Двухмоторная «Молния» американских асов - истребитель Р-38 «Лайтнинг».
Mar 08, 2017 21:50
В начале осени 1938 года в Москву поступила добытая нашей разведкой документация по новому американскому высотному перехватчику «Локхид-22». Ее сумели выкрасть в США сотрудники Разведывательного управления наркомата обороны. Толстенные пачки фотокопий содержали техописание, чертежи и рисунки самолета и его основных частей, расчеты летных характеристик и прочности планера, результаты продувки моделей в аэродинамической трубе. Оригиналы были отпечатаны на бланках фирмы «Локхид» и несли штампы «Secret». На чертежах и рисунках виден был крайне необычный по облику двухбалочный двухмоторный самолет, с коротким фюзеляжем-гондолой, трехколесным шасси и турбокомпрессорами на двигателях. Копии материалов направили в Управление материально-технического снабжения и НИИ ВВС. Вот что написал в своем отзыве изучавший материалы по американскому самолету военинженер 1 -го ранга Знаменский: «Необходимо признать, что по своим полетным качествам и мощности артиллерийско-стрелкового вооружения истребитель-перехватчик «Локхид-22» представляет значительный шаг вперед в развитии боевых самолетов, и в этом отношении заслуживает самого пристального изучения со стороны РККА». Похищенный проект представлял собой не что иное, как первые проработки по широко известному истребителю Локхид Р-38 «Лайтнинг» (по-английски - «молния»). Именно на «Лайтнинге» американский летчик сбил первый за войну немецкий самолет, «Лайтнинг» первым из американских истребителей пролетел над столицей «рейха». Он стал единственным серийным многоцелевым двухбалочным истребителем Второй мировой войны, несколько голландских "Фоккеров" С.1, успевших повоевать меньше недели в мае 1940-го, в расчёт можно не брать. «Лайтнинг» первым, среди всех серийных самолётов, получил схему шасси с носовой передней стойкой, значительно облегчавшей взлет и посадку. На нем воевали лучшие асы США... Впрочем, обо всем по порядку. Тактико-технические требования ВВС США к многоцелевому двухмоторному истребителю были сформулированы в 1935-м, а на следующий год с ними ознакомили ряд авиастроительных компаний. Самолёт задумывался как универсальный: перехватчик, дальний разведчик и истребитель сопровождения. В военно-воздушных силах проект получил индекс Х-608, а на "Локхиде" ему присвоили "фирменный" номер "Модель 22". Главные конструкторы Хэл Хиббард и Клэренс Джонсон проработали шесть вариантов компоновки двухмоторной машины. Первым шёл классический моноплан с моторами на крыле и кабиной лётчика в фюзеляже. В двух проектах двигатели стояли в толстом фюзеляже и вращали тянущие или толкающие винты в крыльях с помощью валов и редукторов. Три других варианта представляли двухбалочную конструкцию. Причём в одном случае двигатели также оставались в коротком фюзеляже, а винтовые установки в плоскостях приводились в движение через систему валов. В пятой компоновке двигатели разместили уже у основания балок, но фюзеляж отсутствовал, а место пилота находилось в левой мотогондоле. Однако для постройки выбрали шестой вариант с двумя балками и коротким фюзеляжем по центру крыла. В конкурсе участвовали и другие американские фирмы - "Дуглас", "Кертисс", "Белл" и "Валти". Но после ознакомления со всеми проектами военные заказали в июне 1937-го постройку прототипа ХР-38 лишь фирме "Локхид". Три месяца ушли на подготовку рабочих чертежей. Немало потрудились и двигателисты фирмы "Аллисон". Специально для нового истребителя разработали модификации мотора V-1710 (12-цилиндровый, V-образный, жидкостного охлаждения), имевшие противоположное вращение и исключавшие гироскопический момент. При этом облегчалось управление, а воздушный поток от пропеллеров получался симметричным. Турбокомпрессоры GE "Тип F", работавшие от выхлопных газов, повышали мощность двигателей до 1150 л.с. Компрессоры ставились в мотогондолах на уровне задней кромки крыла. Ближе к хвостовому оперению в балках разместили радиаторы с боковыми воздухозаборниками. Сама конструкция фюзеляжа и балок была цельнометаллической типа полумонокок, с дюралевой обшивкой. Однолонжеронное крыло имело закрылки Фаулера и элероны. Балки оканчивались килями и соединялись стабилизатором с рулём высоты. Все рулевые поверхности - с дюралевой обшивкой имели триммеры, что неудивительно, учитывая размеры машины. Трёхопорное шасси с носовой стойкой убиралось с помощью гидроприводов. Основные стойки прятались назад по полёту в мотогондолы, а передняя "нога" - в нижний отсек фюзеляжа. Фюзеляж получился довольно коротким и заканчивался у задней кромки крыла. Лётчик сидел в просторной кабине с большим выпуклым фонарём с переплётом. В пустующей носовой части запланировали установить 23-мм пушку "Мадсен" или ТI калибра 22,8 мм с боезапасом 50 снарядов. К пушке добавлялся квартет крупнокалиберных (12,7 мм) пулемётов "Браунинг" М-2 с запасом по 200 патронов на ствол. По подсчётам конструкторов, самолёт получался довольно скоростным - на высоте 6100 м ожидали получить 670 км/ч. Внушали оптимизм и другие характеристики. Так, высоту в 9145 м планировали достичь за 10 минут с небольшим, а потолок за счёт работы турбокомпрессоров составлял почти 12 км. В конце 1938 года первый прототип ХР-38 (без вооружения) вышел из цеха завода и по шоссе переехал на аэродром Марч Филд. Здесь к пробежкам на нём приступил лейтенант Кейси, готовясь к первому вылету. Из-за проблем с тормозами, потребовавшими доработки, взлёт назначили на 27 января. Однако сразу после отрыва ХР-38 от ВПП возникли вибрации закрылков, приведшие к поломке узлов их навески. Кейси удалось частично справиться с вибрацией, увеличив угол атаки. После 30-минутного полёта пришлось с таким же углом сажать самолёт. Из-за задранного носа бетонной ВПП сначала коснулись кили (получив повреждения), и лишь затем ХР-38 встал на основные колёса. После ремонта и доработок закрылков полётную программу продолжили, и к 10 февраля общий налёт составил около 5 часов. Серьёзных проблем больше не возникало.
Для проверки на скорость и дальность запланировали провести перелёт ХР-38 через всю территорию США. Кейси должен был взлететь с тихоокеанского побережья в Калифорнии и достичь аэродрома Райт Филд в Дэйтоне (штат Огайо). 11 февраля ранним утром ХР-38 покинул Марч Филд и, дозаправившись на базе Амарильо в Техасе, приземлился в Дэйтоне. Самолёт вёл себя безупречно, и перелет решили продолжить до аэродрома Митчелл Филд под Нью-Йорком. На Атлантическом побережье истребитель приземлился, пробыв в пути 7 ч 2 мин. Средняя скорость составила 563 км/ч. К сожалению, этот полёт, доказавший хорошие характеристики машины, закончился неудачно. Кейси заходил на посадку, всё ещё не доверяя эффективной работе закрылков. Поэтому угол атаки был довольно высоким, а двигатели работали на повышенных оборотах. Из-за большой посадочной скорости самолёт несколько раз "скозлил" и перевернулся, получив значительные повреждения. Сам Кейси отделался лишь ушибами, но первый прототип восстанавливать уже не было смысла. Эта авария не оказала влияния на дальнейшую судьбу "тридцать восьмого". В конце апреля 1939 года "Локхид" подписала контракт на постройку 13 предсерийных YР-38 с двигателями V-1710-27/29. Пропеллеры также вращались в противоположные стороны, но в ином направлении. В отличие от первого прототипа, при взгляде из кабины винты вращались в направлении от фюзеляжа. Вооружение предсерийных YР-38 также отличалось и состояло из 37-мм пушки М-9 (боезапас 15 снарядов), двух пулемётов калибра 12,7 мм (боезапас на ствол 200 патронов) и паре по 7,62 мм (500 патронов на ствол). Взлетный вес YР-38 доходил до 6514 кг, а максимальная скорость на 6100 м -652 км/ч. Новаторский самолёт оказался достаточно сложным и дорогим в производстве. Поэтому лишь 17 сентября 1940 года первый YР-38 поднялся в воздух. Ещё раньше двухбалочным истребителем заинтересовались Англия и Франция. В мае 1940-го в Нью-Йорке побывали закупочные комиссии этих стран, подписав с "Локхидом" предварительный контракт на поставку истребителей. Французские ВВС планировали приобрести 417 самолётов, а Великобритания - 250. Однако уже в июне по Парижу маршировали части вермахта, и французский заказ пришлось аннулировать. "Лайтнинги" заказали и ВВС США. К первой партии из 80 Р-38 вскоре добавили ещё 66 самолётов. Серийные Р-38 были идентичны YР-38, но с пулемётами калибра 12,7 мм. За 30 серийными Р-38 (без буквенной добавки после номера), последовали 36 Р-38D, отличавшиеся протектированными баками, бронеплитами у лётчика и доработанной кислородной системой. Самолёту сразу присвоили индекс "D", чтобы унифицировать истребитель по обозначению, с уже имевшимися самолётами Р-39D и В-24D, на которых выполнили подобные доработки. Таким образом, пропустили индексы "С" и "B", а букву "А" отдали экспериментальному ХР-38А с гермокабиной.
Пока шла подготовка к выпуску серийных машин, пилоты фирмы "Локхид" и ВВС США тщательно облетали предсерийные YР-38. При лётных испытаниях "Лайтнингов" столкнулись с двумя неприятными проблемами - вибрацией хвостового оперения и плохой управляемостью при пикировании на больших скоростях. С вибрацией хвостового оперения справились достаточно легко, установив на руль высоты балансировочные грузы и доработав зализы в месте сопряжения крыла с фюзеляжем (завихрение потока теперь уменьшилось). А со второй проблемой возились долго. Из-за сжимаемости воздуха на скоростях пикирования при числах М= 0,7-0,75 руль высоты становился практически неэффективным. Пришлось испытывать различные профили и конструкции в аэродинамической трубе. Лишь к 1944 (!) году задачу окончательно решили, и на всех Р-38 сняли ограничения скорости при пикировании. За первой партией Р-38 и Р-38D ВВС США заказали дополнительно 40 самолётов. Серийные Р-38 были готовы в июне 1941 года, а Р-38D сошли с конвейера в октябре. В декабре после нападения японских авианосцев на Перл-Харбор, США вступили во Вторую мировую войну и заказы на новый самолёт резко возросли. К тому времени на стапелях находились две очередные модификации "тридцать восьмого" - Р-38Е и "Модель 322-В"- (экспортный вариант для Великобритании). Теперь самолёту, кроме индекса, присвоили и собственное имя. Сначала было предложено имя "Атланта", но окончательный выбор остался за более благозвучным "Лайтнингом". Англичане всегда отличались особым мнением и присваивали экспортным самолётам свои имена. Но новый истребитель фирмы "Локхид" стал исключением, сохранив родное "американское" имя. Королевские ВВС Великобритании к концу 1941 года планировали получить 667 "Лайтнингов" МкI и МкII. МкI соответствовал по оборудованию Р-38D, но с двигателями V-1710 (1090 л.с.) без турбокомпрессоров. Первый МкI в камуфляже Королевских ВВС и английскими опознавательными знаками взлетел в августе 1941 года. Три первых машины отправились за океан, где в испытательном центре Боскомб Даун приступили к оценочным полётам. Мнение английских пилотов о самолёте оказалось не очень высоким. В отчётах лётчики в первую очередь указывали на плохую маневренность "Лайтнинга", хотя в остальном данные были сопоставимы с другими двухмоторными истребителями того времени. К числу дефектов они относили и солнечные блики от мотогондол, мешавших безопасной посадке. Тем не менее, критика возымела действие и от поставки 143 "Лайтнингов" МкI отказались.
Работы по сборке этих машин уже шли и 140 из них передали в ВВС США. Самолёты получили собственный индекс Р-322 (от "Модели-322В") и летали только над территорией США. 40 Р-322, находившиеся в строю к 7 декабря 1941-го, с началом боевых действий направили охранять западное побережье страны. Невостребованные "англичане" базировались на Аляске и Алеутских островах. Большинство Р-322, получивших в дальнейшем более мощные двигатели серии "F", летали до1945 года, преимущественно в качестве учебных машин. Не попали в Англию и 524 "Лайтнингов" МкII с двигателями V-1710F5L (1150 л.с.) с турбокомпрессорами. Лишь одну машину успели в октябре 1942-го перекрасить в камуфляж Королевских ВВС, но остальные самолёты остались на родине под индексами Р-38F и Р-38G. Эти модификации заменили на конвейере "Лайтнинги" Р-38Е, выпускавшиеся с осени 1941 года. Р-38Е (всего выпустили 310 машин) отличался 20-мм пушкой М-1 (вместо ненадёжной М-9), доработанными гидро- и электросистемой и увеличенным боезапасом пулемётов. В конце 1941-го два самолёта этого варианта переделали в фоторазведчик F-4. Всё вооружение заменили на четыре фотокамеры. В 1942 году подобным доработкам подвергли ещё 97 Р-38Е, также перекрестив их в F-4.
Р-38F отличался от Р-38Е двигателями V-1710-49/57 (1225 л.с.). Со стапелей сошли 547 "Лайтнингов" с буквой "F", из которых 20 - в варианте фоторазведчика F-4А. "Молнии" с высотными моторами V-1710-51/55 получили индекс Р-38G, а Р-38Н оснащался парой V-1710-89/91 (1425 л.с.). И у этих вариантов имелись безоружные фото версии. Из 1462 Р-38G 180 стали разведчиками F-5А, а ещё 200 получили номер F-5В (отличались фотооборудованием). Среди 601 Р-38Н разведчики F-5С составляли 128 самолётов. Летом 1943 года проходил испытания опытный ХР-50 (созданный на базе Р-38С), предназначенный для высотной разведки. В этой машине в увеличенном фюзеляже нашли место для наблюдателя. Он отвечал за работу фотокамеры К-17 в кабине и панорамного фотоаппарата в хвостовой балке. А пилот, в случае необходимости, мог вести огонь из пары оставленных пулемётов. Правда, серийный выпуск этого варианта не состоялся. Кроме использования различных двигателей, конструкторы "Локхида" вводили и другие изменения в "Лайтнинги". В январе 1942-го установили узлы для двух подвесных баков по 568 л или 1136 л. Крыло усилили, а при необходимости на эти узлы вешались бомбы по 454 кг или 762 кг. С дополнительными топливными ёмкостями дальность "Лайтнинга" значительно выросла, что наглядно доказал перелёт в августе 1942-го Р-38F через США. Залитая «под завязку» топливом "Молния" без вооружения и парой баков по 1136 л за 13 часов преодолела 4677 км, а остаток бензина позволял пролететь ещё 160 км. В конце 1942-го Р-38F испытали в качестве торпедоносца. Под крылом вешалась одна торпеда весом 875 кг и один бак на 1136 л (или две торпеды одновременно). Испытания прошли вполне успешно, но на фронте «Лайтнинг»-торпедоносец не появлялся. На этом же самолёте попробовали сброс 908-кг бомбы, и подобный истребитель-бомбардировщик успел повоевать в Европе в конце 1944 года. Для патрулирования над Тихим океаном конструкторы "Локхида" предложили создать поплавковый "Лайтнинг". Соответствующую документацию подготовили, но поплавки так и не установили.
Работали конструкторы над новыми высотными вариантами двухбалочной "Молнии". Первым "Лайтнингом" с гермокабиной, как уже говорилось, стал опытный ХР-38А. В ноябре 1942-го поднялся в воздух улучшенный вариант ХР-49 с двигателями "Континенталь" ХI-1430-1 (12-цилиндровый, V-образный перевёрнутого типа, жидкостного охлаждения), мощностью 1600 л.с. На этом "высотнике" планировали установить пару 20-мм пушек и четыре 12,7-мм пулемёта. Но в полёт единственный ХР-49 уходил безоружным, поскольку понадобилось разместить второго члена экипажа - инженера-наблюдателя. Ещё одной профессией для Р-38 стала буксировка планеров. В хвостовой части установили замки, и "Лайтнинг" в 1942 году успешно прошёл испытания по буксировке десантного планера Вако СG-4А. В том же году испытали в полёте воздушный газогенератор для постановки дымовой завесы наступающей пехоте.
Производство "Лайтнингов" увеличивалось с каждым годом. В 1941 году выпустили 207 истребителей, а в следующем - 1478. "Молнии", всё чаще привлекавшиеся к боевым вылетам, открыли счёт сбитым японским самолётам 4 августа 1942 года. В этот день пара Р-38 343-й истребительной группы, взлетев с аэродрома Адак на Аляске, обнаружила и сбила две летающие лодки "Каваниши" Н6К4 "Мэйвис". В июле 1942-го "Лайтнинги" участвовали в операции "Болеро"- переброске самолётов из США на базы в Великобритании. Первыми перебазировались 200 "тридцать восьмых" 14-й истребительной группы, пролетев с подвесными баками через Ньюфаундленд, Гренландию и Исландию. Каждую группу из четырёх истребителей вёл самолет-лидер Боинг В-17. "Лайтнинги" 27-й истребительной эскадрильи (1-я истребительная группа) остались в Исландии для патрулирования над северной Атлантикой. 15 августа 1942 года лётчик Р-38 этой эскадрильи одержал первую победу американских ВВС над немецким самолетом. "Лайтнинг" вместе с истребителем Р-40 (33-й группы) сумел сбить четырехмоторный Fw-200 "Кондор". В ноябре 1942 года часть "Лайтнингов" перелетела из Англии на базы в Средиземном море для участия в операции "Торч" - высадке десанта союзников в Северной Африке. В небе над Тунисом двухбалочные "Молнии" зачастую выступали в качестве эскортных истребителей своих бомбардировщиков. Воздушные бои с немецкими и итальянскими самолетами случались довольно часто и шли с переменным успехом, сказывалась недостаточная маневренность тяжелых «Лайтнингов». Так, лишь 48-я истребительная группа с ноября 1942-го по февраль 1943-го потеряла 20 Р-38 и 13 лётчиков, из них пять машин - 23 января. Однако "Лайтнинги" не оставались в долгу, считаясь в воздухе серьёзным противником благодаря хорошим скоростным характеристикам. 5 апреля экипажи 82-й группы ВВС США перехватили 17 самолётов "Люфтваффе", сбив 5. Их коллеги из 1-й истребительной группы были ещё более удачливыми, уничтожив в тот же день 16, а через четыре дня ещё 28 самолётов со свастикой на хвосте. Правда, справедливости ради, стоит отметить, что практически все эти победы были над германскими бомбардировщиками. В октябре над Критом отличились лётчики 14-й группы. "Тридцать восьмые" атаковали соединение тихоходных Ju-87, в том бою (хотя сложно назвать это боем) командир группы заявил о семи лично сбитых "Юнкерсов". К тому времени "Лайтнинги" и сами всё чаще стали привлекаться к штурмовкам с подвешенными под фюзеляжем бомбами.
Хорошо зарекомендовали себя "Молнии" на Тихом океане. Ещё в августе 1942-го в Порт Морсби (Новая Гвинея) прибыла 39-я истребительная эскадрилья. Правда, из-за технических проблем с перегревом моторов в тропиках к реальным боевым вылетам приступили лишь к концу года, доработав систему охлаждения. Но уже в первом бою 27 декабря, американцы сбили несколько японских самолетов. Интересная информация сторон об итогах этого боя. Всего пилоты «Лайтнингов» заявили об 11 сбитых японских машин (в некоторых статьях указывается даже 15 самолетов), в том числе пару записал на себя будущий лучший американский ас Ричард И. Бонг. При этом лишь один Р-38 лейтенанта Спаркса получил в этом бою повреждения двигателя. Японские пилоты 11-го сентая объявили, в свою очередь, о семи сбитых «Лайтнингах». В действительности же, согласно имеющимся документам, 582-й кокутаем был потерян в бою один «Зеро», второй А6М был поврежден и разбился во время вынужденной посадки (пилот остался жив), кроме того, один «Вэл» был сбит, а другой бомбардировщик вернулся на базу с повреждениями. В 11-й сентае потеряли два Ки-43 «Хаябуса» и одного пилота. При этом стоит учесть, что, кроме Р-38, в том бою участвовали и Р-40, которым как раз поспешили помочь «Лайтнинги». "Лайтнинг" с его большой дальностью идеально подходил для патрулирования над огромными океанскими просторами. Именно поэтому 18 апреля 1943-го на атаку японских бомбардировщиков с адмиралом Ямамото на борту отправились 18 "Молний" 339-й эскадрильи. Из перехваченной радиограммы американцы узнали о прибытии на остров Бугенвиль командующего флотом Страны восходящего солнца и такой шанс упускать не собирались. Пролетев над океаном около 700 км, "Лайтнинги" точно вышли на противника в расчётное время. После скоротечного боя японским морякам пришлось выбирать нового командующего. По заявлению американцев, они сбили три бомбардировщика "Мицубиси" G4М и три истребителя А6М "Зеро", потеряв в бою один "Лайтнинг". Через два месяца фамилии лётчиков 339-й эскадрильи вновь были на устах у личного состава ВВС. "Молнии" соединения перехватили большую группу пикировщиков Аичи D3А под прикрытием истребителей "Зеро". Больше других после посадки качали лейтенанта Мюррея Шубина. За один боевой вылет пилот записал на свой счёт шесть воздушных побед, сразу став лучшим американским асом на Тихом океане.
Проблемы с охлаждением двигателей "Лайтнинга" привели к созданию очередной модификации - Р-38J. Теперь воздух после турбокомпрессоров, прежде чем попасть в карбюратор, охлаждался в дополнительных радиаторах под коком винта. А радиаторы в балках получили более широкие боковые воздухозаборники. Благодаря доработкам мощность двигателей V-1710-89/91 на высоте возросла, Р-38J на 9145 м развивал скорость до 665 км/ ч, а дальность с подвесным баком 1136 л составляла 3218 км. Всего собрали 2970 Р-38J, которые, по мере выпуска, постоянно совершенствовались. В частности, увеличили ёмкость крыльевых баков на 416 л. На модификации Р-38J-25 появились подкрыльевые щитки, облегчавшие управление самолётом при пикировании. Вскоре серийные Р-38J оснастили бустерами элеронов. Таким образом, тяжелый "Лайтнинг" первым среди всех истребителей получил гидроусилители в управлении. За Р-38J последовал вариант Р-38L с моторами V-1710-111/113 (1475 л.с.), выпущенный в количестве 3923 машин. Более 700 "Молний" Р-38J и L переоборудовали в разведчики F-5Е, F и G (отличались фотооборудованием). Опытной модификацией стал Р-38К с двигателями V-710-75/77 и винтами большего диаметра. Но новые моторы потребовали серьёзно изменить конструкцию крыла (пришлось бы менять заводскую оснастку), поэтому серия не состоялась. На фирме "Локхид" не прекращались работы по усовершенствованию уже выпущенных "Лайтнингов". На Аляске облетали Р-38G с убираемыми лыжами. Полёты прошли успешно, но заказов для строевых частей не последовало. Проводились на "Молниях" и испытания различного вооружения. На полигоне аэродрома "Райт Филд" Р-38L поднимался в воздух с мощной батареей из трёх пулемётов калибра 15,24 мм и восьми калибра 12,7 мм, а под каждой плоскостью стояло ещё по спарке крупнокалиберных пулемётов. Но для применения на фронте конструкторы выбрали ракетное оружие. Под крылом появились направляющие для неуправляемых ракетных снарядов НVAR. Сначала они располагались по семь в ряд под каждой плоскостью. А окончательным стал вариант с пятью ракетами с каждой стороны, вешавшиеся на одном узле "ёлочкой".
Р-38G послужил базой для лёгкого бомбардировщика, получившего название "Друп Снут" (Вытянутый нос). В удлинённой носовой части установили плексигласовый фонарь и добавили в экипаж штурмана, отвечавшего за работу бомбоприцела "Норден". На заводе под Белфастом таким образом доработали 25 "Лайтнингов", вошедших в состав 8-й воздушной армии ВВС США. Ещё одной разновидностью "Друп Снута" стал вариант с радиолокационным прицелом АТ/АРS-15 в носу, за которым сидел штурман-оператор. Радарный прицел поставили на несколько десятков Р-38L, также воевавших в Европе. Первый боевой вылет "Вытянутые носы" совершили 10 апреля 1944-го, атакуя цели под Дизиром. Две эскадрильи 55-й истребительной группы выполняли роль бомбардировщиков, а прикрывали их сверху одноместные "Лайтнинги". Каждый "Друп Снут" нёс по одной 454-кг бомбе и подвесному баку. Хотя цель была прикрыта облаками, штурманы точно вышли на точку сброса. В дальнейшем "Лайтнинги"-бомбардировщики выполняли вылеты с одной или даже парой более крупных бомб по 908 кг, но уже без баков.
Главной профессией "Молний", естественно, оставалась "истребительная" работа. До целей в Германии американские бомбардировщики В-17 и В-24 очень часто сопровождали именно "Лайтнинги", благодаря их большой дальности. Были и исключения. В июне 1944-го одноместные "тридцать восьмые" 82-й истребительной группы атаковали с пикирования нефтезаводы в Плоешти. Румынские зенитчики и лётчики хорошо подготовились к "встрече", сумев сбить 22 "Молнии". В дальнейшем "Лайтнинги" 82-й и 14-й истребительных групп участвовали в так называемых "челночных" рейсах, сопровождая бомбардировщики В-17 и В-24. Американцы взлетали с баз в Италии, сбрасывали бомбы над Румынией и Германией, а посадку совершали на советских аэродромах. Здесь после дозаправки и отдыха экипажи уходили в обратный полёт. Но с лётчиками "Молний" "сталинские соколы" могли близко познакомиться не только в столовой аэродрома Полтавы. Осенью 1944-го между союзниками в небе Югославии состоялся реальный воздушный бой. Эти события произошли после освобождения Белграда Красной Армией. В начале ноября по дороге в районе города Ниша шёл маршем стрелковый корпус генерал-лейтенанта Г.П. Котова. Прикрытие с воздуха отсутствовало, поскольку в этом районе авиации противника не было. Недалеко от города базировался истребительный полк 17-й воздушной армии, которым командовал майор Д. Сырцов. Обстановка на аэродроме была спокойной, а в этот день дежурило звено капитана А. Колдунова (будущего дважды Героя Советского Союза, маршала авиации и главкома ПВО страны). В небе послышался рёв самолётов. Сырцов с тревогой посмотрел в небо, хотя был уверен, что немцев здесь быть не должно. Но самолёты оказались американскими Р-38, которые, казалось, по своей инициативе собирались прикрывать с воздуха наши войска, хотя нужды в этом не было. Однако вскоре "Лайтнинги" встали в круг и один за другим стали заходить на атаку колонны. Вся дорога тут же окуталась дымом. Наши солдаты размахивали красными знамёнами и белыми лоскутами, сигнализируя американцам, что те напали на союзников. Но бомбы продолжали сыпаться вниз. Сырцов тут же бросился на свой аэродром. Над ним низко пронеслась шестерка Р-38 и сбила наш взлетавший истребитель Як-9. Ещё не добежав до КП, комполка увидел, как взлетел самолёт Колдунова, а за ним ещё два "Яка". Сырцов приказал поднять весь полк, взлетел и сам. По рации он несколько раз передал: "Огня не открывать! Подавать сигналы, что мы свои". Но американцы подбили ещё один наш истребитель, летчик которого, к счастью, успел выпрыгнуть с парашютом. Тем временем Колдунов врезался в многочисленную группу "Лайтнингов" и с близкого расстояния расстрелял сначала одного, а затем другого. Ему удалось повторить атакующий манёвр, и вскоре ещё два "союзника" оказались на земле. А всего наши асы сбили семь самолётов. Один американский лётчик на парашюте спустился у дороги и был подобран пехотинцами. Поскольку допросить на месте было некому, Сырцов отправил его в штаб 17-й армии. Во время этого налёта погибло много наших солдат, в том числе и командир корпуса боевой генерал Г.П. Котов. Всех погибших похоронили на месте, и по воспоминаниям Колдунова и Сырцова, на могилах несколько дней не гасли свечи, зажжённые местными жителями. Для разборки инцидента в полк прилетел командующий 17-й воздушной армией генерал В. Судец. Его точка зрения была такой - советские лётчики действовали правильно и отличившихся необходимо отметить. Но донесения в штаб армии не писать, корреспондентам сведений не давать. Никто не хотел портить отношения с союзниками без высокой команды сверху. Последней модификацией стал двухместный ночной истребитель Р-38М. Выпуск заказанного фирме "Нор-троп" "ночника" Р-61 "Чёрная вдова" затягивался, и временно решили создать подобную машину на базе "Лайтнинга". Опыты с установкой на самолет РЛС сначала выполнили инженеры в строевых частях. В 6-й истребительной эскадрилье на Новой Гвинее два Р-38G переделали в ночной истребитель собственными силами. Радар SCR-540 разместили в подвесном баке, а место оператора оборудовали за лётчиком. Правда, эскадрилью вывели в США раньше, чем успели испытать конструкцию в реальном бою.
На фирме "Локхид" доработки выполнили уже более профессионально. Локатор АN/АРS-4 в сигарообразном контейнере вешался под носовой частью, а оператор сидел за пилотом. После испытательных полётов со стрельбой оказалось, что вылетавшие гильзы повреждают обтекатель РЛС. Пришлось перенести радар под правую плоскость. Несколько доработанных Р-38J передали для испытаний в 481-ю тренировочную группу. После оценочных полётов, ВВС США заказали 75 машин, получивших индекс Р-38М. Первые серийные Р-38М были готовы в начале 1945-го, и в боевых действиях участия принять не успели. После капитуляции Японии ночные "Лайтнинги" базировались в побежденной стране до начала 1946-го, входя в состав 418-й и 421-й эскадрилий. Во Второй мировой войне "Молнии" успели полетать и с опознавательными знаками Франции. После высадки англо-американских войск в Африке, Франция вошла в антигитлеровскую коалицию и получила самолёты от союзников. Разведгруппе II/33 первой поставили в ноябре 1943-го шесть фоторазведчиков F-4А, а затем и F-5А. Части базировались в разное время в Италии, Сардинии, Корсике и Франции. Самым известным французским пилотом "Лайтнинга", несомненно, был писатель Антуан де Сент-Экзюпери, который погиб на своей безоружной "Молнии", не вернувшись из полёта 31 июля 1944 года. По данным архивов "Люфтваффе", в этот день немцы сбили лишь один двухбалочный истребитель "Локхида". Поэтому точно известно, что Экзюпери стал жертвой "Фокке-вульфа" Fw 190D-9. Три фоторазведчика F-4 передали в ВВС Австралии, где их использовали для наблюдения за японцами в конце войны. 15 "Лайтнингов" (в основном разведчики F-5) в 1944-45 годах американцы направили Китаю. С началом гражданской войны в стране эти самолёты оказались как у Чан Кай-Ши, так и у коммунистов Мао. Ещё одной страной, получившей на вооружение двухбалочную "Молнию", стала Португалия, но здесь в дело вмешался случай. В ноябре 1942-го пара Р-38F совершала перелёт из Англии в Северную Африку. По ошибке пилоты стали садиться в Лиссабоне. Один из лётчиков сразу разобрался в ситуации и, не выключая мотора, тут же поднялся в воздух. Но вторая машина взлететь не успела и досталась португальцам в качестве трофея. Самолёт вошёл в эскадрилью ВВС страны. В декабре в эту эскадрилью включили ещё и 18 истребителей "Белл" Р-39 "Аэрокобра". Они тоже по ошибке приземлились в Португалии. После окончания войны "тридцать восьмой" довольно быстро сняли с вооружения ВВС США, хотя другие поршневые истребители (Р-51 и Р-47) продолжали нести боевую службу. Несколько "Молний" оставались в строю до 1949 года, в качестве учебных машин. В 1947-м несколько десятков "тридцать восьмых" направили Гондурасу в качестве военной помощи. Четыре самолета в 1961-м вернулись на родину, когда они представляли интерес уже как музейные экспонаты. Один «Лайтнинг» этой группы занял своё место в экспозиции музея ВВС США. В 1949-м, после образования НАТО, 50 "Молний" передали Италии. Их служба была недолгой, и вскоре в строевых частях поршневые истребители фирмы "Локхид" заменили на реактивные "Вампиры". Таким образом, двухбалочные "Молнии" находились на вооружении чуть больше 10 лет, и стали единственными американскими истребителями, чьё серийное производство началось до Перл-Харбора, а продолжалось вплоть до капитуляции Японии. К августу 1945-го выпустили в общей сложности 9923 самолёта всех модификаций. Хотя серии других поршневых истребителей (Р-39 "Аэрокобра", Р-47 "Тандерболт" и Р-51 "Мустанг") по количеству превосходили самолёт "Локхида", на отношении лётчиков к машине это не сказывалось. Пилоты любили свои "Молнии" за большую дальность и надёжность - два мотора всегда лучше, чем один. Уступая одномоторным машинам в маневренности, "Лайтнинг" был очень хорош для дальних патрулирований на высоте.
Автор: Инженер-технарь. [Источники]Источники: Источники: Фирсов А. Локхид Р-38 "Лаитнинг"/// Авиация и космонавтика. 1998. №4. С. 37-52. Котельников В., Кондратьев В. Дорогая "Молния". // АвиаМастер. 2002. №4. С.19-37 Иванов С. Тяжёлый истребитель Lockheed P-38 Lightning. Война в воздухе. №103. С.2-8, 22-30. Колов С. Блеск "Молнии" - в десять лет. // Крылья Родины. 1996. №10. С.18-23. Медведь А. Локхид Р-38 "Лайтинг". М.: Арсенал-Пресс; Элакос, 1994. С.6-32. Фирсов А. Истребители США // Авиационный сборник. №13. C. 46-50. Источник:http://topwar.ru/.