Шесть тезисов о ранней ФРГ

Aug 10, 2022 21:59

Существует несколько устойчивых мифов, связанных со становлением послевоенной ФРГ. Наиболее распространенные из них:
- В 1945 году поражение заставило всех немцев до единого образумиться, отвернуться от нацизма и стать образцовыми демократами.
- Демократию в Западной Германии построили западные державы, именно они насильно перевоспитали всех западных немцев и заставили их вести себя прилично.
- В ФРГ сначала разобрались со своим прошлым, проработали и осудили его, и только благодаря этому смогли построить устойчивое демократическое государство.

На самом деле все было немного не так. А как? Если пространно и подробно, то придется писать книгу. Поэтому ограничусь несколькими тезисами.

1. Никакого «часа ноль» в 1945 году для немецкого общества не существовало. Гитлер продолжал пользоваться посмертной популярностью, значительная часть общества и спустя несколько лет после поражения считала довоенный Третий рейх лучшим временем в германской истории. В 1950-60-е годы в ФРГ было достаточно много людей, не желавших ничего знать ни о какой вине, ответственности и далее по списку. Эти люди искренне считали, что вермахт выполнял благородную миссию по защите Германии от большевизма, а лагеря смерти - придуманный победителями фейк. «Вечно вчерашние» не составляли большинства, но к ним примыкала значительная масса немцев, скептически относившихся к демократии.

2. После наказания главных преступников денацификация осуществлялась спустя рукава, и многие люди с весьма коричневым прошлым занимали важные посты в государственном аппарате, армии, бизнесе. Правда, они в большинстве своем совершенно не пытались возрождать Третий рейх. Новая система успешно интегрировала большинство из них. Вероятно, эта интеграция стала в свою очередь одной из важных предпосылок стабильности ранней ФРГ.

3. Влияние держав-победительниц на процессы денацификации и построения демократического государства было серьезным, но ограниченным и недостаточным для успеха этих процессов. После очень короткого периода прямого управления оккупационные администрации делегировали все больше властных полномочий новой немецкой элите. Деятельное участие в формировании последней было, кстати, едва ли не самым важным вкладом победителей в создание нового государства. Именно эта элита, ядро которой составили фигуры, находившихся в деятельной или пассивной оппозиции Третьему рейху, и создала Западную Германию. Политическая система ФРГ держалась не на американских штыках. Если бы значительное число западных немцев отвергло новый режим, победители мало что смогли бы с этим поделать. Вопрос о том, могут ли оккупационные власти построить по своей прихоти желательную им политическую систему и - самое главное - сделать ее стабильной, можно рассмотреть на примере Афганистана.

4. Реально разбираться со своим прошлым западные немцы начали ближе к концу 1960-х годов, когда повзрослело новое поколение, многие запятнанные фигуры сошли со сцены, а ФРГ уже представляла собой достаточно успешную и стабильную систему, которой не грозила судьба Веймара. Процесс преодоления прошлого при этом затянулся на десятилетия - даже спустя полвека после войны тема военных преступлений вермахта оставалась весьма болезненной и вызывала жаркие споры.

5. Главным фактором стабильности ранней ФРГ являлось знаменитое «немецкое экономическое чудо». Граждане стали всем сердцем поддерживать новую систему тогда, когда почувствовали реальные улучшения в своей собственной жизни. Часто говорят, что победители поступили весьма мудро, не наказывая западных немцев материально, а помогая им как можно скорее восстановиться. На самом деле, эта стратегия была продиктована в первую очередь не исторической мудростью, а развитием Холодной войны в Европе. В ситуации острого противостояния с соцблоком западным державам была нужна сильная и успешная ФРГ как восточный бастион западного мира, нужна была западногерманская армия и промышленный потенциал. Вопрос наказания немцев по этой же причине быстро стал неактуален.

6. И напоследок: мы все ругаем телевизор, и есть за что. Однако в 1950-60-е годы именно телевидение стало, по некоторым данным, очень важным инструментом идеологического перевоспитания западных немцев. Вопрос, таким образом, не в телевизоре, а в том, кто, как и зачем его использует.

история

Previous post Next post
Up