"Адмирал Кузнецов" в мутной воде сплетен и слухов

Jan 22, 2016 17:20

.
За последние дни число версий дальнейшей судьбы "единственного_российского_авианосца" (с некоторых пор - устойчивое словосочетание) возросло многократно, а своеобразное соревнование СМИ в их озвучивании стало напоминать балаган. Дабы навести хоть какой-то порядок в своём сознании а, если получится, и в сознании уважаемых читателей (тех, кто ещё не навёл его самостоятельно) и публикуется эта запись.



Авианосец в тумане лет (в основе - фото от KCX с navsource.narod.ru, сделанное в Атлантике в январе 2008 г.)


Для начала, в который уже раз, придётся вернуться к значимым событиям, связанным с "Кузнецовым", произошедшим в недавнем прошлом: 17.12.2013-17.05.2014 состоялась крайняя боевая служба (дальний поход) флагманского корабля Северного флота, в ходе которой он во главе КАГ прикрывал на дальних подступах Сочинскую олимпиаду; 14.05-20.08.2015 авианосец прошёл трёхмесячное докование в ПД-50 82-го СРЗ в Росляково, во время которого были выполнены "очистка и покраска днища [подводной части корпуса - А.Ш.], ремонт агрегатов и оборудования электромеханической боевой части ("отвечающих за ходовые качества корабля" - ссылка 1) а также сервисное обслуживание [чего-то]" (ссылка 2); наконец, 21.08-13.10.2015 в 35-м СРЗ было произведено "восстановление систем и механизмов до полной боевой [технической - А.Ш.] готовности" (ссылка 3), после чего крейсер приступил к сдаче курсовых задач.

Боевая подготовка корабля и планы на его ближайшее будущее освещались скупо и противоречиво: по одним данным, взлётно-посадочные операции не выполнялись (ссылка 4), по другим - выполнялись весьма интенсивно (ссылка 5), одни говорили, что "дальний поход или какие-либо другие мероприятия боевой и оперативной подготовки... на ближайшее время не запланированы" (ссылка 6), другие - что "сейчас [21.11.2015] мы готовим его к очередной боевой службе" (ссылка 7). По большому счёту, во всём этом нет ничего странного - когда дело касается гостайны, Министерство обороны вправе само решать что, когда и как освещать, а то, что у него (у Минобороны) до сих пор нет единой информационной политики давно известно и достойно сожаления (интервью дают все, кому не лень, и говорят то, что сочтут нужным, в форме, соответствующей их риторическим способностям и культуре устной речи).

Казалось бы, последнюю точку в вопросе о БС "Кузнецова" поставил начальник морской авиации ВМФ РФ генерал-майор Игорь Кожин (лётчик-палубник, Герой России), которому лично я беспрекословно доверяю, который сказал: "МиГ-29К - машина современная, там реализован очень большой научный потенциал. Получив эти машины, мы получили новое качественное вооружение. Сейчас стоит задача как можно скорее освоить его посадки на палубу, подготовить лётный состав. Полк, который будет летать на этих самолётах, мы фактически укомплектовали. Стоит задача уже в этом году выйти на боевую службу на ТАВКР "Адмирал Кузнецов" - это очень важно. Это основная задача 2016 года, и я думаю, что мы с ней справимся" (ссылка 8). Но не тут-то было.

Беспорядок в стройную картину подготовки "Кузнецова" к очередному дальнему походу внёс капитан 1 ранга В. Тряпичников, занимающий на первый взгляд (для тех, кто помнит о былом могуществе ГУК) важную и ответственную должность начальника Управления кораблестроения ВМФ РФ (воссозданного, по словам В.Т., в феврале 2013 г.). Личность каперанга Тряпичникова (бывшего начупра техобеспечения БФ в бытность адмирала В. Чиркова командующим БФ - ссылка 9) - тема отдельного разговора на тему "Кто строит наш флот?!", который, возможно, когда-нибудь и состоится в этом журнале. Сейчас же стоит лишь процитировать его фразу из интервью в эфире радиостанции Русской службы новостей: "в конце 2016 года он (крейсер) будет подвергнут модернизационным работам и после своей модернизации он получит в свой состав новое авиакрыло, новые возможности и будет в двух-трёхкратном объёме решать свои задачи" (ссылка 10).

Вслед за откровением Тряпичникова последовали и вовсе сенсационные заявления: "Авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" находится в ремонте на 35-м судостроительном заводе в Мурманске. Перед заводчанами поставлена задача отремонтировать корабль до конца 2017 года, и нет никакой необходимости ускорять или прерывать этот процесс" (аноним из ОПК - ссылка 11); "Ожидается, что в конце 2016 г. он станет на двухгодичный капремонт [т. е. до конца 2018 г.]" (аноним из судпрома - ссылка 12). Слава Богу, не обошлось и без обнадёживающих заявлений: "Единственный российский авианосец (что я говорил про журналистские штампы! - А.Ш.)... встретит 25-летие со дня поднятия флага на штатной стоянке у причала в Мурманске... Полёты планируется возобновить при выходе в море в этом году. Планируемые сроки выхода корабля в море на Северном флоте не называют" (ссылка 13).

Складывается впечатление, что СМИ затеяли кураж с целью заморочить голову аудитории, неравнодушной к военно-морскому флоту. Попробуем, однако, взглянуть на вещи трезвым взглядом, который выявляет следующие обстоятельства:

1) стоило ли затевать доковый ремонт и ВТГ авианосца, чтобы через год, не задействуя корабль в сколь-нибудь серьёзных оперативных мероприятиях, поставить его на так называемую "модернизацию", которая ему не очень-то и нужна? (всё необходимое для базирования МиГ-29К у него на борту есть, нужно лишь поддерживать корабль в исправном техническом состоянии для поддержания боеготовности палубной авиации);

2) в ходе прохождения курса боевой подготовки после докового ремонта и ВТГ теоретически могли произойти неожиданные поломки и даже аварии каких-то механизмов (оборудования), однако полный выход из строя, скажем, ГЭУ (без которой корабль становится блокшивом) представляется крайне маловероятным (практически невозможным) - на крейсере 8 котлов, 4 ГТЗА и 4 линии вала, дефектация и ремонт которых безусловно были произведены специалистами 35-го и 82-го СРЗ; конечно же (теоретически), вахта могла упустить воду из котлов, перегреть (пожечь) трубки, но замена трубок - типовая операция, не бином Ньютона (в самом крайнем случае Балтийский завод, наверное, смог бы за полгода изготовить на замену полностью неремонтопригодным котлам несколько штук с нуля);

3) то, что корабль стоит в 35-м СРЗ вовсе не означает, что он в буквальном смысле находится в ремонте (небоеготовый, без боезапаса, топлива и пр.), ибо 35-й СРЗ - родной дом для "Кузнецова", пункт его постоянного базирования, в котором он уже долгие годы между делом проходит по сути перманентный текущий ремонт и восстановление технической готовности то одного, то другого механизма, корпусной конструкции, изделия - об этом неоднократно говорилось в журнале; слова автора блога подтверждает источник, хорошо знакомый с тем, что происходит в 35-м СРЗ: "Ремонт - это естественное состояние "Кузнецова", разнообразить которое призваны эпизодические выходы на БС" (ссылка 14); "заводчанам" не надо ставит задачу ремонтировать корабль - они и без того делают это в режиме нон-стоп;

4) когда-то в палубной авиации ВМС США на основную подготовку пилотов, следовавшую за курсом начальной подготовки и заканчивавшуюся самостоятельным полётом с посадкой на палубу авианосца, отводилось 4,5 месяца (ссылка 15); предположим, что с 1977 г. мало что изменилось (с какой стати?), что наши курсы мало отличаются от импортных, и что в 100 окиап в первую очередь набирают опытных лётчиков из строевых частей, летавших на Миг-29 или Су-33 (есть основания полагать, что конкурс там примерно такой же, как в МГИМО) - что в этом случае будут делать и как себя чувствовать 24 новоиспечённых элитных лётчика-палубника (не считая пилотов 279 окиап) долгие годы, начиная с конца 2016 г. и до окончания "модернизации" авианосца, на котором они так и не побывали в деле, упустив, возможно, единственную в своей жизни возможность поучаствовать в боевых действиях;

5) вероятнее всего, БС-2016 стала бы для "Адмирала Кузнецова" самой важной из тех, что были, и тех, что будут - пропустить её из-за банальных "недомоганий" матчасти или ради какой-то призрачной модернизации было бы непростительно; статус участника боевых действий совсем не помешал бы "главному" кораблю флота, кроме того, 2016 г. даёт редкую возможность продемонстрировать всему миру мощь ВМФ РФ, т. к. "расположение звёзд" позволяет командованиям Северного и Балтийского флотов сформировать по-настоящему большую эскадру, невиданную, наверное, со времён учений "Океан" (тема отдельного разговора);

6) насколько можно судить, ожидания демонстрации (и дальнейшего применения) морской силы в ходе Сирийской кампании в обществе достаточно велики; запрос депутатов от КПРФ о задействовании "Кузнецова" (ссылка 16) наверняка был составлен не на пустом месте - оппозиционные фракции (в особенности - коммунисты) острее чувствуют настроения масс и быстрее реагируют на них; мотив ожиданий довольно прост - в ходе военной операции в Сирии было задействовано практически всё: фронтовая и дальняя авиация, ракетные НК и ПЛ - почему же бездействует авианосец?;

7) не исключено, что информационный вброс под заголовком "в Сирии не будут использовать авианосец "Адмирал Кузнецов" может являться запланированной дезинформацией с целью расслабить "коллег" из НАТО и произвести максимально возможный эффект при появлении российской армады (или хотя бы "скромной" КАГ) в Норвежском море,. Ла-Манше, а потом и в восточном Средиземноморье (хотя, по большому счёту, особой нужды в этом нет, т. к. наше присутствие в Сирии и у берегов Сирии уже давно стало делом обычным и воспринимаемым как должное).

В принципе, почти весь тот сумбур, что был изложен в цитатах в начале статьи, начинает выглядеть вполне логичным, если допустить, что более-менее серьёзный ремонт "Кузнецова" (назовём его средним) предусмотрен после боевой службы, которая состоится летом или даже осенью и продлится от трёх до шести месяцев. В этом случае, ТАВКР, поставленный в ремонт по-взрослому в самом конце 2016 г. (почему бы и нет?), сможет выйти на очередную БС через два-три года основательно обновлённым - с тем, чтобы впредь бывать в дальних водах чаще (скажем, раз в год). Осмелюсь предположить (выразить надежду), что так оно и будет. ■

P.S. Глядя на страсти, кипящие сейчас вокруг единственного_российского_авианосца (и не просто глядя, а являясь активным участником этого кипения), невольно приходит в голову мысль: как же нам не хватает "Варяга" - того, который теперь "Ляонин".

ТАВКР "Адмирал Кузнецов"

Previous post Next post
Up