Из "реестра проблем" ВМФ РФ: многомесячные очереди в ремонт

Nov 11, 2015 22:59


.
Ситуация с военным судоремонтом в РФ всё ещё далека от нормальной, но и драматизировать её всё же не стоит. Отрасль постепенно поправляется после тяжёлой болезни и набирает обороты, о чём свидетельствуют регулярные боевые службы наших "представительских" БНК 1-го ранга: "Кузнецова", "Петра Великого", "Москвы", "Варяга" и рабочих лошадок пр. 1155. То, что мы имеем сейчас, не идёт ни в какое сравнение с безнадёжными очередями 1990-х и 2000-х,. из которых отличные и вполне современные боевые корабли часто шли не в завод, а в ОРВИ (отдел реализации военного имущества) - для разделки на металл.



БПК "Адмирал Левченко" в 35-м СРЗ, где, скорее всего, он будет проходить очередной ремонт (фото без даты с официального сайта предприятия)


Сегодняшние очереди в ремонт уже не нагоняют тоску и уныние (т. к. есть уверенность в том, что довольно скоро работы будут выполнены), но при острой нехватке корабельного состава пребывание ценных боевых единиц в статусе "ни там, ни тут" невольно вызывает раздражение. Тонко чувствуя настроение аудитории :) пресс-служба Минобороны, как правило, не торопится объявлять о выводе того или иного корабля из линии, делая это уже после постановки  в док и фактического начала работ. В результате, корабли пропадают из виду на долгие месяцы.

Впервые автор столкнулся с этим специфическим явлением, когда искал БПК "Адмирал Чабаненко" для первого выпуска Карты присутствия ВМФ РФ в Мировом океане в августе 2013 г. К тому времени было известно, что 21-25.08.2012 корабль поучаствовал в международных учениях "Северный орёл" (ссылка 1), с 26.09.2012 - в КШУ ЗВО в Баренцевом море (ссылка 2), с 02.11.2012 отрабатывал задачи в морских полигонах СФ (ссылка 3). 19.11.2012, по сообщениям СМИ, на БПК произошёл пожар, тут же опровергнутый представителем Минобороны (ссылка 4, ссылка 5). Как бы то ни было, но с тех пор "Чабаненко" в море не выходил.

Судьба, статус и техническое состояние корабля прояснились только 27.07.2013 (накануне Дня ВМФ, спустя восемь (!) месяцев после неподтверждённого пожара), благодаря публикации "Вечернего Мурманска":. "до декабря 2012 г. [БПК] постоянно находился в море на отработке различных боевых задач. Перерывы между походами были очень небольшими - только для пополнения запасов... Ресурс корабля выработан... По плану должны стать в ремонт в начале 2014 г. Сейчас экипаж занимается тем, что сам, а в некоторых случаях с помощью береговых специалистов восстанавливает механизмы... Пока корабль находится в резерве, часть экипажа переведена на другие корабли, готовящиеся к выходу в море, а часть отправлена в отпуск" (ссылка 6). 16.12.2013, после очередной (без малого пятимесячной) паузы пресс-служба 35-го СРЗ сообщила о постановке "Адмирала Чабаненко" в средний ремонт 01.12.2013 (ссылка 7), которого лучший российский корабль класса "эсминец" ждал ровно год.

Теперь о двух крайних, но, думается, не последних находках.

По имеющимся данным, после боевой службы в Арктике (06.09-09.10.2014 - ссылка 8) БПК "Адмирал Левченко" вышел в море только через пять с лишним месяцев (16.03.2015 - ссылка 9) в рамках внеплановой проверки боеготовности ЗВО, СФ и ВДВ (16-21.03), причём на момент боевой тревоги "моряки... занимались навигационным ремонтом, обслуживанием механизмов и аппаратуры, поскольку в ближайшее время не собирались выходить в море" (ссылка 10). Выход прошёл вполне успешно (КПУГ во главе с "Левченко" принудила к всплытию АПЛ условного противника, судя по всему - "Пантеру"), однако следующий выход на публику состоялся только в преддверии парада победы в Североморске ( ссылка 11), после чего БПК уже не покидал базы, занимаясь боевой подготовкой у причала (ссылка 12, ссылка 13).

Есть такая примета: если пресс-служба Минобороны начинает регулярно докладывать об учениях, проводимых в условиях пункта постоянного базирования, значит с кораблём что-то не так, и он, скорее всего, скоро отправится в ремонт. Так было с "Петром Великим" перед докованием в 82-м СРЗ (ссылка 14, ссылка 15), так случилось и с "Адмиралом Левченко". 25.09.2015 флотская газета "На страже Заполярья" сообщила следующее: "личный состав БПК занят подготовкой корабля к стоянке в осенне-зимний период.... Эти работы нужны в первую очередь для обеспечения нормального функционирования материальной части в период проведения грядущего докового ремонта, где морякам также предстоит немало сделать для восстановления технической готовности БПК" (ссылка 16). Таким образом, если считать с марта с.г. (участие в параде - не показательно), "Левченко" находится в резерве уже около 8 месяцев.



"Адмирал Левченко" в Баренцевом море, 19.03.2015 (скриншот из видеосюжета РИА Новости - ссылка 17)

О запланированном на 2015-2016 г.г. заводском ремонте БДК "Оленегорский горняк" и "Георгий Победоносец" заводская газета 35-го СРЗ "Трудовая вахта" объявила ещё 13.11.2014 (ссылка 18). 09.12.2014 со ссылкой на представителя завода информацию подтвердил flotprom.ru (ссылка 19), а 26.12.2014 "Трудовая вахта" конкретизировала срок постановки в ремонт "Оленегорского горняка" - январь 2015 г. (ссылка 20). Перед этим корабль отработал длительную БС в Средиземном море (17.12.2013-03.07.2014), а 08.08.2014 вместе с двумя другими БДК высадил морской десант на необорудованное побережье в районе Мотовского залива Баренцева моря (ссылка 21).

01.07.2015 тот же flotprom (со ссылкой на представителя 51-го ЦКТИ судоремонта) сообщил о том, что "оба БДК ("Георгий Победоносец" и "Оленегорский горняк") находятся сейчас на 35 СРЗ и проходят дефектацию" (ссылка 22). Однако первый из них .16.08.2015 .благополучно убыл на боевую службу на Севморпути (до 10.10), а по поводу второго "На страже Заполярья" в номере от 04.09.2015 .сообщила следующее:. "Причалы, у которых швартуются корабли соединения десантников, сейчас стоят пустыми.. На всю базу остался только один БДК "Оленегорский горняк" (ссылка 23).. В зависимости от того, как считать, корабль ожидает (ожидал) ремонта от 8 до 15 месяцев.

Заключение

Теоретически, стояние в очередях может иметь четыре причины: отсутствие денег, доков, запчастей и рабочих. В нехватку денег на текущий ремонт (ВТГ) в достаточно сытые для армии и флота времена верится мало.. В отсутствие свободных сухих и плавучих доков, количество которых было рассчитано на гигантский ВМФ СССР - ещё меньше (как и в дефицит ЗИПа при наличии денег). Остаётся рабочая сила (квалифицированные кадры), и не только методом исключения, но и согласно многочисленным сигналам едва ли не со всех предприятий судпрома - Севмаша, "Янтаря", "Нерпы" и т. д. Заметно ускорить процесс подготовки кораблестроителей, к сожалению, вряд ли получится (для этого нужен тектонический сдвиг в менталитете трудоспособного населения) - придётся подождать.

Несколько упрощая, можно сказать, что при отлаженной (плановой) системе техобслуживания и ремонта у кораблей ВМФ должно быть всего два статуса: "в строю" (в составе сил постоянной готовности) и "в ремонте" (в заводе) с короткими "пересменками" на погрузку-выгрузку боезапаса и курсовые задачи. С пережитками смутного времени - многомесячными стояниями в базах в резерве 2-й категории (пусть даже вызванными объективными трудностями), необходимо покончить раз и навсегда, и как можно скорее. ■



БДК "Оленегорский горняк" в 35-м СРЗ (фото без даты с официального сайта предприятия)



Один из БПК пр. 1155 в сухом доке 35-го СРЗ (фото без даты с официального сайта предприятия)

Судоремонт, Проблемы ВМФ РФ, БПК "Адмирал Левченко"

Previous post Next post
Up