Противолодочный крейсер - вертолетоносец проекта 1123 «Ленинград».
Jan 07, 2017 22:15
«…Удивительно, как могло позволить себе руководство страны и командование ВМФ, зная о понесенных при строительстве таких кораблей миллиардных затратах при напряжении всего народа, через полтора десятка лет легко продать их на лом, получив при этом копейки». 15 января 1965 года, на следующий день после спуска ПКР «Москвы» на Николаевском судостроительном заводе №144 приступили к строительству второго корабля пр. 1123 - «Ленинград» (заводской №702). Второй авианесущий крейсер создавался на базе опыта приобретенного при строительстве ПКР «Москва». Технический проект крейсера был утвержден 25 января 1962 года, в его строительстве участвовало около 200 предприятий и организаций. Главным строителем корабля был Винник Иван Иосифович, сдаточным механиком - Овдиенко Игорь Николаевич.
31 июля 1966 года он был спущен на воду, а 24 января 1967 года - зачислен в списки кораблей ВМФ. 15 декабря 1968 года на «Ленинграде» был поднят Военно-морской флаг.
Первым командиром крейсера назначен капитан 2 ранга Звездовский Михаил Леонидович, старшим помощником - капитан 2 ранга Ермоленко Владимир Михайлович, заместителем командира по политической части - капитан 3 ранга Патласов Олег Степанович, командиром БЧ-6 - майор Ю.Савельев, чуть позже - капитан Венгеров Николай Александрович.
ПКР «Ленинград» вступил в строй 2 июня 1969 года, а 9 июля - включён в состав Краснознамённого Черноморского флота (первоначально предполагалось включить его в состав Краснознаменного Северного флота).
Противолодочный крейсер проекта 1123 «Ленинград».
Крейсер 15 раз выходил в Средиземное море на боевую службу, дважды посещал Балтийское море, совершал походы вокруг Африки. В 1970-1974 годах ПКР «Ленинград» несколько раз находился в зоне военных действий, выполняя боевую задачу по оказанию помощи вооружённым силам Египта. В период с 4 августа по 14 октября 1974 года он являлся флагманом отряда кораблей по разминированию Суэцкого залива. Эскадрилья под командованием подполковника Л.П.Беляева совершила 188 боевых вылетов на траление мин. Всего советские моряки очистили от мин акваторию площадью 1250 кв. миль. С 18 августа по 6 ноября 1984 года совместно с БПК «Красный Крым» и судами обеспечения крейсер осуществлял разминирование акватории Красного моря у побережья Йемена и Эфиопии.
Корабль принимал участие в крупных учениях «Океан» (вместе с «Москвой», 1970г.), «Юг-71» (1971г.), «Вымпел» (1972г.), «Запад-81» (1981г.), «Заслон-84» (совместно с Кубой, 1984г.). В январе 1972 года «Ленинград» нанёс визиты в Александрию (Египет). В марте 1972 года крейсер участвовал в спасении атомной подводной лодки К-19, потерпевшей аварию в Северной Атлантике. Экипаж был спасён при помощи вертолётов, а лодка отбуксирована в Североморск.
В 1970-1974 годах ПКР «Ленинград» несколько раз находился в зоне военных действий, выполняя боевую задачу по оказанию помощи вооружённым силам Египта. В период с 4 августа по 14 октября 1974 года он являлся флагманом отряда кораблей по разминированию Суэцкого залива. Эскадрилья под командованием подполковника Л.П.Беляева совершила 188 боевых вылетов на траление мин. Всего советские моряки очистили от мин акваторию площадью 1250 кв. миль. С 19 по 23 ноября 1974 года - дружеский визит в Дакар (Сенегал).
С 4 по 7 августа 1975 года «Ленинград» нанёс визиты в Александрию (Египет). С 30 октября по 5 ноября 1975 года - дружеский визит в Дубровник (Югославия), с 14 по 19 октября 1976 года - в Сплит (Югославия), с 27 сентября по 1 октября 1981 года - в Эль-Джазаир (Алжир), с 26 по 30 марта 1984 года - в Гавану (Куба), с 8 по 28 сентября 1984 года - Аден (НДРЙ). В июне 1980 года корабль посетил Ленинград - город, чьё имя он носил.
Корабль дважды проходил капитальный ремонт на «Севморзаводе» в Севастополе (1976-1977гг. и в 1981г.) и на Черноморском судостроительном заводе (бывшем №444) в Николаеве (1986-1987гг.), (1979г.?). В 1991 году его снова планировалось поставить на капитальный ремонт, но из-за начавшегося развала страны этого не произошло.
24 июня 1991 года «Ленинград» был исключён из состава флота и разоружён. 31 декабря 1991 года его команда была расформирована. А в ночь на 24 августа 1995 года его на буксире увели в Индию для разделки на металл.
Противолодочные крейсера пр. 1123 «Москва» (вверху)
и «Ленинград» (внизу) на «корабельном кладбище» в г. Аланг, Индия.
В дальнейшем первые отечественные корабли, специально спроектированные для базирования на них реактивной авиации, создавались как развитие крейсеров-вертолетоносцев типа «Москва» и до 28 июня 1977 также относились к классу противолодочных крейсеров. В отличие от зарубежных многоцелевых авианосцев с СКВВП «Харриер», советские ТАКР (после появления класса атомных ракетных крейсеров - ТАВКР) задумывались как специализированные корабли ПЛО. Нанесение ударов палубной авиацией по неприятельским надводным силам или берегу не планировалось; основными задачами СВВП Як-38 было воздушное прикрытие своего корабля и его вертолетов, а также противодействие вражеской противолодочной авиации в районах развертывания наших АПЛ. Кроме того, ТАВКР несли полный комплект ударного и оборонительного ракетного оружия, принятый для ракетных крейсеров. [Источники]Источники: