Младший брат авианосца. Часть I.

Mar 29, 2017 17:15



История строительства авианесущих кораблей в нашей стране настолько извилиста и богата такими неожиданными поворотами, что какая-нибудь трасса слалома, по сравнению с ней, может показаться прямой, как взлетная полоса тех самых самолетов, которые и должны были взлетать с тех самых авианосцев.
Проект противолодочных кораблей 1123, представленный двумя кораблями, «Москва» и «Ленинград» - один из виражей этой «трассы».

История отечественного строительства авианесущего флота с самого начала.

Весной 1905 года после небывалого в истории военных флотов восьмимесячного труднейшего океанского перехода русская эскадра подошла к острову Цусима. 26 мая радиостанции приняли сигналы, по которым удалось установить, что на подходах к Корейскому проливу эскадру подстерегают не менее семи японских крейсеров-разведчиков. Напряжение достигло предела: в полной боевой готовности у орудий дежурили комендоры, сотни глаз пристально всматривались в линию горизонта. 27 мая в 4.28 справа по курсу из предрассветного тумана внезапно показался белый пароход. Увидя русские корабли, он отвернул в сторону и снова исчез в дымке. И с этого момента адмирал Того, по его собственному признанию, «так хорошо был осведомлен о положении неприятеля... будто видел его сам».
Спустя несколько часов, в 11.10, броненосец «Орел» выстрелом из 152-мм орудия начал трагический для русского флота Цусимский бой...
Обычно считают, что встреча с «белым пароходом» - а им, как выяснилось впоследствии, был вспомогательный крейсер «Синано мару» - была первым контактом нашей эскадры с японскими кораблями. Однако в воспоминаниях известного советского кораблестроителя В. Костенко, участника Цусимского сражения, есть любопытное указание на то, что этот контакт был установлен гораздо раньше: 22 мая. Оказывается, когда эскадра, обойдя остров Тайвань, приближалась к Желтому морю, с флагманского броненосца «Суворов» семафором передали приказ командующего эскадрой: «Жемчуг», идите на норд-ост, 48 градусов виден воздушный шар. «Олег», идите поддержать «Жемчуг». Крейсера полным ходом ушли в указанном направлении, но скоро вернулись, ничего не обнаружив.
Сейчас уже невозможно установить, был ли в действительности воздушный шар, но многозначительно звучит сама возможность такого предположения, сделанного нашими моряками. Ведь оно свидетельствует о том, что им идея разведки с аэростата была не в новинку. Вполне возможно, что русские моряки «перепугали сами себя», считая, что у японцев есть оружие, которое должно было быть у самих русских.
В 1887 году в Германии был построен пароход «Лан». В 1904 году он был приобретен у немецкой фирмы «Северогерманский Ллойд», переоборудован и получил название «Русь».
Судно было приобретёно на средства, которые пожертвовал в 1904 году граф Строганов. Средства предназначались для Второй Тихоокеанской эскадры.


19 ноября 1904 года аэростатоносец, или как он назывался, воздухоплавательный крейсер II ранга «Русь» вошёл в состав эскадры. Воздухоплавательный крейсер имел предназначение: ведение дальней разведки в морских пространствах. Осуществлялось это за счёт привязных аэростатов.
Сама идея использования аэростатов совместно с кораблем России не принадлежала. Еще 12 июля 1849 года австрийское военное судно «Вулкано» запустило воздушный шар с целью бомбардировки Венеции. Бомбардировка не состоялась в связи с неудачным направлением ветра. Применялись аэростаты, соединенные с кораблем, точнее с баржей, и в гражданскую войну в Америке. Для России применение аэростатов на море тоже было опробованным. В сентябре 1884 года на миноносце «Взрыв» поднимали воздушный шар, доведя дальность обнаружения «противника» до 60-65 верст. 2 июля 1894 года, впервые в истории, была предпринята попытка поиска с воздуха затонувшего корабля. Для поиска затонувшего в Финском заливе броненосца «Русалка» был послан транспорт «Самоед», оборудованный привязным аэростатом и устройством для его запуска. За несколько дней в воздух поднимались 46 офицеров. Правда, найти корабль это не помогло. 25 июня 1903 года в Балтийском море были предприняты эксперименты по подъему воздушного змея на кораблем, в целях увеличения дальности радиосвязи. Но вот крейсер-аэростатоносец - приоритет России.


Крейсер-аэростатоносец «Русь».
Основные характеристики:
Водоизмещение 9600 т
Длина 136,6 м
Ширина 14,9 м
Осадка 6,7 м
Двигатели паровая машина тройного расширения
Мощность 9500 л. с.
Скорость хода 17 узлов.

Зачисленный в списки флота 19 ноября 1904 года, этот корабль стал первым в мире крейсером-аэростатоносием. Его оружием были один сферический воздушный шар, четыре змейковых и четыре сигнальных аэростата. Однако из-за технических неполадок, вызванных сжатыми сроками работ по переоборудованию, корабль оказался неспособным к долгому океанскому переходу; его не включили в состав отправлявшейся на Дальний Восток эскадры и вскоре продали.
После разгрома в Цусиме, Россия осталась практически без флота. Именно тогда и была выработана стратегия обороны на море с упором на минно-артиллерийские позиции. Однако, для обеспечения минных постановок и самих позиций, нужны были легкие и быстроходные крейсера-разведчики, которых у России не было. На Черном море, наоборот, превосходство русского флота над турецким вызвало идею блокады Босфора. Опять же, появляется проблема дальнего дозора - нельзя же постоянно держать линейный флот вблизи от турецкого побережья?!
Авиация сразу обратила внимание на свои возможности прежде всего в области разведки. Но вот недостаток - малая дальность полета аэропланов того времени не позволяла решать сформулированные задачи. Отсюда появилась идея объединения возможностей корабля и аэроплана.
Известный морской летчик Мациевич в докладной записке на имя начальника МГШ предложил создать корабль с 25 аэропланами на борту. «Не представляет затруднений, - писал Мациевич, - устроить на судне специального типа легкую навесную палубу, на которой находились бы, взлетали и садились аэропланы». По мнению конструктора, самолеты могли бы взлетать с палубы такого корабля при ходе его против ветра либо с помощью электрической лебедки, выстреливающей аппарат с нужной скоростью. Что касается посадки, то Мациевич для уменьшения пробега предлагал «особые сети (суть тормозную систему), распростертые над частью палубы»...
Построить полноценный корабль, несущий «нормальные» самолеты, Россия в то время просто не могла. Да что там Россия, другие страны - тоже! Внимание «флотских» переключилось на гидросамолеты. Здесь проще - корабль должен их носить, а взлетать и садиться они могут с воды. В 1912 году во Франции появился первый в мире гидроавианосец «Ла Фудр». Россия отстала ненамного, война лениться не позволяла…
Первым из российских авианесущих кораблей стала «Орлица», вступившая в строй Балтийского флота в феврале 1915 года. Переоборудованная из парохода «Императрица Александра», она имела на верхней палубе два ангара, вмещавших по два гидросамолета; еще один аппарат находился в разобранном виде в трюме. На корабле имелись необходимые для самолетов запасы авиабомб, бензина и масла, а также слесарная, сборочная, моторная и деревообделочная мастерские. Самолеты спускали на воду и поднимали на борт с помощью двух стрел и электромоторов. Над машинным и котельным отделениями была натянута сеть для защиты палубы от вражеских авиабомб.
Гидроавиатранспорт «Орлица»
«Орлица» - бывший грузопассажирский пароход «Императрица Александра», купленный Морским ведомством 27 января 1915 года и переоборудованный в гидроавианосец.


Основные характеристики:
Водоизмещение 3800 т
Длина 91,5 м
Ширина 12,2 м
Осадка 5 м
Двигатели Два паровых котла адмиралтейской системы и трёхцилиндровая паровая машина тройного расширения
Мощность 2200 л. с.
Скорость хода 12 узлов
Дальность плавания 5 000 миль (на 9 узлах).

Осенью 1915 года немцы стали широко применять для бомбардировки с воздуха гидроаэропланы, и вот тут-то «Орлица» проявила в полной мере свои боевые возможности. 25 сентября этот корабль обеспечивал прикрытие с воздуха русских кораблей, которые поддерживали с моря действия сухопутных войск, обстреливая немецкие укрепления в районе мыса Рагоцем. Месяц спустя «Орлица» прикрывала высадку десанта на оккупированном немцами курляндском побережье в нескольких километрах от Домеснеса. Высадившись при поддержке огня миноносцев, этот десант - 490 человек при трех пулеметах - вызвал дезорганизацию немецкого тыла под Ригой, рассеяв вражеский отряд и уничтожив окопы и укрепления. После выполнения задания десант вернулся на корабли без потерь.
Останется в истории русской морской авиации и 4 июля (17 июля по новому стилю) 1916 года. В этот день линкор «Слава» и два миноносца вели огонь по немецким береговым батареям у Рагоцема. С воздуха операцию русских кораблей прикрывали гидроаэропланы «Орлицы». В 9 часов утра, возвращаясь к своему авиатранспорту на высоте около 1500 м, лейтенант Петров и наблюдатель мичман Савинов обнаружили немецкий аэроплан. Сблизившись с противником на 15 м, Петров зашел сзади и открыл пулеметный огонь. От начала боя до падения немецкого самолета в воду прошло всего 5 минут.
В это время три других гидроаэроплана «Орлицы» сражались с тремя немецкими самолетами. В результате боя был сбит еще один вражеский самолет, который упал в расположении противника. Что касается аэроплана, сбитого Петровым, то он при падении скапотировал, и оба немецких летчика оказались в воде. Два русских гидроаэроплана приводнились рядом со сбитым самолетом и, несмотря на огонь немецких 152-мм береговых орудий, подобрали из воды пленных, а подошедший к месту падения миноносец снял с самолета пулемет и некоторые приборы.
Из допроса пленных выяснилось, что их аэроплан входил в состав группы из четырех машин, посланной уничтожить «Орлицу» с ее самолетами, прикрывавшими с воздуха русские корабли. Такое задание свидетельствует о том, что первый русский авиатранспорт крепко досадил немцам на Балтийском море.
Напомню, с 1996 года, 17 июля - День морской авиации России. Надеюсь, теперь читателю известно, почему…
После начала войны черноморские моряки приступили к срочному переоборудованию в авиатранспорты двух пароходов - «Император Александр I» и «Император Николай I», которые вступили в строй в конце 1914 - начале 1915 года. В 1916 году к ним присоединился третий - гидрокрейсер «Румыния» - один из пяти пассажирских пароходов, переданных России вступившей в войну Румынией. На Черном море вооружили также гидроаэропланом для корректировки артиллерийской стрельбы и разведки крейсер «Алмаз», который спускал аппарат на воду и принимал на борт с помощью стрелы. Все эти корабли вместе с самолетами берегового базирования и составили наличные силы русской морской авиации в первой мировой войне.
Гидроавиатранспорт «Император Александр I».


Списан 1942.
«Император Александр I», бывший «Император Александр III», позднее «Республиканец», «Ламартин» и «Кхай Динь» - гидроавиатранспорт Черноморского флота Российской империи.
Основные характеристики:
Водоизмещение 5153 регистровых тонн
Длина 116,2 м
Ширина 15,8 м
Высота 9,3 м
Двигатели Две вертикальные паровые машины тройного расширения, 4 котла, 2 гребных винта
Мощность 788 л. с.
Движитель пар
Скорость хода 15 узлов
Гидроавиатранспорт «Император Николай I».


Списан 1942.
«Император Николай I», а также «Авиатор», позднее «Пьер Лоти» - российский грузо-пассажирский пароход, переоборудованный в гидроавиатранспорт. Вошел в состав Черноморского флота Российской империи. Участвовал в боевых операциях Черноморского флота. В ходе интервенции Антанты на юге России в 1918-1919 годах оказался под французским флагом. После 1940 года - под английским флагом. Сел на мель у побережья Габона в Гвинейском заливе в декабре 1942 года, был покинут экипажем и разбит штормом в апреле 1943 года.

"Алмаз".



До 1908 г. крейсер 2-го ранга, участник Цусимского сражения, в 1908 - 14 гг. яхта. В 1919 г. Уведен французскими интервентами в Константинополь, в 1920 г. Ушел с эскадрой Врангеля в Бизерту.
Тактико-технические характеристики Тип «Алмаз»
Водоизмещение, т 3285
Длина, м 111,45
Ширина, м 13,26
Осадка, м 5,3
2 паровые машины общей мощностью, л.с. 7945
Винтов, шт. 2
Котлов Бельвиля, шт. 16
Скорость, узлов 19,2
Запас угля, т до 800
Дальность плавания (на 10 узлах), миль 3350
Экипаж, чел. 15/280
Вооружение: 4 гидросамолета; 7 - 120/45 мм орудий.

Первой операцией, в которой принял участие авиатранспорт «Император Николай I» с четырьмя гидроаэропланами на борту, стал поход черноморского флота к берегам Румелии - европейской Турции, - предпринятый 24 марта 1915 года. Вначале предполагалось использовать авиацию только для воздушной разведки, но в ходе операции самолетам было приказано нанести бомбовый удар по береговым объектам - впервые в истории российского флота самолеты авиатранспортов привлекались к действиям у вражеского побережья. А 27 марта 1915 года, когда черноморский флот вышел в третий поход к Босфору, в его составе было уже два авианесущих корабля: крейсер и авиатранспорт с пятью гидроаэропланами. Во время этой операции взлетевшие с воды самолеты произвели разведку и установили, что в Босфоре крупных кораблей противника нет. Самолеты сбросили две бомбы на турецкие береговые батареи и одну на миноносец. Турки отвечали безуспешным ружейным огнем и шрапнелью.
Следующий поход к Босфору 1-5 мая 1915 года ознаменовался еще одним успехом гидроавиации: третьего мая русские гидроаэропланы совершили первый налит на столицу Турции Константинополь!
Блокада Босфора была хоть и важной, но далеко не единственной задачей черноморского флота. Следующим по значимости считалось нарушение перевозок угля из Зонгулдакского угольного района в Константинополь: из-за слабого развития турецкой железнодорожной сети уголь перевозили только морем. В этих операциях самолеты с авиатранспортов чаще всего действовали совместно с артиллерийскими кораблями, но 6 февраля 1916 года русская морская авиация нанесла самостоятельный удар по гавани Зонгулдака и находящимся в ней судам и сооружениям. В этот день оба черноморских авиатранспорта, сопровождаемые несколькими кораблями, подошли к Зонгулдаку и в 15 милях от берега спустили на воду 14 гидроаэропланов. Из них в воздух смогли подняться 10. И хоть, густые и низкие облака закрывали Зонгулдак, русские летчики сбросили 18 больших и 20 малых бомб общим весом 368 кг, потопив пароход «Ирмингард» и несколько мелких судов.
25 августа 1916 года подобная операция была проведана против австровенгерских сил в Варне, но на этот раз противник оказал сильное сопротивление: при отходе вражеские гидросамолеты сбросили на русские корабли несколько десятков бомб, повредивших один миноносец. Спустя месяц авиатранспорт «Император Николай I» выдержал единоборство с тремя вражескими самолетами - на него было сброшено 28 бомб, не причинивших повреждений.
Решение третьей задачи черноморского флота - обеспечение крупных десантных операций - тоже не обошлось без участия морской авиации. Так, в апреле 1916 года вместе с другими кораблями оба авиатранспорта сопровождали из Новороссийска и Мариуполя к турецкому побережью в район Ризе транспортную флотилию из 27 судов. Гидроаэропланы вели непрерывное воздушное наблюдение над местом высадки и несли противолодочную охрану рейда. Месяц спустя «Император Александр I» участвовал в десантной операции столь же крупного масштаба, когда в течение недели неподалеку от Трапезунда (Трабзона) была высажена целая пехотная дивизия.
Гражданская война привела к гибели русского «авианосного» флота. Но эта же война дала истории совершенно уникальный корабль - речной авианосец! В боях на Волге на стороне Красной Армии принимал участие гидроотряд, состоящий из 4 гидросамолетов М-9 конструкции Григоровича.
Для базирования отряда революционные матросы переоборудовали баржу-нефтянку, снабдив ее по бортам кронштейнами со съемными спусками для приема и вывода на воду гидросамолетов. Барже придали буксир, и получился небывалый в истории речной авиатранспорт «Коммуна», придавший гидроотряду такую же подвижность, какая была у любого другого корабля флотилии.
С 29 августа 1918 года летчики гидроотряда Самарского воздушного дивизиона, делая иногда по 4-5 вылетов в день, наблюдали за действиями и передвижениями белогвардейской флотилии, следили за побережьем и расположением вражеских окопов, батарей и наблюдательных постов, бомбили корабли и укрепления белых, штурмовали вражеские колонны, зачастую снижаясь до высоты 300-500 м. Неожиданный эффект показали в этих сражениях металлические стрелы, которые нашли применение из-за нехватки боеприпасов. При падении с большой высоты они не только насмерть поражали пехотинцев и всадников, но пробивали даже палубы кораблей. От перебежчиков стало известно, что при атаке с воздуха стрелы однажды пробили палубу буксира и поразили несколько членов экипажа.
О применении стрел против кавалерии рассказывает в своих воспоминаниях один из бывших летчиков гидроотряда, С. Столярский: «Часто мы усыпали стрелами грунтовые дороги, по которым двигалась конница врага. Стрелы крепко застревали в сухом плотном грунте. Концы их торчали над поверхностью на 5-6 сантиметров, превращая дороги в непреодолимое препятствие для лошадей, получавших ранения ног. В результате белые должны были посылать людей с молотками, чтобы они вгоняли стрелы в землю. Нетрудно представить себе, насколько это замедляло темп передвижения конницы!»
Одной из главных проблем для отряда стало появление у белогвардейцев новых английских самолётов. После их появления, самолёты стали летать на задания в ночное время, пользуясь для ориентировки находящиеся вдоль реки деревни и сёла. Одной из самых успешных операций считается обнаружение «кинжальной батареи» под городом Царицын (Волгоград).

Основные характеристики:


Водоизмещение 3100 тонн
Длина 140 м.
Ширина 13,2 м.
Осадка 1,1 м.
Двигатели Буксир 120 л.с.
Скорость хода 10 узлов
Экипаж 250 человек.

Что самое интересное, «речной авианосец» - событие в отечественном флоте не единственное!
В декабре 1921 в Хабаровске была взорвана канонерская лодка «Вихрь» (одна из башенных канлодок типа «Шквал»). Во избежание захвата ее белогвардейцами и японцами. В 1928 году, 15 октября, корабль был восстановлен и снова вошел в состав флота, но уже в другом качестве. Теперь, это была «плавучая база несамоходная гидроавиации» (ПБНГ) или «авиаматка», как ее еще называли. В этом качестве «Амур» (новое имя корабля) в октябре-ноябре 1929 года принял участие в конфликте на КВЖД.12 октября 1929 года гидросамолеты с “Амура”, находившегося в то время в низовьях реки Амур, в течение нескольких часов были переброшены в устье Сунгари. На третий день в район боевых действий пришла сама авиаматка и полностью обеспечила дальнейшие действия гидроотряда. По оценке военных специалистов, он без “Амура” смог бы приступить к выполнению боевых задач лишь на 6-7-е сутки.
В бою 31 октября гидросамолеты 68-го отряда совершили девять боевых вылетов в районе Фугдина. Два самолета МР-1 потопили канонерскую лодку «Киан-Хын». У китайцев во всей Маньчжурии имелось только пять самолетов типа «Бреге», они ни разу за все время конфликта не появлялись над полем боя.


Личный состав 68-го отдельного речного авиационного отряда и гидросамолёты МР-1 (борта "7" и "1"),
синим крестиком помечен командир отряда - Эдуард Мартынович Лухт. На заднем плане авиаматка "Амур" (вид с кормы).


Это не сарай на барже - это авиаматка «Амур».

Первая советская авиаматка “Амур”, создана по проекту инженера мастерских Амурской речной флотилии А. Нилессо в 1928 году. Взяв канонерскую лодку “Вихрь” (946 т и 11 узлов), работники мастерских соорудили на ней закрытый ангар, задняя стенка которого, откидываясь, превращалась в гидроспуск. Внутри ангара находилось четыре поплавковых гидросамолета МР-1. Кроме него, были сооружены помещения для личного состава, склады и мастерские. Как канонерская лодка корабль был вооружён 2 х 152 мм и 2 х 120 мм орудиями, как авиаматка - 4 гидросамолётами МР-1 (Р-1а).
Восстанавливавшийся после событий революции и гражданской войны Рабоче-крестьянский Красный флот не обошел своим вниманием и авианосцы. В марте 1925 г. начались проработки вариантов переоборудования недостроенного линейного крейсера «Измаил» в авианосец. Тактико-технические элементы предполагались следующие: водоизмещение 22 000 т, скорость 27 узлов; авиагруппа: 27 истребителей, 12 торпедоносцев, шесть разведчиков и пять корректировщиков; вооружение: 8 183-мм АУ, 8 102-мм АУ, четыре пятиствольных 40-мм установки. Бронирование корпуса сохранялось, полетная палуба защищалась 51-64 мм броней. Аналогичным образом собирались перестроить пострадавший от пожара линейный корабль «Полтава», причем впоследствии его намеревались перевести на Черное море.
Предполагаемые советские авианосцы укладывались в налагаемые Вашингтонским договором ограничения, хотя СССР и не участвовал в его подписании. Но до начала работ дело так и не дошло, не составили даже эскизного проекта. «Измаил» разобрали на металлолом, а переименованную во «Фрунзе» «Полтаву» собрались превратить в линейный крейсер.
К 1927 году относится предложение переоборудовать учебное судно «Комсомолец» в учебный авианосец. Параметры будущего корабля должны были составлять: водоизмещение 12 000 т, скорость 15 узлов; авиагруппа: 26 истребителей и 16 штурмовиков; вооружение: восемь двухорудийных установок калибром 102 мм и две пятиствольные калибром 40 мм. По своим характеристикам этот проект напоминает вошедший в строй в 1924 году английский авианосец «Гермес», при определенном подобии во внешнем виде.


Создали даже опытный образец палубного штурмовика, самолет «ШОН». Отсутствие средств на переоборудование корабля и разработку технического проекта, а также желания производить какие-либо работы в данном направлении предопределили судьбу этого проекта. Никаких результатов он не имел. Строительство флота согласно концепции «Малого флота» исключало всякую возможность строительства авианосцев. На десять лет они исчезают из планов судостроения. В принципе, это было оправдано, страна восстанавливалась после потерь, развала и разрухи, ей было не до большого флота. Даже техническое состояние промышленности вряд ли позволило «тянуть» различные амбициозные проекты. К тому же на развитие флота повлияли и социальные процессы, резко меняющие уклад и облик страны, нехватка квалифицированных кадров во всех сферах, периодические «шатания» руководства флота и страны. Но никаких сомнений не вызывает, что программа «Малого флота» была тем минимумом, с которого НУЖНО БЫЛО НАЧАТЬ. Жаль, только, что дальше этого минимума так и не продвинулись.
С середины 30-х годов начинается работа над планами строительства большого современного флота. Разработки велись Управлением Военно-морских сил РККА под руководством В.М.Орлова и И.М.Лудри. Параллельно работал Генеральный Штаб РККА под руководством А.И.Егорова. В результате появились два плана строительства «Большого флота», в каждом из которых фигурировали авианосцы. План УВМС предусматривал два таких корабля, а ГШ шесть, из них два для Северного и четыре для Тихоокеанского флотов. Рассмотренные в течение 1936 года они не получили утверждения в полном объеме, авианосцы исключили, но не надолго.
Судьба Орлова и Егорова известна, что не могло не повлиять на развитие этих планов. Дважды менялось руководство ВМФ, образовался в 1937 году Народный Комиссариат Военно-Морского флота. Новые планы разрабатывались Л.М.Галлером и И.С.Исаковым. В окончательном варианте «Большой судостроительной программы» фигурировали два авианосца: по одному на каждом из океанских театров.
Как и весь мир, СССР отдал дань увлечению гибридными кораблями, типа линкор-авианосец и крейсер-авианосец. Правда, это увлечение прошло достаточно быстро и относительно безобидно для отечественной экономики. Строить таких монстров даже не начинали, все работы останавливались обычно еще на предэскизной стадии проектирования.


Один из проектов гибридного авианосца.

К концу 30х центр интереса сместился к «традиционному» виду авианосца. Традиционным он считается теперь, тогда в мире он не был общепринятым. Так что можно считать, что советские конструкторы верно почувствовали тенденции развития авианосцев. К середине 1939 года в ЦНИИ-45 разработали предэскизный проект малого авианосца, получившего №71. Этот проект в наибольшей степени соответствовал представлениям ВМФ об авианосце и возможностям судостроительной отрасли. Предлагались следующие данные: водоизмещение 11 300 т, мощность механизмов 126 500 л. с., скорость 33 уз; вооружение: 8 100-мм универсальных АУ, 16 37-мм АУ, 20 12,7-мм пулеметов; авиагруппа: десять многоцелевых самолетов и 20 истребителей, две катапульты. В качестве базового послужил корпус легкого крейсера пр. 68, с машинно-котельной установкой, это облегчало освоение нового типа корабля промышленностью. Проводились работы по формированию наиболее выгодного, с аэродинамической точки зрения, внешнего вида. Большинство корабельных систем и агрегатов, артиллерийских установок и приборов управления огнем, за исключением авиационного снаряжения, было освоено промышленностью. Местом строительства избрали завод №199 в Комсомольске-на- Амуре, с началом постройки первого корабля в 1942 году.


Проект авианосца 71.

Вступление СССР во вторую мировую войну не позволило начать строительство авианосцев пр. 71. Эскизное проектирование продолжалось: в 1944 году в ЦНИИ-45 разработали новый проект под №72. Основой для него послужил предвоенный проект 71-Б. Водоизмещение 28 800 т, мощность главной энергетической установки 144 000 л. с., скорость 30 уз, вооружение: 16 130-мм универсальных АУ, 16 85-мм АУ, 24 37-мм АУ, 48 25-мм АУ, 30 самолетов, две катапульты, бронирование: борт 90 мм, полетная палуба 30 мм, ангарная 55 мм, ангар 30 мм. Представители флота сочли авиагруппу корабля слишком маленькой для такого водоизмещения, начались переработки, но все проектом и ограничилось.


Проект авианосца 72.

В 1944-1945 гг. для обобщения опыта прошедшей войны и выработки требований к авианосцам была создана комиссия под руководством вице-адмирала В.Ф.Чернышева. Составленные ей предложения послужили основой для разработки требований к авианосцам новой десятилетней программы строительства флота (1946-1955 гг.). Нарком ВМФ Н.Г.Кузнецов предлагал построить по шесть больших и малых авианосцев. После обсуждения состава программы на совещании И.В.Сталина осталось только два малых для Северного флота.
Опять же, «урезание осетра» вполне понятно, хоть и вызывает сожаление. После войны СССР просто не мог позволить себе амбициозных морских планов. Слишком много потерь опять пришлось компенсировать. Становившееся прозрачным уже противостояние с США и Англией не могло не вызывать желания морского командования получить в свои руки средства противодействия их мощным флотам. Но такую программу страна просто не могла потянуть. Максимум, на что можно было рассчитывать в обозримом будущем - обеспечить прикрытие эскадр с воздуха на тех театрах, где такое прикрытие с берега было невозможным. Что бывает с флотом без «истребительного зонтика» СССР прекрасно понял в ходе Великой Отечественной… В литературе встречается множество вариантов анализа и сожалений на тему «жаль, что…» и «что было бы, если…», но история авианесущего флота страны и много позже описанного отрезка времени показала, что все эти рассуждения упираются в элементарные ВОЗМОЖНОСТИ построить достаточно мощные авианосцы, которых наша страна, практически, не имела.


Авианосец проекта 69АВ.

Проект 69АВ разрабатывался сразу после войны, в 1945-46 годах, когда изучалась возможность достройки незаконченного тяжелого крейсера проекта 69 "Кронштадт" в качестве авианосца. Авиагруппа планировалась в 76 самолетов, а вооружение должно было составлять 8 спаренных 130 мм орудий и 16 спаренных 37мм автоматов. Проект остался нереализованным вследствие низкой технической готовности «Кронштадта», составлявшей 10-15%.
Автор:Игорь Андреев.
Продолжение: Младший брат авианосца. Часть II.

[Источники]Источники:
http://maxpark.com/community/14
Источник:http://maxpark.com/account.




Главком ВМФ СССР Адмирал Флота Советского Союза С.Г.Горшков и Командующий Черноморским Флотом адмирал Н.И.Ховрин на палубе ПКР "Москва".

СССР., СССР vs США, ПРОТИВОСТОЯНИЕ., РОССИЯ., АВИА., ФЛОТ.

Previous post Next post
Up