БИТВА ДАВИДА С ГОЛИАФОМ. Эсминец HMS "Glowworm" («Glowworm» - Светлячок) идет на таран.
Mar 30, 2017 17:25
Захват Дании и Норвегии (операция "Везерюбунг") являлся первым этапом стратегического наступления вермахта на Западе. Замыслом операции предусматривалось внезапное вторжение с моря и воздуха на широком фронте и овладение важнейшими норвежскими и датскими центрами с их портами и аэродромами. В задачу флота входила переброска и высадка десантов с последующим быстрым отходом в базы. Для этого было создано одиннадцать корабельных групп, каждой из которых предстояло обеспечить захват определенного порта. В состав первой группы вошли 10 эсминцев под командованием коммодора Фридриха Бонте. Этот отряд вышел из Везермюнде вечером 6 апреля совместно с линкорами "Гнейзенау" (флаг вице-адмирала Лютьенса) и "Шарнхорст". Рано утром следующего дня они встретились в Гельголандской бухте с пятью кораблями второй группы, выдвигавшейся из Куксхафена. Ниже приводится список эсминцев, принявших активное участие в операции "Везерюбунг"("Учения на Везере"):
Группа I (Нарвик).
"Wilhelm Heidkamp" - флагманский корабль коммодора Бонте; 1-я фл. ЭМ "Georg Thiele" (кап. 2 ранга Бергер); 3-я фл. ЭМ "Hans Ludemann" (кал. 2 ранга Гадов), "Diether von Roeder", "Hermann Kunne", "Anton Schmitt"; 4-я фл. ЭМ "Wolfgang Zenker" (кап. 1 ранга Бей), "Erich Giese", '"Erich Koellner", "Bernd von Arnim". Резервный корабль (остался в Везермюнде) - "Richard Beitzen". Десант: штаб 3-й горной дивизии (генерал-майор Дитль), усиленный 139-й горный полк, подразделение морской артиллерии; всего свыше 2000 человек.
Группа II (Тронхейм).
Тяжелый крейсер "Admiral Hipper" (кап. I ранга Хейе); 2-я фл. ЭМ "Paul Jacobi" (кап. 2 ранга фон Пуфендорф), "Teodor Riedel", "Bruno Heinemann", "Friedrich Eckoldt". Входивший в состав группы эсминец "Hermann Schoemann" остался в Куксхафене из-за дефектов в турбинах. Вместо него задействован резервный корабль группы "Eckoldt". Десант: 138-й горный полк (полковник Вайс), рота 183-го отд. саперного батальона, морская группа кап. 3 ранга Хорнека, подразделение морской артиллерии, персонал аэродромного обслуживания; всего около 1700 человек.
Боевые действия флотов во время норвежской кампании.
Практически в это же время английский флот приступил к выполнению своего плана, направленного на полное прекращение поставки в Германию скандинавской руды. С этой целью предполагалось заминировать шхерный фарватер в норвежских территориальных водах, по которому обычно следовали немецкие транспорты с рудой. Операция получила название «Уилфред» и намечалась на 8 апреля. Для постановки мин выделялись несколько групп эсминцев. Прикрытие операции возлагалось на эскадру вице-адмирала Уитворта в составе линейного крейсера «Ринаун» и четырех эсминцев.
Эсминец «Глоуворм».
ЗАЛОЖЕННЫЙ В АВГУСТЕ 1934 года, он был спущен на воду в июле 1935 года и вступил в строй в январе 1936 года. Водоизмещение англичанина составляло всего 1.350 тонн, длина - 95,1 метров, ширина 10,1 метров, осадка 3,8 метра. Корабль «бегал» со скоростью 35,5 узлов, а при 15-узловом ходе его дальность составляла 5.530 миль. Брони этот легкий корабль не имел, вооружение его было достаточно скромным: 4 120-мм пушки, 2 счетверенных 12,7-мм зенитных пулемета, 2 пятитрубных торпедных аппарата, 20 глубинных бомб. Экипаж: 145 человек.
Английский эсминец «Глоуворм» («Glowworm» - светлячок), участвуя в миннозаградительной операции в качестве эсминца эскорта «Ринауна», выдвигался в составе своего соединения к району постановки мин, когда один из членов экипажа был волной смыт за борт. Как это ни удивительно, это чрезвычайное происшествие вылилось в один из самых славных эпизодов британского флота в той войне. Известив остальные корабли группы о происшествии, эсминец покинул ордер, и приступил к поиску матроса. Беднягу нашли, но времени на его поиск было потрачено довольно много, и теперь эсминец попытался догнать свои основные силы. Шел 10-узловым ходом - идти быстрее мешал семибалльный шторм. (По другим источникам, встреча с противником произошла в момент поиска, о судьбе матроса ничего не сказано - И.А.) Утром 8 апреля вахтенные немецкого эсминца «Ганс Людеманн» обнаружили эсминец, внезапно вылетевшего на него из снежного заряда.
«Глоуворм» вынырнул из снежной мглы в 08:15. Не разглядев друг друга толком - немцы приняли британцев за канадцев, с британского корабля прожектором запросили сообщить принадлежность. На его запрос «Людеманн», шедший под брейд-вымпелом командира 3-й флотилии капитана 2 ранга Иоахима Гадова, ответил: «Шведский эскадренный миноносец «Гётеборг». Позже, на суде международного трибунала в Нюрнберге гросс-адмирал Редер оправдывал подобную тактику, широко использовавшуюся в ходе Норвежской кампании, на том основании, что это были «законные военные хитрости, против которых с юридической точки зрения не может быть возражений». В случае с «Глоувормом» хитрость не удалась. Британский эсминец открыл огонь. Тогда «Людеманн» быстро отвернул и скрылся из видимости.
Эсминец «Бернд фон Арним». Немецкий эсминец Z-11 «БЕРНД ФОН АРНИМ» был заложен В АПРЕЛЕ 1935 года, спущен на воду в июле 1936 года, вступил в строй в декабре 1938 года. Он имел водоизмещение 2.270 тонн, длину - 121 метр, ширину 11,3 метров, осадку 4,3 метра. Скорость «фон Арнима» составляла 38 узлов, а вот дальность хода у него была слишком мала - всего 1.900 миль при 19-узловом ходе (что и стало причиной его гибели через несколько дней). Брони эсминец не имел, а вооружение его состояло из 5 127-мм пушек, 2 спаренных 37-мм зенитных автоматов, 6 20-мм зенитных автоматов, 2 четырехтрубных торпедных аппаратов, 18 глубинных бомб и 60 мин. Экипаж: 325 человек.
Встреча с немецким эсминцем «Бернд фон Арним» произошла около 09:00. Теперь англичане были начеку и открыли огонь, не раздумывая. В последовавшей перестрелке ни одному из противников не удалось добиться попаданий, что вовсе не удивительно в условиях семибального шторма. Находившиеся поблизости эсминцы «Пауль Якоби» и «Фридрих Эккольдт» не смогли принять участия в бою из-за сильного волнения.«Фон Арним» запросил помощи и Маршалл приказал «Адмирал Хиппер» уничтожить неприятеля. Крейсер отвернул от своей группы около 9.20 и двинулся против волны к сообщенной своим эсминцем позиции. Плохая погода настолько затрудняла действия, что ему потребовался свыше получаса, чтобы прибыть к месту действия.
ТЯЖЕЛЫЙ КРЕЙСЕР «АДМИРАЛ ХИППЕР» БЫЛ ЗАЛОЖЕН В ИЮЛЕ 1935 года, спущен на воду в феврале 1937 года, вступил в строй в апреле 1939 года. Корабль имел водоизмещение 14.250 тонн и следующие размеры: длина - 194,6 метров, ширина 21,3 метра, осадка 5,8 метров. Крейсер мог идти с максимальной скоростью 32 узла и совершать переходы (при 16-узловом ходе) до 6.800 миль. Тяжелый крейсер имел достаточно толстую броню: борт 40-80-70 мм; палуба 30 (скосы 50) мм; башни 160-50 мм; рубка 150-50 мм. Вооружение корабля было очень мощным: 4 двуствольные башни главного калибра (8 203-мм орудий), 6 двуствольных башен среднего калибра (12 105-мм орудий), 6 спаренных 37-мм зенитных автоматов, 10 20-мм зенитных автоматов и 4 трехтрубных торпедных аппарата. Кроме того, на крейсере стояла 1 катапульта для запуска 3-х гидросамолетов (в бою из-за штормовой погоды не использовались). Экипаж этого бронированного «громилы» состоял из 1.400 человек.
«Адмирал Хиппер».
«Арним» начал оттягиваться к флагману, но «Глоуворм» последовал за ним. Как вспоминал единственный, оставшийся в живых, офицер «Глоуворма» лейтенант Роберт Рамсей, Руп прекрасно знал, что идет в западню, но хотел выяснить, какие силы выведены немцами, и установив их курс, сообщить данные командованию.
«Хиппер» ведет огонь по «Глоуворму». Из немецких агитматериалов.
Командиры противоборствовавших кораблей: мощь против отваги.
С большим трудом отличив «Арним» от противника, Хейе в 9.59 приказал открыть огонь по «Глоуворму» из носовых башен с дистанции около 45 каб. Командир крейсера сознательно предпочел вести стрельбу только из половины артиллерии, чтобы быстро сблизиться с британским эсминцем на остром курсовом угле, не подставляя борт под торпедный залп.
«Глоуворм» под огнем. Пытается поставить дымзавесу.
Единственным оставшимся в живых офицером «Глоуворма» оказался лейтенант Роберт Рамсэй, рассказавший об этом бое на страницах газеты «Британский союзник» (издание посольства Великобритании в Москве). Несмотря на то, что некоторые детали описания лейтенанта Рамсэя противоречат немецким данным, эта публикация вполне заслуживает интереса: «На рассвете 8 апреля «Глоууорм» шел на рандеву с группой британских кораблей. Внезапно показался эсминец, национальность которого не удалось определить. Мы немедленно запросили его. С эсминца ответили, что это шведский корабль, после чего по «Глоуворму» был открыт огонь. Через несколько минут показался второй эсминец. Начался бой, в ходе которого противник имел все численное превосходство. Эсминцы маневрировали на больших скоростях, ведя непрерывный огонь из всех орудий. Очень скоро наш пост управления артиллерийским огнем оказался затопленным. Корабль сильно качало. Все же нам удалось добиться одного попадания по головному эсминцу противника. Немцам же не удалось добиться ни одного. Вскоре после этого противник прекратил бой и начал отходить, явно стараясь увлечь нас в западню. Командир «Глоууорма» знал об этом. Все же он решил не прекращать преследования, стараясь выяснить, какие крупные корабли немцы вывели в море. Он надеялся проследить за их передвижениями, не вступая в боевое соприкосновение. Через несколько минут показался германский тяжелый крейсер. Условия погоды исключали возможность наблюдения за кораблями противника. С этого момента все на «Глоууорме» знали, что судьба эсминца решена...»
«Глоуворм» ставит дымзавесу.
Крейсер успел дать пять залпов, тогда как «Глоуворм» быстро распознал угрозу и отвернул влево, выстрелив торпеды из одного из своих торпедных аппаратов и прикрывшись дымзавесой. Торпеды были обнаружены наблюдателями с «Адмирал Хиппер», и ему пришлось навернуть на залп, пропустив их по обоим бортам. В этот момент 203-мм снаряд поразил надстройку «Глоуворма», прервав сообщение об обнаружении германского крейсера. Из дымовой завесы торчала только мачта «британца», и артиллеристы «Адмирал Хиппер» произвели еще 2 залпа, ориентируясь на нее. Внезапно «Глоуворм» выскочил из завесы и разрядил в своего грозного противника второй торпедный аппарат. Немецкий крейсер вовремя отвернул и тут же ответил следующим, восьмым залпом, один или несколько снарядов из которого попали в эсминец. На малой дистанции открыли стрельбу 105-мм зенитки, также добившиеся нескольких попаданий в мостик, носовое орудие и середину корпуса. «Глоуворм» ответил неточными беспорядочными выстрелами, ни один из которых не попал в цель (центральный артиллерийский пост в этот момент уже был затоплен), и попытался вновь скрыться в поставленной ранее дымзавесе, но «Адмирал Хиппер» уже ввел в действие свой радар, наблюдая за перемещениями своего противника в дыму. Дистанция сократилась настолько, что в дело вступили зенитные автоматы. «Глоуворм», получавший снаряд за снарядом, уже расстрелял все свои торпеды, и его командир, капитан-лейтенант Руп, принял единственное оставшееся решение - попытаться таранить крейсер. Догадавшись о его намерениях, Хейе в свою очередь попытался направить форштевень в борт эсминца, но менее маневренный крейсер не успел развернуться в бурном море, и «Глоуворм» ударил его в нос районе якоря с правого борта.
«Глоуворм» таранит «Хиппер».
Хоть он и был скользящим, но бортовая обшивка оказалась вдавленной на протяжении четверти длины корпуса (около 40 м). Вышел из строя торпедный аппарат. На крейсере оказались затопленными ряд отсеков, корабль принял 528 тонн забортной воды и получил крен на правый борт (который быстро уменьшили до 3° контрзатоплением), из распоротых танков вытекло в море около 200 тонн мазута. «Глоуворм», полностью смяв свой нос, стал быстро заполняться водой и вскоре затонул. Кормовые башни крейсера дали еще несколько выстрелов по оставшемуся позади тонувшему эсминцу. К чести командира крейсера, видя плачевное состояние своего противника, он приказал прекратить огонь , и в течение часа пытался спасать британских моряков. Из 148 членов экипажа немцы подобрали одного офицера и 30 матросов.
Фото, сделанное через оптику дальномера «Хиппера». Тонущий «Глоуворм».
Коммандер Руп погиб вместе со своим кораблем.
Подъем моряков «Глоуворма» на борт «Хиппера».
К сожалению для англичан, командующий их флотом не смог в должной степени воспользоваться доставшейся дорогой ценой информацией, направив британские корабли по ошибочному следу. Повреждения «Хиппера» не были настолько серьезными, чтобы они нарушили его боеспособность. «Адмирал Хиппер» продолжал выполнение поставленных перед ним задач. Вскоре после полудня зенитчики «Адмирал Хиппер» обстреляли летающую лодку типа «Сандерленд», отогнав ее от соединения. Британские летчики не смогли правильно донести о составе противника, и Адмиралтейство направило главные силы флота метрополии в неверном направлении. В свою очередь, Хейе в 1750 приказал стартовать одному из своих «Арадо» и разведать подходы к Тронхейм-фиорду. Самолет успел донести о полном отсутствии кораблей противника и приводнился южнее Тронхейма (впоследствии он был захвачен англичанами). В наступающих сумерках «Адмирал Хиппер» и 4 эсминца группы 2 шли 25-узловой скоростью к входу в Краксвагсфиорд. У устья фиорда их встретил небольшой норвежский патрульный пароход, которому крейсер просигналил: «По распоряжению своего правительства следую в Тронхейм; никаких недружественных намерений не имею». Пока озадаченные норвежцы пытались разгадать эту шараду, германский отряд успел продефилировать мимо патрульного судна, которому удалось лишь дать запоздалый сигнал «Остановиться!» и выпустить красные сигнальные ракеты. В 04:40 германский отряд повернул у мыса Агденес и продолжил свой путь уже внутри Тронхейм-фиорда. Оповещенная береговая батарея в Хисенсе на северном берегу открыла огонь по «Адмирал Хиппер», но первые три выстрела легли недолетами. Крейсер немедленно осветил батарею прожекторами и уже пройдя ее дал два залпа из кормовых башен. Огонь с берега прекратился, и войска с трех немецких эсминцев начали высадку с целью захвата орудий. «Адмирал Хиппер» и «Экольдт» проследовали далее, и в 05:30 бросили якоря на рейде Тронхейма. Норвежцы не оказали никакого сопротивления ни в городе, ни на батареях, и к полудню задача группы 2 была полностью выполнена. С крейсера поднялись оба оставшихся самолета и разведали окрестности и еще незанятые немцами батареи. Теперь следовало заняться ремонтом. Вмятины и разрывы, оставленные на корпусе «Адмирал Хиппер» «Гпоувормом», можно было ликвидировать только в доке, поэтому крейсеру следовало как можно скорее вернуться в Германию. Из-за недостатка топлива и неполадок в машинах его мог сопровождать только «Экольдт», однако когда оба корабля вышли 10 апреля из порта, продолжавшаяся плохая погода заставила эсминец вернуться обратно. «Адмирал Хиппер» отправился в опасное путешествие один. Этот поход едва не стал для него последним. В ночь с 10 на 11 апреля курс германского крейсера практически пересекся с направлением движения флота метрополии. На счастье немцев, утром «Адмирал Хиппер» оказался как бы "за спиной" у англичан, которые были полностью заняты подготовкой к воздушному удару по Тронхейму, не провели круговой воздушной разведки и не обнаружили находящийся всего в 30 милях крейсер. 12 апреля он благополучно соединился к югу от Эгерзунда с также отходящими домой после операции «Везерюбунг» линейными крейсерами «Шарнхорст» и «Гнейзенау» и, удачно избежав авианалетов благодаря исключительно плохой видимости, прибыл вместе с ними в устье реки Яде вечером того же дня.
Повреждения «Хиппера».
Ремонт нанесенных «Глоувормом» повреждений занял примерно три недели. Уже 8 мая крейсер прошел послеремонтные испытания и отправился в восточную Балтику, где и провел остаток месяца. 29 мая его отозвали обратно в Киль, где формировалось соединение, призванное облегчить тяжелое положение германских кораблей, «застрявших» в Норвегии и практически блокированных англичанами. За этот бой командир эсминца лейтенант-коммандер G.B. Roop первым во второй мировой войне был награжден орденом Виктории (посмертно).
Причем официальная история гласит, что награждение состоялось «по представлению» германской стороны (источники уверяют в уникальности этого случая в истории), сообщившей англичанам о героическом поведении эсминца и его командира. Автор:Игорь Андреев. [Источники]Источники: http://maxpark.com/community/14 Источник:http://maxpark.com/account.
Лейтенант-коммандер Джерард Руп погиб вместе со своим кораблем...Орден Виктории (посмертно).