пр. 11356 "Адмирал Истомин" (зав. № 01361), за которым видна носовая оконечность "Адмирала Корнилова" (зав. № 01362), ПСЗ "Янтарь", 24.02.2017 (фото Panda-9 с forums.airbase.ru)
Наверное, было бы проще отнести "рассказ" Дрожжова к разряду фейковых новостей и забыть об этом, памятуя о прежних прегрешениях государственного информагентства "Россия сегодня" (к примеру −
ссылка 3), но поступить так не позволила публикация С. Ищенко в "Свободной прессе" от 03.02.2017, которая звучит в унисон с моим материалом от 04.01.2017 (
ссылка 4). Несмотря на некоторые неточности ("Адмирал Корнилов" существует лишь в чертежах" и пр.) и явное преувеличение касательно "жесточайшего экономического кризиса в России", автор весьма убедительно повествует о нешуточной "подковёрной схватке", которая по его мнению идёт в столице между "гражданскими", пытающимися "по-быстрому "загнать" недостроенные корабли в Индию и выручить за них немалые деньги" и "адмиралами" (прежде всего − командующим ЧФ вице-адмиралом А. Витко), которые "намерены этого не допустить, довести дело до конца и вооружить фрегатами проекта 11356 не чужой, а собственный флот" (
ссылка 5 с подачи vmart2005 с Морского форума Авиабазы). Боюсь, что высказанная точка зрения недалека от истины.
В материале С. Ищенко имена и ведомственная принадлежность "гражданских" не называются, рискну сделать это за него. Владимир Дрожжов − один из четырёх заместителей директора ФСВТС (третья сверху ступень иерархической лестницы −
ссылка 6), бывший (1984-2001) офицер технического состава ВВС СССР/РФ, в числе прочего контролирует рассмотрение обращений иностранных заказчиков о поставках продукции военного назначения (
ссылка 7). Андрей Бойцов − первый замдиректора, непосредственный начальник Дрожжова (вторая ступень), бывший (1983-2003) офицер командного состава ПВО (ЗРК) СССР/РФ, в числе прочего контролирует подготовку и принятие решений о вывозе из России продукции военного назначения (
ссылка 8). Дмитрий Шугаев − директор ФСВТС, человек сугубо штатский (окончил МГИМО), в числе прочего вносит (представляет) Министру обороны предложения о заключении международных договоров в установленной сфере деятельности (
ссылка 9).
Наконец, Александр Фомин − с 31.01.2017 заместитель Министра обороны, генерал-лейтенант (на некоторых фото − в погонах генерал-полковника), однако службу в ВС СССР/РФ проходил очень давно (1977-1993), окончил Военный институт Минобороны СССР (готовивший военных юристов и военных переводчиков), бывший директор ФСВТС (2012-2017), в должности замминистра обороны в числе прочего организует подготовку проектов международных договоров в области ВТС (
ссылка 10,
ссылка 11).
Попробуем ответить на два вопроса. Вопрос 1-й: насколько сильно болеют душой перечисленные выше люди за боеготовность ВМФ и морскую мощь России? Ответ: скорее всего, не болеют вообще, т. к. в силу своего образования, профессионального и жизненного опыта обладают сугубо сухопутным менталитетом (в мировой истории судьбы военных флотов очень часто зависели от подобных личностей − взять хотя бы хождения по мукам адмиралов Кузнецова и Горшкова). Вопрос 2-й: что побуждает их с таким усердием пытаться продать инозаказчику столь необходимые нам самим многоцелевые корабли дальней морской зоны? Ответ: отсеяв версию о подкупе (получении взятки от индусов) как маловероятную, можно утверждать, что главным побудительным мотивом является служебное рвение и неуёмное желание карьерного роста, госпремий и госнаград − увеличив объём продаж по линии ВТС почти на $2 млрд (согласно С. Ищенко, на $1,921 млрд), что сулит прибавку в 14% к ожидаемым в 2017 г. $14 млрд (
ссылка 12), можно добиться и того, и другого, и третьего.
В тексте по ссылке 2 упоминается соглашение, подписанное 15.10.2016 в Гоа по итогам переговоров Путина и Моди. Текст соглашения не разглашается, однако на сайте Кремля опубликовано его подлинное наименование (под №17): "Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о строительстве кораблей проекта 11356 в России и Индии" (
ссылка 13), со слов Д. Рогозина "два из них будут построены на территории России, и два... на территории Индии" (
ссылка 14). Соглашение − не контракт, скорее − протокол о намерениях, носящий рамочный характер. Детали контракта обсуждаются и могут стать теми или иными. Очень хотелось бы надеяться, что в итоговом документе речь пойдёт не о достройке зав. №№ 01360 и 01361, а о строительстве с нуля зав. №№ 01363 и 01364.
В конце концов, решение будет принимать Верховный, и оно будет зависеть от убедительности доводов противоборствующих сторон (к тому же, ФСВТС находится в подчинении у Шойгу в отличие от "самостоятельных" СВР, ФСБ и Росгвардии −
ссылка 15). Почти уверен, что патриоты победят коммерсантов и в словесных баталиях, но было бы лучше организовать боксёрский поединок Витко против Дрожжова с главным призом в виде второй тройки 11356. Интуиция подсказывает, что адмирал отправит противника в нокаут в первом же раунде. ■